Решение по делу № 2а-1156/2018 от 10.08.2018

Административное дело №2а-1156/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 РіРѕРґР°                              РіРѕСЂРѕРґ Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Е.А.

при секретаре Чистяковой Н.А.,

с участием

помощника прокурора Молчановой О.А.,

представителей административного истца Березина А.В., Ульяновского А.С.,

представителей административного ответчика Голдина И.Г., адвоката Иванова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богомолова А.Е. к МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» об оспаривании постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности,

установил:

Богомолов А.Е. обратился в Конаковский городской суд с административным иском к МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» о

признании незаконным и отмене решения МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» № 86 от 06.08.2018 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года»;

возложении обязанности на МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» зарегистрировать Богомолова А.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года;

обращении решения суда к немедленному исполнению.

Свои требования мотивировал тем, что им в МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» были поданы документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 в порядке самовыдвижения, в том числе подписные листы с подписями 14 избирателей. 06.08.2018 года МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» было издано Постановление № 86, которым постановлено (п. 1): «Отказать в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолову А.Е., 1986 года рождения, директору ООО «Квалитет»». В обоснование данного решения в Постановлении указано, что в результате проведённой Рабочей группой по приёму и проверке документов, представленных кандидатами в депутаты, уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию города Конаково при проведении выборов депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва, проверки подписных листов с подписями избирателей, 14 подписей признаны недействительными на основании п. 4 ст. 33 избирательного Кодекса Тверской области, поскольку в папке № 1 с подписными листами кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на страницах 1, 2, 3, 4, и 5 отсутствуют сведения о городе, где находится место проживания лица, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения. Согласно постановлению главы Конаковского района Тверской области от 05.09.2005 г. № 958 «О присвоении почтовых адресов земельным участкам в микрорайоне «Зеленый Бор» в г. Конаково» участкам в данном микрорайоне присвоен адрес: Тверская область, г. Конаково, м-н «Зеленый Бор» ул. Изумрудная, номер дома. Согласно постановлению администрации города Конаково от 04.04.2018 г. №252 «О присвоении адреса» прописано следующее: «Присвоить микрорайону «Зеленый Бор» адрес: Тверская область, Конаковский район, городское поселение город Конаково, г. Конаково, микрорайон «Зелёный Бор». Согласно приложению 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежит заполнению графа с информацией о месте проживания кандидата, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения, содержащая информацию о «наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства». В соответствии с пп. «д» п. 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области и пп. «д1» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым и достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Указав на положения пп. «з» п. 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пп. «з» п. 9 ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области, правила отраженные в п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области, а также учитывая п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», форму приложения №8 к Федеральному закону, считает данное решение избирательной комиссии необоснованным и незаконным.

Отметил, что в этом же приложении 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в примечаниях указано, что «Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства».

Полагает, что в его случае это отсутствие сведений в подписном листе о наименовании города, где находится место проживания кандидата в депутаты, за которого осуществлялся сбор подписей в поддержку самовыдвижения. В паспорте административного истца в графе «Место жительства» в рамках официального штампа указано следующее: «ОУФМС России по Тверской области в Конаковском районе зарегистрирован м-н «Зелёный бор» ул. Изумрудная дом № 4, 16.02.2005 г. Подпись» и проставлена подпись уполномоченного лица. Соответственно в подписных листах он не указывал наименование город Конаково, а лишь область, район, название микрорайона в строгом соответствии с указанными в паспорте данными. В противном случае (указание наименования города) он бы предоставил избирательной комиссии недостоверные сведения, не соответствующие представленным документам.

При этом ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1483-0, Определение от 19 октября 2010 года № 1426-О-О, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указал, что исходя из буквального смыла приведенных норм, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер.

Следовательно, не указание им в подписном листе сведений о наименовании города, поскольку такие сведения не содержатся в данных паспорта в разделе «Место жительства», не может и не должно расцениваться как нарушение избирательного законодательства Российской Федерации и Тверской области, поскольку я имею фактическое место жительства в г. Конаково, и это никем не оспаривается и не опровергается. При этом, м-р «Зеленый бор» в Конаковском районе Тверской области находится исключительно в городе Конаково, в связи с чем, это не препятствует однозначному восприятию избирателями адреса моего места жительства с учётом фактических особенностей места жительства.

Основное назначение паспорта - удостоверение личности. Паспорт это единственный утверждённый государством документ, предназначенный для этой цели. К основным сведениям, которые должны быть в него внесены, относятся: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. А сведения о регистрационном учёте относятся к категории отметки, т.е. регистрация по месту жительства и снятии с регистрационного учета не относится к основным, обязательными для занесения в удостоверяющий человека документ сведениям.

В паспорте административного истца соответствующая отметка о регистрации по месту жительства произведена в строгом соответствии с Инструкцией о порядке выдачи, замены, учёта и хранения паспортов гражданина Российской Федерации.

Поэтому, выводы в Постановлении № 86 от 06.08.2018 года о признании недействительными 14 подписей избирателей в подписных листах, поскольку папке № 1 с подписными листами кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на страницах 1, 2, 3, 4, и 5, отсутствуют сведения о городе, где находится место проживания лица, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения не основаны на законе. В подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей о кандидате указаны в полном объёме и соответствуют действительности. Поэтому у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах.

Считает, что оспариваемое постановление избирательной комиссии от 06.08.2018 года №86 нарушает его конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления. Учитывая, что выборы в Совет депутатов города Конаково четвёртого созыва назначены на 9 сентября 2018 года, и законом административному истцу гарантировано право на осуществление предвыборной агитации, в случае удовлетворения данного административного искового заявления полагает возможным просить суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного, ссылаясь на ст. 188, ч. 2 ст. 239, ст. 244 КАС РФ, обратился с настоящим административным иском.

Административный истец Богомолов А.Е. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей Березина А.В., Ульяновского А.С.

Представитель административного истца по доверенности Березин А.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном иске, представил в письменном виде уточнения оснований исковых требований. Отметил, что кандидат в депутаты, учитывая форму подписного листа, наличие сведений указанных в паспорте в данном случае не мог указать город, а лишь субъект РФ, район и микрорайон. Полагает, что нарушений формы подписного листа не имеется, как отсутствуют основания утверждать, что указаны в нем неполные или недостоверные сведения о кандидате в депутаты. Решение избирательной комиссии не соответствует действующему законодательству, поскольку в данном случае указание места проживания кандидата в депутаты, исходя из данных паспорта являлось достаточным и верным, не имеется оснований для утверждения о наличии в подписных листах неполных или недостоверных сведений о кандидате. Полагает, что региональное законодательство не должно противоречить, дополнять или уточнять положения Федерального закона, в данном случае ч. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области противоречит ч. 8 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ. В тоже время, в соответствии с п. 13 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Учитывая Устав муниципального образования города Конаково, Решение Совета депутатов город Конаково от 23.12.2016 г. о формировании состава МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» большинство от установленного числа членов Избирательная комиссия с правом решающего голоса равно пяти, однако из присутствовавших шести членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса на заседании 06 августа 2018 года № 16, на котором решался вопрос о регистрации или об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты, лишь четверо членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса проголосовали за отказ ему в регистрации, что меньше половины от установленного численного состава этой избирательной комиссии, при этом два члена указанной избирательной комиссии с правом решающего голоса воздержались от голосования, что является безусловным основанием для отмены судом оспариваемого административным истцом решения. Кроме того, согласно абз. 6 п.40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.03.2011 г. №5 в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основании для отказа в регистрации. В отношении кандидата в депутаты Богомолова А.Е. иных оснований для отказа не установлено, в связи с чем полагает требование о возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты законно и обосновано. Также отметил законность требования о приведении решения к немедленному исполнению в виду сроков назначенных выборов, необходимости изготовить бюллетени. Отметил, что анализируя нормы действующего Федерального законодательства и Избирательный кодекс Тверской области в совокупности - ст. 101, п.1 ст. 21 Избирательного кодекса Тверской области и п. 1 ст. 18, п.1 ст. 25 Федерального закона №67-ФЗ, МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» в отсутствие решения о принятии на себя полномочий окружной избирательной комиссии не может осуществлять деятельность и принимать документы от кандидатов в депутаты. Вместе с тем, в настоящее время административному ответчику ни что не препятствует вынести соответствующее решение и опубликовать его. На основании изложенного просил требования административного истца удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного истца адвокат Ульяновский А.С. в судебном заседании поддержал доводы административного иска, пояснения Березина А.В. Просил исковые требования удовлетворить. Полагает, что иных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты у МКУ «Избирательная комиссия города Конаково».

Председатель МКУ «Избирательной комиссии города Конаково» Голдин И.Г. в судебном заседании не согласился с требованиями и доводами в обоснование требований административного истца. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что законодатель не связывает понятия адрес кандидата и место проживание кандидата, как того требует указание в подписных листах. В данной форме 8 кандидату в депутаты необходимо было указать место проживания: субъект РФ, район и город, а внизу подписного листа, как лицо собиравшего подписи избирателей указать данные адреса согласно паспорта. Не указав город в котором Богомолов А.Е. проживает, он ввел в заблуждение своих избирателей. Полагает, что кандидат в депутаты должен знать, что проживает в городе Конаково. Иных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Богомолова А.Е. не имелось. Считает, что действия комиссии произведены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тверской области. Указал, что избирательная комиссия города сформирована в соответствии с действующим законодательством, работает на основании утвержденного Положения, никакого дополнительного решения о принятии полномочий нет и не требуется. По протоколу заседания Избирательной комиссии города Конаково, её кворуме для принятия решения ничего не пояснил суду.

Представитель административного ответчика адвокат Иванов А.В. в судебном заседании не согласился с требованиями административного истца, полагает доводы административного иска подлежат отклонению. Указал, что статья 37 Федерального закона № 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов. В п. 8 указанной статьи установлено, что форма подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1. и 8 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению № 8 в подписном листе обязательно указываются наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункт, где находится место жительства кандидата в депутаты. В п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области указано, что в каждом подписном листе в поддержку выдвижения кандидата указываются наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата. Из анализа приведённых норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в сведениях о кандидате наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата обязательно для исполнения всеми участниками избирательного процесса. Между тем, указанные сведения в отношении кандидата Богомолова А.Е., указанных в представленных подписных листа, отсутствуют, так как последний проживает в
г. Конаково, который является одним из 6 городским поселений в Конаковском районе. В связи с изложенным нельзя признать правомерным суждение Административного истца о том, что отсутствие в паспорте кандидата сведений о регистрации по месту жительства наименования города дает право при оформлении подписного листа указать информацию в меньшем объёме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством. Ссылка истца в своих доводах искового заявления на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19 октября 2010 г. № 1426-О-О, нельзя признать правильной, поскольку Федеральным законом от 23 июля 2011 г. № 259-ФЗ в статью 37 Федерального закона № 67-ФЗ внесены изменения, согласно которым в отличие от ранее действовавших положений субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать форму подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данные нормы необходимо применять во взаимосвязи с Пленумом Верховного Суда РФ, то есть, что в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют. Ссылка Административного истца на отсутствие в Конаковском районе Комсомольского сквера не может быть предметом рассмотрения в суде, так как указанные сведения внесены в графу сведения о лице, осуществлявшего сбор подписей. Как следует из содержания обжалуемого постановления и не оспаривается Административным истцом, что в представленных Административным истцом подписных листах в графе "проживающего (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства)" не указан город Конаково. Согласно п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ Недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп. "г"); все подписи избирателен в подписном листе в случае сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (пп. "з"). Аналогичные положения изложены в ст. 35 п. 9 пп. "г", пп. "з" Избирательного кодекса Тверской области. Следовательно, все подписи, представленные в поддержку кандидата Административного истца, являются недействительными, то есть отсутствует одно из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ: необходимое для регистрация кандидата соответствующей избирательной комиссией количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичные положения законодательства изложены в пп. "д" п. 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области. При таком положении МКУ "Избирательная комиссия города Конаково" правомерно вынесла постановление № 86 от 06.08.2018 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты". Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство от гражданина, претендующего па занятие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строго соблюдения всех предписаний избирательного законодательства. На основании изложенного, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Помощник Конаковского межрайонного прокурора Молчанова О.А. в судебном заседании дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца, указала на законность действий МКУ «Избирательная комиссия города Конаково». Отметила, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия может быть юридическим лицом, в связи с чем МКУ «Избирательна комиссия города Конаково» на законных оснований осуществляет свои полномочия в рамках назначенных выборов.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

    РџРѕР»РѕР¶РµРЅРёСЏРјРё С‡. 4 СЃС‚. 240 РљРђРЎ Р Р¤ установлено, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, касающееся решения избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РєРѕРјРёСЃСЃРёРё референдума Рѕ регистрации кандидата, СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проведению референдума, РёРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ участников референдума, РѕР± отказе РІ такой регистрации, Рѕ заверении СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, СЃРїРёСЃРєР° кандидатов РїРѕ одномандатным (многомандатным) избирательным округам, РѕР± отказе РІ этом заверении, может быть подано РІ СЃСѓРґ РІ течение десяти дней СЃРѕ РґРЅСЏ принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории Тверской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Тверской области, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Тверской области от 07.04.2003 г. N 20-ЗО "Избирательный кодекс Тверской области».

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 5 ст. 75 указанного Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

В соответствии с п. 5 ст. 71 Избирательного кодекса Тверской области в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение избирательной комиссии.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ и ст. 72 Избирательного кодекса Тверской области.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 76 вышеуказанного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Таких оснований для отмены решения МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» судом не установлено.

Решением Совета депутатов города Конаково № 452 от 29.12.2011 года сформирована избирательная комиссия муниципального образования городское поселение город Конаково и о придании ей статуса юридического лица, сформирована сроком на пять лет в количестве восьми членов с правом решающего голоса. На основании данного решения произведена регистрации МКУ «Избирательная комиссия города Конаково».

Решением Совета депутатов города Конаково №345 от 23 декабря 2016 года сформирован состав МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» сроком на пять лет в количестве восьми членов с правом решающего голоса.

Согласно представленной копии постановления МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» от 11.01.2017 года № 1 председателем назначен Голдин И.Г.

Решением Совета депутатов города Конаково №467 от 19.06.2018 года назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования городское поселение город Конаково четвертого созыва на 09 сентября 2018 года.

Судом установлено, что Богомолов А.Е. обратился в МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» 24 июля 2018 года с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 в порядке самовыдвижения. Документы для выдвижения кандидата в депутаты приняты избирательной комиссией 24 июля 2018 года в 11 час 50 мин.

С заявлением о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №16 на выборах депутатов в Совет депутатов города Конаково четвертого созыва Богомолов А.Е. обратился 28 июля 2018 года в 11 час. 25 мин., о чем выдано подтверждение получения документов. Вместе с заявлением Богомолов А.Е. в МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» были поданы: подписные листы (5 листов), протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному округу № 16.

Постановлением МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» № 86 от 06 августа 2018 года, Богомолову А.Е. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Вышеуказанное оспариваемое постановление мотивировано тем, что в результате проведенной Рабочей группой по приему и проверке документов, представленных кандидатами в депутаты, уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию города Конаково при проведении выборов депутатов Совета депутатов города Конаково четверного созыва, проверки подписных листов с подписями избирателей 14 подписей признаны недействительными на основании п. 4 ст.33 избирательного Кодекса Тверской области, поскольку в папке № 1 с подписными листами кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на страницах 1, 2, 3, 4 и 5 отсутствуют сведения о городе, где находится место проживания лица, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения. Согласно постановлению главы Конаковского района Тверской области от 05.09.2005 года № 958 «О присвоении почтовых адресов земельным участкам в микрорайоне «Зеленый бор» в г. Конаково» участкам в данном микрорайоне присвоен адрес: Тверская область, г.Конаково, м-н «Зеленый Бор», ул. Изумрудная, номер дома. Согласно постановлению администрации города Конаково от 04.04.2018 года № 252 «О присвоении адреса», указано: «Присвоить микрорайону «Зеленый Бор» адрес: Тверская область, Конаковский район, городское поселение город Конаково, г. Конаково, микрорайон «Зеленый Бор».

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Форма подписного листа, указанного в Приложении 8 к названному Федеральному закону, в качестве обязательного реквизита предусматривает написание наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата и места жительства лица, удостоверившего подписной лист.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Статья 37 Федерального закона № 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.

В силу п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению № 8 к настоящему Федеральному закону.

Согласно ч. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области, подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме согласно приложениям 4.1, 5, 6, 7.1, 8 к Федеральному закону. В каждом подписном листе в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого на выборную должность, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и номер и (или) наименование избирательного округа, в котором он выдвигается (кроме кандидатов, выдвинутых на выборную должность), наименование выборной должности в соответствии с уставом муниципального образования (для кандидатов, выдвинутых на выборную должность). Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 3 статьи 29, пунктом 1 статьи 32 настоящего Кодекса указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

Согласно указанной форме подписные листы должны, в частности, содержать сведения о месте жительства кандидата с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства. Соблюдение формы подписного листа является обязательным.

Из Итогового протокола от 02.08.2018 года проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Богомолова А.Е., рабочей группой МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» следует, что было проверено 14 подписей избирателей и все признаны недействительными, недостоверными по причине того, что сведения о кандидате не соответствуют действительности – пп. «з» п. 9 ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области, одна запись - по причине того, что сведения об избирателе не соответствуют действительности пп. «в» п. 9 ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области.

В соответствии с пп. «д» п. 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является необходимым и достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.

Исходя из буквального толкования пп «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи в подписном листе признаются недействительными, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Согласно пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными, если форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложению 8 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Суд, исследовав в судебном заседании оригиналы подписных листов, приходит к выводу о законности решения МКУ «Территориальная избирательная комиссия города Конаково» от 06 августа 2018 года об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты в Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва в связи с отсутствием достаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей. Судом установлено, что представленные Богомоловым А.Е. в избирательную комиссию подписи избирателей являются недействительными (недостоверными), поскольку сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, в частности, в верхней части подписного листа не в полном объеме указано место проживания кандидата, как указан лишь субъект РФ и муниципальный район, тогда как город «Конаково» не указано, несмотря на обязательность указания населенного пункта наряду с районом и субъектом РФ.

Доводы административного истца и его представителей изложенные, в том числе в административном иске, а также ссылка на несоответствие положений
ч. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, с учетом установленных судом обстоятельств направлена на неверно толкование норм материального права.

Между тем, довод представителя административного истца Березина А.В. о нарушение избирательной комиссией порядка принятия решения при регистрации кандидата Богомолова А.Е. подлежит отдельной судебной проверке.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона № 67-ФЗ постановлением МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» полномочия всех окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 9 сентября 2018 года, в том числе по регистрации кандидатов, возложены на МКУ «Избирательная комиссия города Конаково».

На основании п. 1 и пп. «в» п. 8 ст. 25 Федерального закона № 67-ФЗ окружная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов по одномандатным избирательным округам

Согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

На основании п. 4 ст. 41 Устава муниципального образования город Конаково Конаковского района Тверской области (в новой редакции), принятого решением Совета депутатов города Конаково от 02.03.2006 г. № 41, официально опубликованного для всеобщего обозрения, избирательная комиссия города Конаково формируется в количестве восьми членов с правом решающего голоса, сроком на пять лет.

П. 1 Решения Совета депутатов города Конаково от 23.12.2016 г. № 345 «О формировании состава МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» состав МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» сформирован сроком на пять лет в количестве восьми членов с правом решающего голоса, согласно Приложению 1.

В соответствии с п. 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Таким образом, большинство от установленного числа членов МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» с правом решающего голоса равно пяти, однако из присутствовавших шести членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса на заседании 06 августа 2018 года № 16, на котором решался вопрос о регистрации или об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 на выборах 9 сентября 2018 года, лишь четверо членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса проголосовали за отказ ему в регистрации, что меньше половины от установленного численного состава этой избирательной комиссии, при этом два члена указанной избирательной комиссии с правом решающего голоса воздержались от голосования, что является безусловным основанием для отмены судом оспариваемого административным истцом решения избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты и признания такого решения незаконным.

Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06 августа 2018 года по итогам рассмотрения документов о регистрации Богомолова А.Е. кандидатом в депутаты 4 члена МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» из 6 принимавших участие в заседании проголосовали "за", воздержались от голосования 2.

Установив, таким образом, что при регистрации кандидата избирательной комиссией было допущено нарушение положений пункта 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку вместо 5 членов комиссии за отказ в регистрации Богомолова А.Е. кандидатом в депутаты проголосовало только 4, суд не имеет оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии соответствующим закону.

Учитывая, что в установленном законом порядке решение о регистрации Богомолова А.Е. кандидатом в депутаты МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» принято не было, суд не входит в обсуждение вопроса о возможности регистрации кандидата и возложении обязанности на административного ответчика произвести действия по регистрации Богомолова А.Е. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

Административное исковое заявление Богомолова А.Е. к МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить Постановление МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» №86 от 06 августа 2018 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвертого созыва 09 сентября 2018 года», в остальной части исковых требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционные жалоба, представление в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                              Р•.Рђ. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2018 года

Председательствующий                          Р•.Рђ. Никитина

2а-1156/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Богомолов А. Е.
Ответчики
МКУ "Избирательная комиссия города Конаково"
Суд
Конаковский городской суд Тверской области
Судья
Никитина Е.А.
Дело на сайте суда
konakovsky.twr.sudrf.ru
10.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
10.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
14.08.2018[Адм.] Судебное заседание
15.08.2018[Адм.] Судебное заседание
16.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2018[Адм.] Дело оформлено
21.08.2018[Адм.] Дело передано в экспедицию
15.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее