Административное дело №2а-1156/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 августа 2018 года город Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Никитиной Е.А.
при секретаре Чистяковой Н.А.,
с участием
помощника прокурора Молчановой О.А.,
представителей административного истца Березина А.В., Ульяновского А.С.,
представителей административного ответчика Голдина Р.Р“., адвоката Рванова Рђ.Р’.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Богомолова Рђ.Р•. Рє РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» РѕР± оспаривании постановления РѕР± отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты, возложении обязанности,
установил:
Богомолов Рђ.Р•. обратился РІ Конаковский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» Рѕ
признании незаконным Рё отмене решения РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» в„– 86 РѕС‚ 06.08.2018 РіРѕРґР° «Об отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 Богомолова Рђ.Р•. РЅР° выборах депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года»;
возложении обязанности РЅР° РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» зарегистрировать Богомолова Рђ.Р•. кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 Богомолова Рђ.Р•. РЅР° выборах депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 РіРѕРґР°;
обращении решения суда к немедленному исполнению.
РЎРІРѕРё требования мотивировал тем, что РёРј РІ РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» были поданы документы для регистрации кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвёртого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения, РІ том числе подписные листы СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё 14 избирателей. 06.08.2018 РіРѕРґР° РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» было издано Постановление в„– 86, которым постановлено (Рї. 1): «Отказать РІ регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвёртого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 Богомолову Рђ.Р•., 1986 РіРѕРґР° рождения, директору РћРћРћ «Квалитет»». Р’ обоснование данного решения РІ Постановлении указано, что РІ результате проведённой Рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ РїРѕ приёму Рё проверке документов, представленных кандидатами РІ депутаты, уполномоченными представителями избирательных объединений РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РїСЂРё проведении выборов депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвёртого созыва, проверки подписных листов СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей, 14 подписей признаны недействительными РЅР° основании Рї. 4 СЃС‚. 33 избирательного Кодекса Тверской области, поскольку РІ папке в„– 1 СЃ подписными листами кандидата РІ депутаты РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 Богомолова Рђ.Р•. РЅР° страницах 1, 2, 3, 4, Рё 5 отсутствуют сведения Рѕ РіРѕСЂРѕРґРµ, РіРґРµ находится место проживания лица, Р·Р° которого осуществляется СЃР±РѕСЂ подписей РІ поддержку самовыдвижения. Согласно постановлению главы Конаковского района Тверской области РѕС‚ 05.09.2005 Рі. в„– 958 «О присвоении почтовых адресов земельным участкам РІ микрорайоне «Зеленый Бор» РІ Рі. Конаково» участкам РІ данном микрорайоне присвоен адрес: Тверская область, Рі. Конаково, Рј-РЅ «Зеленый Бор» СѓР». Рзумрудная, номер РґРѕРјР°. Согласно постановлению администрации РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РѕС‚ 04.04.2018 Рі. в„–252 «О присвоении адреса» прописано следующее: «Присвоить микрорайону «Зеленый Бор» адрес: Тверская область, Конаковский район, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение РіРѕСЂРѕРґ Конаково, Рі. Конаково, микрорайон «Зелёный Бор». Согласно приложению 8 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» подлежит заполнению графа СЃ информацией Рѕ месте проживания кандидата, Р·Р° которого осуществляется СЃР±РѕСЂ подписей РІ поддержку самовыдвижения, содержащая информацию Рѕ «наименовании субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, района, РіРѕСЂРѕРґР°, РёРЅРѕРіРѕ населённого пункта, РіРґРµ находится место жительства». Р’ соответствии СЃ РїРї. «д» Рї. 8 СЃС‚. 36 Рзбирательного кодекса Тверской области Рё РїРї. «д1В» Рї. 24 СЃС‚. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» необходимым Рё достаточным основанием для отказа РІ регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Указав РЅР° положения РїРї. «з» Рї. 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё РїРї. «з» Рї. 9 СЃС‚. 35 Рзбирательного кодекса Тверской области, правила отраженные РІ Рї. 4 СЃС‚. 33 Рзбирательного кодекса Тверской области, Р° также учитывая Рї. 8 СЃС‚. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме», форму приложения в„–8 Рє Федеральному закону, считает данное решение избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё необоснованным Рё незаконным.
Отметил, что в этом же приложении 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в примечаниях указано, что «Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства».
Полагает, что РІ его случае это отсутствие сведений РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе Рѕ наименовании РіРѕСЂРѕРґР°, РіРґРµ находится место проживания кандидата РІ депутаты, Р·Р° которого осуществлялся СЃР±РѕСЂ подписей РІ поддержку самовыдвижения. Р’ паспорте административного истца РІ графе «Место жительства» РІ рамках официального штампа указано следующее: «ОУФМС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области РІ Конаковском районе зарегистрирован Рј-РЅ «Зелёный Р±РѕСЂВ» СѓР». Рзумрудная РґРѕРј в„– 4, 16.02.2005 Рі. РџРѕРґРїРёСЃСЊВ» Рё проставлена РїРѕРґРїРёСЃСЊ уполномоченного лица. Соответственно РІ подписных листах РѕРЅ РЅРµ указывал наименование РіРѕСЂРѕРґ Конаково, Р° лишь область, район, название микрорайона РІ строгом соответствии СЃ указанными РІ паспорте данными. Р’ противном случае (указание наименования РіРѕСЂРѕРґР°) РѕРЅ Р±С‹ предоставил избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё недостоверные сведения, РЅРµ соответствующие представленным документам.
При этом ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1483-0, Определение от 19 октября 2010 года № 1426-О-О, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указал, что исходя из буквального смыла приведенных норм, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер.
Следовательно, не указание им в подписном листе сведений о наименовании города, поскольку такие сведения не содержатся в данных паспорта в разделе «Место жительства», не может и не должно расцениваться как нарушение избирательного законодательства Российской Федерации и Тверской области, поскольку я имею фактическое место жительства в г. Конаково, и это никем не оспаривается и не опровергается. При этом, м-р «Зеленый бор» в Конаковском районе Тверской области находится исключительно в городе Конаково, в связи с чем, это не препятствует однозначному восприятию избирателями адреса моего места жительства с учётом фактических особенностей места жительства.
Основное назначение паспорта - удостоверение личности. Паспорт это единственный утверждённый государством документ, предназначенный для этой цели. К основным сведениям, которые должны быть в него внесены, относятся: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. А сведения о регистрационном учёте относятся к категории отметки, т.е. регистрация по месту жительства и снятии с регистрационного учета не относится к основным, обязательными для занесения в удостоверяющий человека документ сведениям.
Р’ паспорте административного истца соответствующая отметка Рѕ регистрации РїРѕ месту жительства произведена РІ строгом соответствии СЃ Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ выдачи, замены, учёта Рё хранения паспортов гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Поэтому, выводы в Постановлении № 86 от 06.08.2018 года о признании недействительными 14 подписей избирателей в подписных листах, поскольку папке № 1 с подписными листами кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова А.Е. на страницах 1, 2, 3, 4, и 5, отсутствуют сведения о городе, где находится место проживания лица, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения не основаны на законе. В подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей о кандидате указаны в полном объёме и соответствуют действительности. Поэтому у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах.
Считает, что оспариваемое постановление избирательной комиссии от 06.08.2018 года №86 нарушает его конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления. Учитывая, что выборы в Совет депутатов города Конаково четвёртого созыва назначены на 9 сентября 2018 года, и законом административному истцу гарантировано право на осуществление предвыборной агитации, в случае удовлетворения данного административного искового заявления полагает возможным просить суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 188, ч. 2 ст. 239, ст. 244 КАС РФ, обратился с настоящим административным иском.
Административный истец Богомолов А.Е. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей Березина А.В., Ульяновского А.С.
Представитель административного истца РїРѕ доверенности Березин Рђ.Р’. РІ судебном заседании поддержал РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ административном РёСЃРєРµ, представил РІ письменном РІРёРґРµ уточнения оснований исковых требований. Отметил, что кандидат РІ депутаты, учитывая форму РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРіРѕ листа, наличие сведений указанных РІ паспорте РІ данном случае РЅРµ РјРѕРі указать РіРѕСЂРѕРґ, Р° лишь субъект Р Р¤, район Рё микрорайон. Полагает, что нарушений формы РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРіРѕ листа РЅРµ имеется, как отсутствуют основания утверждать, что указаны РІ нем неполные или недостоверные сведения Рѕ кандидате РІ депутаты. Решение избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ соответствует действующему законодательству, поскольку РІ данном случае указание места проживания кандидата РІ депутаты, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· данных паспорта являлось достаточным Рё верным, РЅРµ имеется оснований для утверждения Рѕ наличии РІ подписных листах неполных или недостоверных сведений Рѕ кандидате. Полагает, что региональное законодательство РЅРµ должно противоречить, дополнять или уточнять положения Федерального закона, РІ данном случае С‡. 4 СЃС‚. 33 Рзбирательного кодекса Тверской области противоречит С‡. 8 СЃС‚. 37 Федерального закона в„–67-ФЗ. Р’ тоже время, РІ соответствии СЃ Рї. 13 СЃС‚. 28 Федерального закона в„– 67-ФЗ решения избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ регистрации кандидатов принимаются РЅР° заседании избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё большинством голосов РѕС‚ установленного числа членов избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса. Учитывая Устав муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Конаково, Решение Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґ Конаково РѕС‚ 23.12.2016 Рі. Рѕ формировании состава РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» большинство РѕС‚ установленного числа членов Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ СЃ правом решающего голоса равно пяти, однако РёР· присутствовавших шести членов данной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса РЅР° заседании 06 августа 2018 РіРѕРґР° в„– 16, РЅР° котором решался РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ регистрации или РѕР± отказе РІ регистрации Богомолову Рђ.Р•. кандидатом РІ депутаты, лишь четверо членов данной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса проголосовали Р·Р° отказ ему РІ регистрации, что меньше половины РѕС‚ установленного численного состава этой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РїСЂРё этом РґРІР° члена указанной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса воздержались РѕС‚ голосования, что является безусловным основанием для отмены СЃСѓРґРѕРј оспариваемого административным истцом решения. РљСЂРѕРјРµ того, согласно абз. 6 Рї.40 Постановления Пленума Верховного СЃСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 31.03.2011 Рі. в„–5 РІ случае отмены решения избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕР± отказе РІ регистрации кандидата СЃСѓРґ вправе возложить РЅР° РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ обязанность зарегистрировать кандидата, если РїСЂРё рассмотрении дела РЅРµ были установлены иные основании для отказа РІ регистрации. Р’ отношении кандидата РІ депутаты Богомолова Рђ.Р•. иных оснований для отказа РЅРµ установлено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем полагает требование Рѕ возложении обязанности зарегистрировать кандидата РІ депутаты законно Рё обосновано. Также отметил законность требования Рѕ приведении решения Рє немедленному исполнению РІ РІРёРґСѓ СЃСЂРѕРєРѕРІ назначенных выборов, необходимости изготовить бюллетени. Отметил, что анализируя РЅРѕСЂРјС‹ действующего Федерального законодательства Рё Рзбирательный кодекс Тверской области РІ совокупности - СЃС‚. 101, Рї.1 СЃС‚. 21 Рзбирательного кодекса Тверской области Рё Рї. 1 СЃС‚. 18, Рї.1 СЃС‚. 25 Федерального закона в„–67-ФЗ, РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» РІ отсутствие решения Рѕ принятии РЅР° себя полномочий РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ может осуществлять деятельность Рё принимать документы РѕС‚ кандидатов РІ депутаты. Вместе СЃ тем, РІ настоящее время административному ответчику РЅРё что РЅРµ препятствует вынести соответствующее решение Рё опубликовать его. РќР° основании изложенного РїСЂРѕСЃРёР» требования административного истца удовлетворить РІ полном объеме.
Представитель административного истца адвокат Ульяновский Рђ.РЎ. РІ судебном заседании поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєР°, пояснения Березина Рђ.Р’. РџСЂРѕСЃРёР» исковые требования удовлетворить. Полагает, что иных оснований для отказа РІ регистрации кандидата РІ депутаты Сѓ РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково».
Председатель РњРљРЈ В«Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» Голдин Р.Р“. РІ судебном заседании РЅРµ согласился СЃ требованиями Рё доводами РІ обоснование требований административного истца. РџСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что законодатель РЅРµ связывает понятия адрес кандидата Рё место проживание кандидата, как того требует указание РІ подписных листах. Р’ данной форме 8 кандидату РІ депутаты необходимо было указать место проживания: субъект Р Р¤, район Рё РіРѕСЂРѕРґ, Р° РІРЅРёР·Сѓ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРіРѕ листа, как лицо собиравшего РїРѕРґРїРёСЃРё избирателей указать данные адреса согласно паспорта. РќРµ указав РіРѕСЂРѕРґ РІ котором Богомолов Рђ.Р•. проживает, РѕРЅ ввел РІ заблуждение СЃРІРѕРёС… избирателей. Полагает, что кандидат РІ депутаты должен знать, что проживает РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Конаково. Рных оснований для отказа РІ регистрации кандидата РІ депутаты Богомолова Рђ.Р•. РЅРµ имелось. Считает, что действия РєРѕРјРёСЃСЃРёРё произведены РІ соответствии СЃ действующим законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Тверской области. Указал, что избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° сформирована РІ соответствии СЃ действующим законодательством, работает РЅР° основании утвержденного Положения, никакого дополнительного решения Рѕ принятии полномочий нет Рё РЅРµ требуется. РџРѕ протоколу заседания Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Конаково, её РєРІРѕСЂСѓРјРµ для принятия решения ничего РЅРµ РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ.
Представитель административного ответчика адвокат Рванов Рђ.Р’. РІ судебном заседании РЅРµ согласился СЃ требованиями административного истца, полагает РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєР° подлежат отклонению. Указал, что статья 37 Федерального закона в„– 67-ФЗ регламентирует отношения РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ подписей РІ поддержку выдвижения кандидатов. Р’ Рї. 8 указанной статьи установлено, что форма подписных листов для СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РІ поддержку выдвижения СЃРїРёСЃРєРѕРІ кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов РІ депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1. Рё 8 Рє настоящему Федеральному закону. Согласно приложению в„– 8 РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе обязательно указываются наименование субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, района, РіРѕСЂРѕРґР°, РёРЅРѕРіРѕ населенного РїСѓРЅРєС‚, РіРґРµ находится место жительства кандидата РІ депутаты. Р’ Рї. 4 СЃС‚. 33 Рзбирательного кодекса Тверской области указано, что РІ каждом РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе РІ поддержку выдвижения кандидата указываются наименование субъекта Р Р¤, района, РіРѕСЂРѕРґР°, РёРЅРѕРіРѕ населенного пункта, РіРґРµ находится место жительства кандидата. РР· анализа приведённых РЅРѕСЂРј законодательства следует, что необходимость указания РІ подписных листах РІ сведениях Рѕ кандидате наименование субъекта Р Р¤, района, РіРѕСЂРѕРґР°, РёРЅРѕРіРѕ населенного пункта, РіРґРµ находится место жительства кандидата обязательно для исполнения всеми участниками избирательного процесса. Между тем, указанные сведения РІ отношении кандидата Богомолова Рђ.Р•., указанных РІ представленных подписных листа, отсутствуют, так как последний проживает РІ
Рі. Конаково, который является РѕРґРЅРёРј РёР· 6 РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј поселений РІ Конаковском районе. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным нельзя признать правомерным суждение Административного истца Рѕ том, что отсутствие РІ паспорте кандидата сведений Рѕ регистрации РїРѕ месту жительства наименования РіРѕСЂРѕРґР° дает право РїСЂРё оформлении РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРіРѕ листа указать информацию РІ меньшем объёме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством. Ссылка истца РІ СЃРІРѕРёС… доводах РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РЅР° правовую позицию Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенную РІ определении РѕС‚ 19 октября 2010 Рі. в„– 1426-Рћ-Рћ, нельзя признать правильной, поскольку Федеральным законом РѕС‚ 23 июля 2011 Рі. в„– 259-ФЗ РІ статью 37 Федерального закона в„– 67-ФЗ внесены изменения, согласно которым РІ отличие РѕС‚ ранее действовавших положений субъекты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ вправе устанавливать форму подписных листов для СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РІ поддержку самовыдвижения кандидатов РІ депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РџСЂРё этом Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации указал, что данные РЅРѕСЂРјС‹ необходимо применять РІРѕ взаимосвязи СЃ Пленумом Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤, то есть, что РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе может РЅРµ содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только РІ том случае, если РѕРЅРё фактически отсутствуют. Ссылка Административного истца РЅР° отсутствие РІ Конаковском районе Комсомольского сквера РЅРµ может быть предметом рассмотрения РІ СЃСѓРґРµ, так как указанные сведения внесены РІ графу сведения Рѕ лице, осуществлявшего СЃР±РѕСЂ подписей. Как следует РёР· содержания обжалуемого постановления Рё РЅРµ оспаривается Административным истцом, что РІ представленных Административным истцом подписных листах РІ графе "проживающего (наименование субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, района, РіРѕСЂРѕРґР°, РёРЅРѕРіРѕ населенного пункта, РіРґРµ находится место жительства)" РЅРµ указан РіРѕСЂРѕРґ Конаково. Согласно Рї. 6.4. СЃС‚. 38 Федерального закона в„– 67-ФЗ Недействительными признаются: РїРѕРґРїРёСЃРё избирателей, участников референдума без указания каких-либо РёР· сведений, требуемых РІ соответствии СЃ настоящим Федеральным законом (РїРї. "Рі"); РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё избирателен РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе РІ случае сведения Рѕ кандидате указаны РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе РЅРµ РІ полном объеме (РїРї. "Р·"). Аналогичные положения изложены РІ СЃС‚. 35 Рї. 9 РїРї. "Рі", РїРї. "Р·" Рзбирательного кодекса Тверской области. Следовательно, РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё, представленные РІ поддержку кандидата Административного истца, являются недействительными, то есть отсутствует РѕРґРЅРѕ РёР· условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Федерального закона в„– 67-ФЗ: необходимое для регистрация кандидата соответствующей избирательной комиссией количества подписей избирателей, собранных РІ поддержку выдвижения кандидата. РџРї. "Рґ" Рї. 24 СЃС‚. 38 Федерального закона в„– 67-ФЗ Основаниями отказа РІ регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичные положения законодательства изложены РІ РїРї. "Рґ" Рї. 8 СЃС‚. 36 Рзбирательного кодекса Тверской области. РџСЂРё таком положении РњРљРЈ "Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково" правомерно вынесла постановление в„– 86 РѕС‚ 06.08.2018 "РћР± отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты". Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РІ поддержку выдвижения кандидата, Р° также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство РѕС‚ гражданина, претендующего РїР° занятие должности РІ законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строго соблюдения всех предписаний избирательного законодательства. РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении заявленных требований отказать.
Помощник Конаковского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Молчанова Рћ.Рђ. РІ судебном заседании дала заключение РѕР± отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца, указала РЅР° законность действий РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково». Отметила, что РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 24 Федерального закона в„–67-ФЗ избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ может быть юридическим лицом, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РњРљРЈ В«Рзбирательна РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» РЅР° законных оснований осуществляет СЃРІРѕРё полномочия РІ рамках назначенных выборов.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Положениями ч. 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
РќР° территории Тверской области гарантии избирательных прав граждан РїСЂРё проведении выборов депутатов органов местного самоуправления муниципальных образований РЅР° территории Тверской области, РїРѕСЂСЏРґРѕРє назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, Р° также Законом Тверской области РѕС‚ 07.04.2003 Рі. N 20-Р—Рћ "Рзбирательный кодекс Тверской области».
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 указанного Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Р’ соответствии СЃ Рї. 5 СЃС‚. 71 Рзбирательного кодекса Тверской области РІ случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом, иными законами, СЃСѓРґ может отменить решение соответствующей избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ регистрации кандидата (СЃРїРёСЃРєР° кандидатов), РѕР± отказе РІ регистрации кандидата (СЃРїРёСЃРєР° кандидатов), РѕР± итогах голосования, Рѕ результатах выборов или РёРЅРѕРµ решение избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
Основания аннулирования регистрации кандидата (СЃРїРёСЃРєР° кандидатов), отмены решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ регистрации кандидата (СЃРїРёСЃРєР° кандидатов), РѕР± отказе РІ регистрации кандидата (СЃРїРёСЃРєР° кандидатов), исключении кандидата РёР· СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, отмены регистрации кандидата (СЃРїРёСЃРєР° кандидатов), инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проведению референдума урегулированы СЃС‚. 76 Федерального закона в„–67-ФЗ Рё СЃС‚. 72 Рзбирательного кодекса Тверской области.
Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 76 вышеуказанного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таких оснований для отмены решения РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлено.
Решением Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково в„– 452 РѕС‚ 29.12.2011 РіРѕРґР° сформирована избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ муниципального образования РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение РіРѕСЂРѕРґ Конаково Рё Рѕ придании ей статуса юридического лица, сформирована СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° пять лет РІ количестве РІРѕСЃСЊРјРё членов СЃ правом решающего голоса. РќР° основании данного решения произведена регистрации РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково».
Решением Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково в„–345 РѕС‚ 23 декабря 2016 РіРѕРґР° сформирован состав РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° пять лет РІ количестве РІРѕСЃСЊРјРё членов СЃ правом решающего голоса.
Согласно представленной РєРѕРїРёРё постановления РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» РѕС‚ 11.01.2017 РіРѕРґР° в„– 1 председателем назначен Голдин Р.Р“.
Решением Совета депутатов города Конаково №467 от 19.06.2018 года назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования городское поселение город Конаково четвертого созыва на 09 сентября 2018 года.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Богомолов Рђ.Р•. обратился РІ РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» 24 июля 2018 РіРѕРґР° СЃ заявлением Рѕ согласии баллотироваться кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвертого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения. Документы для выдвижения кандидата РІ депутаты приняты избирательной комиссией 24 июля 2018 РіРѕРґР° РІ 11 час 50 РјРёРЅ.
РЎ заявлением Рѕ регистрации кандидата РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„–16 РЅР° выборах депутатов РІ Совет депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвертого созыва Богомолов Рђ.Р•. обратился 28 июля 2018 РіРѕРґР° РІ 11 час. 25 РјРёРЅ., Рѕ чем выдано подтверждение получения документов. Вместе СЃ заявлением Богомолов Рђ.Р•. РІ РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» были поданы: подписные листы (5 листов), протокол РѕР± итогах СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РІ поддержку самовыдвижения кандидата РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвертого созыва РїРѕ одномандатному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16.
Постановлением РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» в„– 86 РѕС‚ 06 августа 2018 РіРѕРґР°, Богомолову Рђ.Р•. было отказано РІ регистрации кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвертого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16.
Вышеуказанное оспариваемое постановление мотивировано тем, что РІ результате проведенной Рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ РїРѕ приему Рё проверке документов, представленных кандидатами РІ депутаты, уполномоченными представителями избирательных объединений РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РїСЂРё проведении выборов депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четверного созыва, проверки подписных листов СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей 14 подписей признаны недействительными РЅР° основании Рї. 4 СЃС‚.33 избирательного Кодекса Тверской области, поскольку РІ папке в„– 1 СЃ подписными листами кандидата РІ депутаты РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 Богомолова Рђ.Р•. РЅР° страницах 1, 2, 3, 4 Рё 5 отсутствуют сведения Рѕ РіРѕСЂРѕРґРµ, РіРґРµ находится место проживания лица, Р·Р° которого осуществляется СЃР±РѕСЂ подписей РІ поддержку самовыдвижения. Согласно постановлению главы Конаковского района Тверской области РѕС‚ 05.09.2005 РіРѕРґР° в„– 958 «О присвоении почтовых адресов земельным участкам РІ микрорайоне «Зеленый Р±РѕСЂВ» РІ Рі. Конаково» участкам РІ данном микрорайоне присвоен адрес: Тверская область, Рі.Конаково, Рј-РЅ «Зеленый Бор», СѓР». Рзумрудная, номер РґРѕРјР°. Согласно постановлению администрации РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РѕС‚ 04.04.2018 РіРѕРґР° в„– 252 «О присвоении адреса», указано: «Присвоить микрорайону «Зеленый Бор» адрес: Тверская область, Конаковский район, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение РіРѕСЂРѕРґ Конаково, Рі. Конаково, микрорайон «Зеленый Бор».
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Форма подписного листа, указанного в Приложении 8 к названному Федеральному закону, в качестве обязательного реквизита предусматривает написание наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата и места жительства лица, удостоверившего подписной лист.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Статья 37 Федерального закона № 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.
В силу п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению № 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно С‡. 4 СЃС‚. 33 Рзбирательного кодекса Тверской области, подписные листы изготавливаются Р·Р° счет средств соответствующего избирательного фонда РїРѕ форме согласно приложениям 4.1, 5, 6, 7.1, 8 Рє Федеральному закону. Р’ каждом РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе РІ поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого РЅР° выборную должность, выдвинутого РїРѕ одномандатному (многомандатному) избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ, СЃРїРёСЃРєР° кандидатов указываются фамилия, РёРјСЏ, отчество, дата рождения, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ место работы или службы Рё занимаемая должность (РІ случае отсутствия РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ места работы или службы - СЂРѕРґ занятий) кандидата, если кандидат является депутатом Рё осуществляет СЃРІРѕРё полномочия РЅР° непостоянной РѕСЃРЅРѕРІРµ, - сведения РѕР± этом СЃ указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, района, РіРѕСЂРѕРґР°, РёРЅРѕРіРѕ населенного пункта, РіРґРµ находится место жительства кандидата, Рё номер Рё (или) наименование избирательного РѕРєСЂСѓРіР°, РІ котором РѕРЅ выдвигается (РєСЂРѕРјРµ кандидатов, выдвинутых РЅР° выборную должность), наименование выборной должности РІ соответствии СЃ уставом муниципального образования (для кандидатов, выдвинутых РЅР° выборную должность). Если Сѓ кандидата, данные которого указываются РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе, имелась или имеется судимость, дополнительно РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе указываются сведения Рѕ судимости кандидата. Если кандидат, сведения Рѕ котором содержатся РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе, РІ заявлении Рѕ согласии баллотироваться РІ соответствии СЃ пунктом 3 статьи 29, пунктом 1 статьи 32 настоящего Кодекса указал СЃРІРѕСЋ принадлежность Рє политической партии либо РёРЅРѕРјСѓ общественному объединению Рё СЃРІРѕР№ статус РІ данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения РѕР± этом указываются РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе.
Согласно указанной форме подписные листы должны, в частности, содержать сведения о месте жительства кандидата с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства. Соблюдение формы подписного листа является обязательным.
РР· Ртогового протокола РѕС‚ 02.08.2018 РіРѕРґР° проверки подписных листов СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей, собранными РІ поддержку выдвижения кандидата Богомолова Рђ.Р•., рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» следует, что было проверено 14 подписей избирателей Рё РІСЃРµ признаны недействительными, недостоверными РїРѕ причине того, что сведения Рѕ кандидате РЅРµ соответствуют действительности – РїРї. «з» Рї. 9 СЃС‚. 35 Рзбирательного кодекса Тверской области, РѕРґРЅР° запись - РїРѕ причине того, что сведения РѕР± избирателе РЅРµ соответствуют действительности РїРї. «в» Рї. 9 СЃС‚. 35 Рзбирательного кодекса Тверской области.
Р’ соответствии СЃ РїРї. «д» Рї. 8 СЃС‚. 36 Рзбирательного кодекса Тверской области РїРї. «д» Рї. 24 СЃС‚. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдум граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является необходимым Рё достаточным основанием для отказа РІ регистрации кандидата.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· буквального толкования РїРї «з» Рї. 6.4 СЃС‚. 38 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. РѕС‚ 03.07.2018) "РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе признаются недействительными, если сведения Рѕ кандидате указаны РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе РЅРµ РІ полном объеме или РЅРµ соответствуют действительности.
Согласно пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными, если форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложению 8 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Суд, исследовав в судебном заседании оригиналы подписных листов, приходит к выводу о законности решения МКУ «Территориальная избирательная комиссия города Конаково» от 06 августа 2018 года об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты в Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва в связи с отсутствием достаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей. Судом установлено, что представленные Богомоловым А.Е. в избирательную комиссию подписи избирателей являются недействительными (недостоверными), поскольку сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, в частности, в верхней части подписного листа не в полном объеме указано место проживания кандидата, как указан лишь субъект РФ и муниципальный район, тогда как город «Конаково» не указано, несмотря на обязательность указания населенного пункта наряду с районом и субъектом РФ.
Доводы административного истца и его представителей изложенные, в том числе в административном иске, а также ссылка на несоответствие положений
С‡. 4 СЃС‚. 33 Рзбирательного кодекса Тверской области положениям Федерального закона РѕС‚ 12 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„–67-ФЗ, СЃ учетом установленных СЃСѓРґРѕРј обстоятельств направлена РЅР° неверно толкование РЅРѕСЂРј материального права.
Между тем, довод представителя административного истца Березина А.В. о нарушение избирательной комиссией порядка принятия решения при регистрации кандидата Богомолова А.Е. подлежит отдельной судебной проверке.
Р’ соответствии СЃ Рї. 1 СЃС‚. 25 Федерального закона в„– 67-ФЗ постановлением РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» полномочия всех окружных избирательных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ одномандатных избирательных РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РїРѕ выборам депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвёртого созыва 9 сентября 2018 РіРѕРґР°, РІ том числе РїРѕ регистрации кандидатов, возложены РЅР° РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково».
На основании п. 1 и пп. «в» п. 8 ст. 25 Федерального закона № 67-ФЗ окружная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов по одномандатным избирательным округам
Согласно Рї. 6 СЃС‚. 24 Федерального закона в„–67-ФЗ Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ поселения формируется РІ количестве шести, РІРѕСЃСЊРјРё или десяти членов СЃ правом решающего голоса. Число членов избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
На основании п. 4 ст. 41 Устава муниципального образования город Конаково Конаковского района Тверской области (в новой редакции), принятого решением Совета депутатов города Конаково от 02.03.2006 г. № 41, официально опубликованного для всеобщего обозрения, избирательная комиссия города Конаково формируется в количестве восьми членов с правом решающего голоса, сроком на пять лет.
Рџ. 1 Решения Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РѕС‚ 23.12.2016 Рі. в„– 345 «О формировании состава РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» состав РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» сформирован СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° пять лет РІ количестве РІРѕСЃСЊРјРё членов СЃ правом решающего голоса, согласно Приложению 1.
Р’ соответствии СЃ Рї. 13 СЃС‚. 28 Федерального закона РѕС‚ 12 РёСЋРЅСЏ 2002 Рі. в„– 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - Федеральный закон в„– 67-ФЗ) решения избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ регистрации кандидатов принимаются РЅР° заседании избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё большинством голосов РѕС‚ установленного числа членов избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса. Таким образом, большинство РѕС‚ установленного числа членов РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» СЃ правом решающего голоса равно пяти, однако РёР· присутствовавших шести членов данной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса РЅР° заседании 06 августа 2018 РіРѕРґР° в„– 16, РЅР° котором решался РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ регистрации или РѕР± отказе РІ регистрации Богомолову Рђ.Р•. кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвертого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 РЅР° выборах 9 сентября 2018 РіРѕРґР°, лишь четверо членов данной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса проголосовали Р·Р° отказ ему РІ регистрации, что меньше половины РѕС‚ установленного численного состава этой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РїСЂРё этом РґРІР° члена указанной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса воздержались РѕС‚ голосования, что является безусловным основанием для отмены СЃСѓРґРѕРј оспариваемого административным истцом решения избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕР± отказе ему РІ регистрации кандидатом РІ депутаты Рё признания такого решения незаконным.
Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё подтверждается материалами дела, что 06 августа 2018 РіРѕРґР° РїРѕ итогам рассмотрения документов Рѕ регистрации Богомолова Рђ.Р•. кандидатом РІ депутаты 4 члена РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» РёР· 6 принимавших участие РІ заседании проголосовали "Р·Р°", воздержались РѕС‚ голосования 2.
Установив, таким образом, что при регистрации кандидата избирательной комиссией было допущено нарушение положений пункта 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку вместо 5 членов комиссии за отказ в регистрации Богомолова А.Е. кандидатом в депутаты проголосовало только 4, суд не имеет оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии соответствующим закону.
Учитывая, что РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ решение Рѕ регистрации Богомолова Рђ.Р•. кандидатом РІ депутаты РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» принято РЅРµ было, СЃСѓРґ РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ обсуждение РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ возможности регистрации кандидата Рё возложении обязанности РЅР° административного ответчика произвести действия РїРѕ регистрации Богомолова Рђ.Р•. РІ качестве кандидата РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Богомолова Рђ.Р•. Рє РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» удовлетворить РІ части.
Признать незаконным Рё отменить Постановление РњРљРЈ В«Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Конаково» в„–86 РѕС‚ 06 августа 2018 РіРѕРґР° «Об отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 16 Богомолова Рђ.Р•. РЅР° выборах депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґР° Конаково четвертого созыва 09 сентября 2018 года», РІ остальной части исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционные жалоба, представление в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2018 года
Председательствующий Е.А. Никитина