ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 7-546/2024
г. Уфа 24 декабря 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Нечаевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абдуллажонова ФИО8 на постановление судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2024 года, вынесенное в отношении Абдуллажонова ФИО7, дата года рождения, гражданина Республики Узбекистан, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2024 года Абдуллажонов ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации (л.д. 26-27).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республике Башкортостан, Абдуллажонов ФИО10. просит постановление судьи изменить, отменить дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, назначив наказание в виде штрафа или обязательных работ (л.д. 30-31).
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенного должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, выслушав Абдуллажонова ФИО11 защитника Енюшкина ФИО12 свидетеля Галину ФИО13 проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
По правилам ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), которым установлен порядок и сроки временного пребывания иностранных гражданин в Российской Федерации (ст. 5 - 13).
В силу ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с приведенной нормой закона Абдуллажонов ФИО14 является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, не имеющим визы, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должны быть всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно положениям ст. 29.10 КоАП РФ обязательной частью постановления должностного лица административного органа о назначении наказания является описание фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. Отсутствие описания названных обстоятельств не позволяет правильно сопоставить действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, с диспозицией нормы закона, предусматривающей административную ответственность за вменяемое деяние, а, следовательно, достоверно установить наличие в действиях лица события административного правонарушения.
К событию административного правонарушения относятся время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения, эти данные входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ составляют действия, выраженные в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Для решения вопроса о наличии в деянии лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в числе прочего необходимо установить, обстоятельства, порядок и дату въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации, срок, в течение которого он вправе пребывать (проживать) на территории Российской Федерации и по истечении которого он считается уклоняющимся от выезда из Российской Федерации.
Между тем, указанные обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения при рассмотрении дела судьей районного суда не установлены, вмененное Абдуллажонову ФИО15 событие административного правонарушения должным образом в постановлении не описано применительно к составу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Должностным лицом ОВМ МВД России по г. Уфа при составлении протокола об административном правонарушении установлено, что Абдуллажонов ФИО16 неоднократно выезжал с территории Российской Федерации, вновь заехал на территорию Российской Федерации 20 июня 2024 года (по 10 октября 2024 года) не выдержав за пределами Российской Федерации 90 суток из 180 суток, что является нарушением ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
В обжалуемом постановлении при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено Абдуллажонову ФИО17 судья фактически ограничился указанием на диспозицию нормы ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, указав о неоднократных с 20 июня 2024 года до 14 декабря 2024 года заездах Абдуллажонова ФИО18 на территорию Российской Федерации и его выездах, положения ч.1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» без приведения обстоятельств его совершения. В постановлении по делу об административном правонарушении не отражены и не установлены обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, не указаны конкретные даты, периоды, порядок и обстоятельства въезда и проживания Абдуллажонова ФИО19 на территории Российской Федерации, срок, в течение которого он был вправе пребывать (проживать) на территории Российской Федерации и по истечении которого он уклонился от выезда из Российской Федерации, в том числе в какой именно период было превышение девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
Вместе с тем, названные обстоятельства относятся к событию административного правонарушения и их отсутствие в постановлении судьи свидетельствует о том, что событие административного правонарушение не конкретизировано и должным образом не описано, что нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает закрепленным в ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, поскольку существенные для данного дела обстоятельства не выяснены.
Кроме того, в материалы дела приобщены сведения «сигналы», досье на иностранного гражданина, которые в свою очередь, не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку в установленном законом порядке не заверены должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и судьей, в связи с чем, не отвечают принципу допустимости доказательств по делу.
Кроме того, эти документы содержат сведения пребывания Абдуллажонова ФИО20 на территории Российской Федерации лишь с апреля 2024 года, тогда как сам Абдуллажонов ФИО21 пояснил, что на территории Российской Федерации пребывает длительное время, с 2009 года.
Следовательно, дело не рассмотрено всесторонне, полно и объективно, чем допущено существенное процессуальное нарушение при вынесении постановления.
Судье районного суда следовало бы истребовать полное досье на Абдуллажонова ФИО22 содержащее данные обо всех датах его въезда в Российскую Федерацию и выездах из Российской Федерации, истребовав вышеназванные документы, после их исследования, установить период законного пребывания Абдуллажонова ФИО23 в Российской Федерации и с какой даты и в какой период он находится на территории Российской Федерации без законных оснований, отразить указанные периоды в постановлении, а также в какой именно период было превышение девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении не содержит сведений, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку фактически обстоятельства должным образом не проверены и не установлены.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело – возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует дать надлежащую оценку указанному выше обстоятельствам, и с учетом личности Абдуллажонова ФИО24 его семейного положения, разрешить дело, постановив законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
жалобу Абдуллажонова ФИО25 удовлетворить частично.
Постановление судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2024 года, вынесенное в отношении Абдуллажонова ФИО26, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
До рассмотрения дела Абдуллажонова ФИО27 содержать в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе, по адресу: адрес
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья районного суда Тепляков П.М.
Дело районного суда № 5-368/2024