Решение по делу № 2а-445/2017 от 23.05.2017

Дело № 2а-445/2017                                                                                    

                                                              РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2017 года                                                 г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению муниципального образования Комсомольский муниципальный район Хабаровского края, в лице администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края к Прокурору Комсомольского района Таболину В.Ю, прокуратуре Комсомольского района Хабаровского края, о признании представления незаконным,

по встречному административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края Таболина В.Ю. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, о признании бездействия незаконным и о понуждении устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском к административному ответчику, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что 19.04.2017 г. прокурором района В.Ю. Таболиным внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами. Считает представление не соответствующим нормам действующего законодательства, поскольку п. 14 ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов. Объект размещения отходов в п. Кенай создан распоряжением администрации Кенайского сельского поселения от 20.05.1998 № 16-р, в соответствии с действующими в тот период нормами законодательства. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей среды» вступили в действие позже и не имели обратной силы. В соответствии с п.18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Во всех сельских поселениях муниципального района разработаны, согласованы с контролирующими органами, в том числе и прокуратурой Комсомольского района, и приняты постановления, регулирующие вопросы обращения с отходами. Названные в представлении сельские поселения представлены, в основном, частным сектором, для которого в настоящее время на федеральном уровне не определен юридический механизм сбора и вывоза отходов, а также ответственность за отказ от заключения договора на удаление отходов и самостоятельный вывоз мусора. Для урегулирования данного вопроса сельскими поселениями муниципального района утверждены постановления и разработаны схемы санитарной очистки поселений, при непосредственной поддержке администрации муниципального района. Администрация муниципального района ни когда не самоустранялась от организации межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, в том числе, от участия в организации деятельности в области обращения отходов. В рамках участия в организации деятельности по обращению с отходами, администрацией муниципального района приняты муниципальные правовые акты: муниципальная программа «Охрана окружающей среды Комсомольского муниципального района на 2016- 2020 годы», утвержденная постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 29.09.2015 г. № 664, постановление администрации Комсомольского муниципального района от 27.12.2011 г. № 1014 «Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Комсомольского муниципального района». С 2010 года, на законодательном уровне было запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Администрацией муниципального района была проведена работа по включению всех объектов размещения отходов сельских поселений муниципального района в ГРОРО. Следовательно, данные объекты законные и не являются несанкционированными свалками отходов. Соответствие объектов размещения отходов санитарным нормам администрации сельских поселений муниципального района и администрация муниципального района, обеспечивали в рамках действовавшей муниципальной программы «Охрана окружающей среды Комсомольского муниципального района на 2011-2015 годы». Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» с 01.08.2014 г. в ГРОРО стали включать только полигоны. В результате из нового ГРОРО были исключены все объекты размещения отходов, расположенные на территории муниципального района. В целях предотвращения загрязнения территории муниципального района опасными отходами проведены работы по разработке схем санитарной очистки сельских поселений. Согласно ФЗ РФ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором. Однако работа регионального оператора на данный момент не возможна в связи с отсутствием требуемых нормативных правовых актов по обращению с отходами на территории Хабаровского края. Администрация муниципального района своевременно и в полном объеме предоставила все необходимые сведения в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, в министерство природных ресурсов Хабаровского края для разработки данных нормативных правовых актов, в том числе «Территориальной схемы по обращению с отходами на территории Хабаровского края». Создание регионального оператора на территории Хабаровского края относится к полномочиям Правительства Хабаровского края. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для работы регионального оператора. Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2017 № 477-пр утверждена Территориальная схема по обращению с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, Хабаровского края (далее - Схема). В Схеме определенен алгоритм обращения с отходами на территории края и муниципального района, а также определены места размещения объектов обращения с отходами (мусороперегрузочных станций и мусоросжигательных установок), определен объем финансирования и сроки строительства объектов обращения с отходами. До введения в эксплуатацию планирующихся к строительству объектов, предусматривается размещать отходы на объектах временного размещения, организованных около населенных пунктов, согласно разделу 7 Схемы. В соответствии с п.8 ст. 4 Закона Хабаровского края от № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Правительства Хабаровского края. В силу ст. 5 указанного закона, непосредственно сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Считает, что администрация муниципального района осуществляла свою деятельность в рамках возложенных полномочий по участию в организации деятельности по обращению с отходами. Отсутствие у администрации муниципального района реальных полномочий по обращению с отходами и затягивание сроков начала работы регионального оператора неоднократно приводило к необходимости обращения в министерство жилищно-коммунального хозяйства и министерство природных ресурсов Хабаровского края. Просит признать представление прокурора Комсомольского района от 19.04.2017 г. № 2-25-2017/247 незаконным в полном объеме.

Обращаясь со встречным административным иском к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, прокурор Комсомольского района Хабаровского края ссылается на то, что прокуратурой Комсомольского района, на основании задания прокуратуры Хабаровского края, была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства при участии в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Комсомольского района. В ходе проверки установлено, что на территории Кенайского сельского поселения распоряжением администрации сельского поселения от 20.05.1998 г. выделено место для складирования твердых бытовых отходов. При этом, вывоз отходов для их дальнейшего захоронения либо утилизации до настоящего времени не организован, а вследствие длительного бездействия органов местного самоуправления фактически образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Также установлено, что на территории Бельговского, Гайтерского, Галичного, Кенайского, Нижнетамбовского сельских поселений, сельских поселений «Село Боктор», «Село Большая Картель» и «Село Верхняя Эконь» вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов не организованы и осуществляются населением самостоятельно. Самоустранение органа местного самоуправления от участия в организации деятельности по сбору, вывозу, размещению твердых коммунальных отходов свидетельствует о нарушениях требований законодательства и неисполнении полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории Комсомольского района. Полагает, что отсутствие в настоящее время регионального оператора на территории Хабаровского края не освобождает органы местного самоуправления муниципального района от исполнения предусмотренных законом обязанностей. Полагает, что выявленные проверкой нарушения явились следствием ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами администрации муниципального района и влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представители первоначального административного истца Бакушина Д.Ю. и Баженов Е.В. исковые требования первоначального иска поддержали по основаниям, изложенным в иске; относительно удовлетворения встречного иска - возражали. Кроме того, суду пояснили, что представление прокурора может быть внесено лицу, которое обязано устранить допущенные нарушения. Однако, возложение на муниципальный район обязанностей, выполнение которых приведет к превышению полномочий - не допустимо. В настоящее время региональный оператор ещё не определил, куда следует вывозить отходы, кроме того, отсутствует организация, у которой имеется лицензия на вывоз отходов. Полагают, что прокуратура Комсомольского района, проводя проверки, подменяет собой иные контролирующие органы, при этом у межрайонной природоохранной прокуратуры претензий к деятельности администрации муниципального района в данном вопросе - не имеется, поскольку администрация муниципального района не бездействует, а предпринимает все зависящие от неё меры для решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством, которым предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В судебном заседании специалист Лебедев А.Ю. - главный специалист по охране окружающей среды администрации Комсомольского района -пояснил, что администрацией муниципального района ведется работа по указанной проблеме: направлены письма в министерства природных ресурсов и ЖКХ Хабаровского края - по разработке схемы по обращению с отходами, а также с целью уточнения полномочий администрации муниципального района и краевых организаций. Кроме того, обращались за разъяснениями в службу поддержки пользователей проекта « Техэксперт: Экология». Из ответов эксперта проекта следует, что п.18 ч.1 ст.14 и п.14 ч.1 ст.15 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования - не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями. «Участие в организации» следует трактовать, как осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности деятельности по обращению с ТКО. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов соответствующими нормативными актами должны быть наделены соответствующими государственными полномочиями. Также пояснил, что в Комсомольском районе в настоящее время не имеется специализированных мест для размещения отходов, так как в 2014 г., в связи с изменением законодательства, были исключены из ГРОРО все объекты размещения отходов, расположенные на территории муниципального района. В период до строительства новых объектов отходы размещаются на ранее отведенных местах около сельских поселений.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Стародубов М.А. требования первоначального административного иска не признал, просил в их удовлетворении отказать и удовлетворить встречный иск, установив администрации Комсомольского муниципального района срок для устранения нарушений до 31.12.2017 г. Кроме того, суду пояснил, что положениями ст. 14 и ст. 15 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Закона Хабаровского края от 2015 г. № 16 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере организации обращения с отходами. Наряду с органами местного самоуправления полномочия в области сбора, вывоза и захоронения отходов осуществляет региональный оператор, деятельность которого организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. До настоящего времени деятельность регионального оператора не организована, к своим обязанностям он не приступил. Проведенной проверкой установлено и постановлением правительства Хабаровского края от 26.12.2016 477-пр «Об утверждении Территориальной схемы» подтверждается, что размещение отходов на территории Комсомольского района, а также сбор и организация размещения отходов производится на несанкционированных местах. Исходя из пояснений специалиста администрации муниципального района Лебедева А.Ю., до начала работы регионального оператора размещение отходов будет проводиться в несанкционированных местах из-за отсутствия специализированных мест для размещения отходов. Такие действия противоречат ст. 51 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», являются угрозой для жизни и здоровья населения Комсомольского района. Как следует из полномочий регионального оператора, предусмотренных ст. 5 Закона Хабаровского края от 09.12.2015 г. № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и требований ст. 10 ГК РФ - противоправные действия не порождают обязательств, кроме как связанных с ответственностью и возмещением вреда, также противоправные действия не могут защищаться законом. Региональный оператор не уполномочен устранять нарушения экологического законодательства и осуществлять очистку территорий от неправомерного загрязнения, для него несанкционированные свалки не порождают обязательств, так как он собственником отходов не является. Обязанность возместить ущерб и устранить нарушения, связанные с неправомерным размещением отходов, лежит только на лице, допустившем нарушения. Согласно территориальной схеме и результатам проверки, отходы, подлежащие обезвреживанию еще до внесения изменений в законодательство, остаются в несанкционированных местах и угрожают безопасности населения, что указывает на нарушения органом местного самоуправления требований ст. 17, ст. 35 и ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку в интересах населения не решаются вопросы местного значения. Осуществляя с одной стороны контроль, а с другой -полномочия в виде организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района, администрация муниципального района обязана принять меры к очистке местности до начала действия регионального оператора и подготовить условия для начала его действия, при этом не санкционируя неправомерное размещение отходов, а организуя очистку территории.

Оспоренное представление прокурора полагает законным и обоснованным, так как оно внесено при наличии достаточных правовых оснований, с целью устранения нарушений, допущенных в результате бездействия органа местного самоуправления. Территориальное подразделение органа контроля в Комсомольском районе отсутствует, в связи с чем доводы о подмене прокуратурой функций органа контроля не состоятельны. Представление прокурором внесено лицу, имеющему полномочия устранить выявленные нарушения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию , обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельских поселений края отнесено участие в организации деятельности только по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ч. 2 ст. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как установлено в судебном заседании, прокурорской проверкой установлено, что на территории Кенайского сельского поселения в 1998 г. распоряжением администрации поселения выделено место для складирования твердых бытовых отходов, с которого до настоящего времени не организован вывоз отходов для их дальнейшего захоронения либо утилизации, что противоречит положениям ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Так же проверкой установлено, что не организованы администрацией муниципального района вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов с территории Бельговского, Гайтерского, Галичного, Кенайского, Нижнетамбовского сельских поселений, сельских поселений «Село Боктор», «Село Большая Картель» и «Село Верхняя Эконь».

На основании ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В тоже время, согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Наличие региональной программы является условием предоставления субсидий федерального бюджета субъектам РФ, в том числе, на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ и территориальных схем; выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, в том числе, для размещения расходов.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2011 г. №353-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае», которой предусмотрено строительство новых полигонов ТБО. Реализация Программы на 2012-2020 годы предусматривается за счет средств федерального и краевого бюджетов с привлечением средств бюджетов муниципальных образований края, средств организаций, населения (собственников жилья), внебюджетных инвестиций.

На основании п. 6 постановления правительства Хабаровского края от 25.10.2011 № 353-пр, раздел «Развитие системы обезвреживания опасных отходов» включает системные мероприятия по обезвреживанию опасных отходов, вызывающих серьезные нарушения экологической системы и представляющих угрозу безопасности жизнедеятельности населения. Мероприятия третьего раздела направлены на решение, в том числе, вопросов развития системы сбора и обезвреживания ртутьсодержащих отходов путем создания пунктов сбора ртутных ламп, в том числе, в Комсомольском муниципальном районе.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 г. № 477-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Хабаровского края.

Основанием для разработки территориальной схемы послужили Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» постановление Правительства РФ от 16 марта 2016 г. N 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

Согласно общим положениям Схемы, органы государственной власти, руководствуясь Схемой и действующим законодательством, смогут обоснованно определять стратегию и разрабатывать программные мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно Схеме, в Комсомольском районе ТКО планируется направлять на МПС с сортировкой около с. Хурба, пос. Ягодный, с. Селихино (к 2021 - 2023 гг.), несортируемый остаток направлять на полигон около г. Комсомольска-на-Амуре. ТКО из с. Бельго планируется захоранивать на местном полигоне (к 2024 г.). До введения в эксплуатацию планирующихся к строительству объектов предлагается размещать отходы на объектах временного размещения отходов, организованных около населенных пунктов.

Согласно п.7.2. Схемы, для повышения эффективности целевого использования платежей населения и создания механизмов государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления территориальной схемой предусмотрено создание одного регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

Основные аспекты работы регионального оператора, в том числе: - полностью нести обязательства по обращению с ТКО в границах территории, на которой будет осуществлять свою деятельность; - устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории; - организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО; - организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с организациями, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, в отношении отходов, образованных на территории подведомственной Региональному оператору;- участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, затрагивающих подведомственную региональному оператору территорию.

Региональному оператору предстоит работа, в том числе по созданию внутренней организации деятельности, в которой будут соединены и функции управления технологическими процессами в реальном времени, и функции управления инвестиционными проектами, и реализация полномочий.

Между тем, изменение законодательства не влечет освобождение органа местного самоуправления муниципального района от исполнения полномочий в области обращения с отходами, возложенных на него федеральным законодательством, тем более, что до настоящего времени в Хабаровском крае региональный оператор отсутствует.

Как следует из представленного суду решения круглого стола Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры от 30.01.2017 г., доля участия органов местного самоуправления в сборе, вывозе, утилизации ТБО законодательно не определена, но территории муниципальных образований полежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Природоохранным прокурором отмечено также в названном решении, что в схеме обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства края от 20.12.2016 г. № 477-пр, не учтены предложения муниципальных образований края, в связи с чем осуществлять эффективную деятельность по обращению с отходами после выбора регионального оператора, будет не возможно.

С доводами представителя администрации муниципального района о том, что «участие в организации» следует трактовать как осуществление мер организационно-властного воздействия, можно согласиться лишь отчасти, поскольку всякое «участие в организации» должно приводить к реальному результату реализации органом местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами, возложенных на него федеральным законодательством.

В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального района не выполняются требования Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды», которые подлежат первоочередному применению при регулировании отношений в сфере обращения с отходами.

Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер ( ч.2 ст.15) решение вопросов местного значения ( ч.1 ст.130), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления.

По приведенным выше основаниям, выявив нарушение органом местного самоуправления федерального законодательства, прокурор Комсомольского района Хабаровского края обоснованно 19.04.2017г. внес главе администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края представление № 2-25-2017/47, в котором требовал принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

То есть предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Комсомольского района, по заданию прокуратуры Хабаровского края, была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при участии в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края, в результате которой были установлены нарушения, допущенные должностными лицами администрации Комсомольского муниципального района.

Оспаривая представление прокурора, орган местного самоуправления ссылается на то, что никогда не устранялся от организации межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, от участия в деятельности в области обращения с отходами, проводит обширную разностороннюю работу для решения указанной проблемы; неоднократно представлял и истребовал информацию от соответствующих министерств Хабаровского края. Полагает, что исполнение предписание прокурора от 19.04.2017 г. означало бы превышение органом местного самоуправления его полномочий, поскольку денежные средства на указанные цели бюджетом муниципального района не предусмотрены и нет оснований для обращения за финансированием, а региональный оператор не указал место для вывоза отходов.

Разрешая требование первоначального административного истца о признании представления прокурора от 19.04.2017 г. № 2-25-2017/47 незаконным, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, представление прокурора рассмотрено главой Комсомольского муниципального района 15.05.2017 г.. В ответе на представление глава муниципального района ссылается на то, что администрация муниципального района осуществляла свою деятельность в рамках возложенных полномочий, а отсутствие реальных полномочий по обращению с отходами и затягивание сроков начала работы регионального оператора неоднократно приводило к необходимости обращения в министерство ЖКХ Хабаровского края и в министерство природных ресурсов Хабаровского края.

Анализируя приведенные выше нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета на осуществление органом местного самоуправления муниципального района деятельности в области обращения с отходами. Указанная деятельность, вопреки позиции администрации муниципального района, находится в сфере ее компетенции, а перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти субъекта РФ не освобождает органы местного самоуправления муниципальных районов от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Следовательно, представление прокурора от 19.04.2017 г. № 2-25-2017/47 является обоснованным, поскольку органом местного самоуправления было допущено нарушение федерального законодательства.

Оценив установленные по делу фактические данные применительно к приведенным выше нормам материального права, суд приходит к выводу о том, что прокурор, внося оспариваемое представление, действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурор внес представление по результатам проведения проверки соблюдения законодательства, с целью понудить устранить допущенные нарушения. Требования представления прокурора направлены на непосредственное устранение выявленных нарушений, а также на недопустимость их повторного совершения, устранения причин и условий, способствовавших их совершению. При этом прокурор иных контролирующих органов не подменял и не требовал устранить выявленные нарушения способом, выходящим за пределы полномочий органа местного самоуправления.

Внесение прокурором представления не повлекло нарушения прав и свобод органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания представления прокурора незаконным и для удовлетворения первоначального административного иска.

Вместе с тем, указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности встречного административного иска, который подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края в удовлетворении административного искового заявления к Прокурору Комсомольского района Хабаровского края Таболину В.Ю., прокуратуре Комсомольского района Хабаровского края, о признании представления незаконным - отказать.

Встречный административный иск прокурора Комсомольского района Хабаровского края Таболина В.Ю. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по организации обращения с отходами.

Возложить на орган местного самоуправления - администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края, обязанность, в срок до 01 января 2018 г. устранить нарушения требований федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды».

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 26 июня 2017 г. (понедельник).

Судья

2а-445/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Комсомольского муниципального района
Ответчики
Прокурор Комсомольского района
Таболин В.Ю.
Суд
Комсомольский районный суд Хабаровского края
Дело на странице суда
komsomolsky.hbr.sudrf.ru
23.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2017[Адм.] Судебное заседание
19.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2017[Адм.] Судебное заседание
26.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее