Решение по делу № 2-388/2018 от 03.04.2018

Подлинник данного документа подшит в гражданском деле г., хранящемся в Мамадышском районном суде РТ.

Копия                                  дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.Р. Сафина,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Мамадышскому РОСП УФССП России по РТ об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Мамадышскому РОСП УФССП России по РТ об уменьшении размера исполнительского сбора, указав, что решением Мамадышского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, ФИО4 в пользу ОАО «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитному договору в сумме 405624 рублей 47 копеек и уплаченная государственная пошлина в размере 7256 рублей 24 копеек. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении его. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ погашение задолженности производилось путем удержания и перечисления денежных средств из пенсии. ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности в размере 189315 рублей 08 копеек он погасил добровольно через ПАО «Сбербанк России». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в размере 28901 рубля 65 копеек. Просит уменьшить размер исполнительского сбора.

ФИО5 ФИО7 в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представители ответчика – Мамадышского РОСП УФССП России по РТ в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика – УФССП по РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Мамадышского РОСП УФССП России по РТ на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ПАО «Сбербанк России», предметом исполнения которого является задолженность по кредитным платежам в размере 412880 рублей 71 копейки.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Требование исполнительного документа добровольно в установленный срок не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Мамадышского РОСП УФССП России по РТ вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Мамадышского РОСП УФССП России по РТ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя Государство, предметом исполнения которого является: исполнительский сбор в размере 28901 рубля 65 копеек.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ требования исполнительного документа, выданного Мамадышским районным судом РТ, должником исполнены в полном объеме, задолженность в размере 412880 рублей 71 копейки погашена полностью.

Из справки ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РТ видно, что ФИО1 состоит на учете в УПФР по <адрес> РТ и ему установлена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно. Установленый размер страховой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ составляет 12630 рублей 66 копеек.Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания для уменьшении размера исполнительского сбора.

Так, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом предпринимались меры для исполнения решения суда, однако данная возможность не была реализована в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок в силу значительной для истца суммы задолженности.

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств уклонения ФИО1 от исполнения требований исполнительного листа, фактическое исполнение решения суда, с учетом имущественного и семейного положения должника и конкретных обстоятельств спора, суд приходит к выводу о наличии у истца уважительных причин, повлекших пропуск срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, и, следовательно, о наличии оснований для уменьшении размера исполнительского сбора.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.

Возвращение должнику исполнительного сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (части 11 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» (далее - Правил).

Согласно данному Постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 3 Правил).

По общему правилу, установленному статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.

Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов (Приказ Министра финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (пункт 5 Правил).

Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Данная правовая позиция изложена также в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ответ на вопрос 2 "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").

Дела, связанные с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда исполнительский сбор не уплачен, сходны с делами, связанными с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда исполнительский сбор уплачен.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда исполнительский сбор не уплачен, также должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Перечень территориальных органов Федеральной службы судебных приставов утвержден приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ и согласно пункту 16 указанного Перечня территориальным органом Федеральной службы судебных приставов в <адрес> является УФССП России по <адрес>.

В то же время Мамадышское РОСП УФССП России по РТ не является ни самостоятельным юридическим лицом, ни филиалом или представительством соответствующего управления, следовательно, не может самостоятельно выступать в качестве ответчика по гражданскому делу.

Учитывая размер взыскания, имущественное положение должника, для которого пенсия является единственным источником к существованию, затруднительное материальное положение, отсутствие в действиях заявителя факта намеренного уклонения от исполнения требований исполнительного документа, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора на одну четверть, что составляет 21676 рублей 25 копеек.

При таких обстоятельствах иск ФИО1 подлежит частичному удовлетворению к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, а в удовлетворении иска к Мамадышскому РОСП УФССП России по РТ надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с ФИО1 по постановлению судебного пристава-исполнителя Мамадышского РОСП УФССП России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, с 28901 рубля 65 копеек до 21676 рублей 25 копеек.

В удовлетворении иска ФИО1 к Мамадышскому РОСП УФССП России по РТ отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

        

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

        Судья А.Р. Сафин

Решение вступило в законную силу: «_____»___________________

        Судья А.Р. Сафин

2-388/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ханов М.Г.
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по РТ
Мамадышский районный отдел судебных приставов управления федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан
Суд
Мамадышский районный суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
mamadyshsky.tat.sudrf.ru
03.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2018Передача материалов судье
06.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2018Судебное заседание
18.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее