Дело № 2-322/20 |
УИД: 78RS0014-01-2019-005110-70
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 22 июня 2020 года
Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ершовой Ю.В.,
при секретаре Забоевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Московского района» к Администрации Московского района г. Санкт-Петербурга и Государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Московского района» о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» обратился в суд с иском к иском к наследникам ФИО7, в котором просил взыскать с наследников ФИО7 задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 101 746,31 рубля, пени за нарушение срока оплаты жилищных и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 по 28.02.2016 в размере 6 793,20 рубля, также истец просит взыскать с ответчиков расходы по уплате госпошлины в размере 3 370,79 рубля. В обоснование своих требований истец указал, что ФИО7 на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района». При этом ФИО7 при жизни ненадлежащим образом исполняла обязанности по оплате жилищных и коммунальных услуг в результате чего у нее образовалась задолженность. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла. Ко дню ее смерти задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг погашена не были. После смерти ФИО7 оплата жилищных и коммунальных услуг в отношении вышеназванного жилого помещения также не производилась.
Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от 19.09.2019, к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Санкт-Петербургу (далее – МИ ФНС № 3 по Санкт-Петербургу) и Управление Росимущества по нкт-Петербургу (л.д. 44).
Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от 19.02.2020, произведена замена ответчиков МИФНС №3 по Санкт-Петербургу и Управление Росимущества по Санкт-Петербургу на Администрацию Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Московского района».
Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайств и заявлений об отложении судебного заседания от истца в суд не поступало.
Ответчик Администрация Московского района Санкт-Петербурга о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 70), своего представителя в суд не направил. Ходатайств и заявлений об отложении судебного заседания от указанного ответчика в суд не поступало.
В связи с этим, в соответствии со статьей 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ответчика.
Представитель ответчика Санкт-Петербургского ГКУ «Жилищное агентство Московского района» (далее – ГКУ ЖА) – Гилев К.М., в судебное заседание явился, возражал против взыскания задолженности с ГКУ ЖА.
Заслушав объяснения представителя ответчика ГКУ ЖА, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ФИО7 на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан №74203 от 02.11.2010 на праве общей долевой собственности принадлежала <данные изъяты> доля в праве собственности на коммунальную квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в ее пользовании находилась комната площадью 12,10 кв. м (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла (л.д. 33).
На основании заявления МИ ФНС № 3 по Санкт-Петербургу нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО11 открыто наследственное дело № после ФИО7, в рамках которого МИ ФНС № 3 по Санкт-Петербургу нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении оставшегося после ФИО7, имущества – денежных вкладов, хранящихся в <данные изъяты>л.д. 32-42).
Свидетельств о праве на наследство в отношении принадлежавшей ФИО9 доли в праве собственности на вышеназванную квартиру никому не выдавалось. Какие-либо наследники с заявлениями о принятии наследства после ФИО7 к нотариусу не обращались.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пункту 2 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, и в соответствии с пунктом 1 статьи 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено обстоятельство отсутствия после смерти ФИО7 наследников по закону и по завещанию, суд приходит к выводу о том, что принадлежавшая ей доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, является выморочным имуществом и со дня открытия наследства перешла в порядке наследования по закону в собственность Санкт-Петербурга, независимо от момента государственной регистрации права на имущество.
Из представленных истцом в материалы дела документов усматривается, что в отношении доли в праве собственности на коммунальную квартиру, принадлежавшей ФИО7 имеется задолженность, образовавшаяся за период с 01.10.2012 года по 31.01.2019 в размере 101 746,31 рубля (л.д. 8-9). Данный размер задолженности не оспорен ответчиками на основе отвечающих требованиями главы 6 ГПК РФ доказательств, а потому суд считает его установленным.
Одновременно, пунктами 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги.
Согласно часть 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В связи с просрочкой внесения оплаты жилищных и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ, на образовавшуюся задолженность были начислены пени за период с 01.01.2013 по 28.02.2016 в размере 6 793,20 рубля.
При этом в силу положений статьи 1112 ГК РФ имущественные права и обязанности входят в состав наследства.
На основании статьи 1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Исходя из приведенных норм, обязанность по погашению задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, возникшей до дня смерти ФИО10 (до ДД.ММ.ГГГГ), подлежит возложению на Администрацию Московского района Санкт-Петербурга в порядке статьи 1175 ГК РФ. С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате жилищных и коммунальных услуг, в соответствии со статьей 153 ЖК РФ подлежит возложению на город федерального значения Санкт-Петербург, как собственника доли квартиры, в лице Администрации Московского района Санкт-Петербурга.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что пунктом 3.14.4 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» на администрацию района возложена обязанность совершать юридические действия, связанные с переходом выморочного имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.12.7 того же Положения именно на администрацию района возложена обязанность принимать в государственную собственность Санкт-Петербурга жилые помещения, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с действующим законодательством администрация обязана осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (пункт 3.13.18 Положения).
Учитывая, что принадлежавшая ФИО7 доля в праве собственности на коммунальную квартиру является выморочным имуществом, для приобретения его как наследства специальное волеизъявление не требуется, отказ от него как наследства не допускается, переход выморочного имущества к государству закреплен императивно.
В связи с изложенным, поскольку ответчиком, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не представлено доказательств в опровержение факта наличия вышеназванной задолженности или ее размера, в соответствии со статьями 153, 155 ЖК РФ, статьями 309, 1175 ГК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании Администрации Московского района Санкт-Петербурга в пользу ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период 01.10.2012 по 31.01.2019 в размере 101 746,31 рубля.
Разрешая требование истца о взыскании пени за нарушение срока внесения платы за жилищные и коммунальные услуги, суд руководствуется пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ, и, поскольку факт нарушения срока оплаты жилищных и коммунальных услуг в отношении вышеназванной доли квартиры в период с 01.01.2013 по 28.02.2016 нашел подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, суд находит обоснованным требование истца о взыскании с ответчиком пени. Вместе с тем, в соответствии со статьей 333 ГК РФ, поскольку вина Администрации Московского района Санкт-Петербурга нарушение обязательств по оплате жилищных и коммунальных услуг до 23.05.2015 отсутствует, суд приходит к выводу о снижении размера подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца неустойки за период с 01.01.2013 по 28.02.2016 до 3000 рублей.
В связи с частичным удовлетворением требований истца, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ, с учетом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Администрации Московского района Санкт-Петербурга в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины, в размере, подлежащем уплате при цене иска, в размере удовлетворенной судом части исковых требований (104 746,31 рубля), что составляет 3295 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Московского района Санкт-Петербурга в пользу ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг в отношении жилого помещения – комнаты площадью 12,10 кв.м, расположенной в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2012 по 31.01.2019 в размере 101 746 рублей 31 копейка, пени за период с 01.01.2013 года по 23.05.2015 года в размере 3 000 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 3 295 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья