Решение по делу № 2-306/2016 от 26.05.2016

Дело № 2-306/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                 

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием прокурора Колотовкиной М.С.,

представителя ответчика администрации сельского поселения «Подойницынское» Ушакова В.В., действующего в силу прав по должности,

представителя третьего лица администрации муниципального района «Балейский район» Бурдовой В.А., действующей по доверенности от 23 марта 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 01 декабря 2016 г. гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Подойницынское» о возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Балейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на то, что 18 февраля 2016 года отделом надзорной деятельности по Балейскому, Газимуро-Заводскому, Шелопугинскому районам и городу Балей проведена проверка с. Ургучан, расположенного в границах сельского поселения «Подойницынское» Балейского района, как населенного пункта, подверженного угрозе перехода на него лесных пожаров, в ходе которой было выдано предписание об устранении выявленных нарушений до 20 апреля 2016 года. В связи с тем, что до настоящего времени мероприятия, указанные в предписании не исполнены, Балейский межрайонный прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «Подойницынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, разработать проект устройства противопожарного барьера вокруг села Ургучан и предоставить данный проект в Балейское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» с заявлением об устройстве противопожарного барьера в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда.

Впоследствии прокурор изменил исковые требования, указывая на то, что 05 октября 2016 г. комиссионно было проведено обследование курорта Ургучан и поселка на предмет устройства противопожарного барьера, в результате чего комиссия пришла к выводу о нецелесообразности устройства противопожарного барьера. Поэтому Балейский межрайонный прокурор считает необходимым изменить исковые требования, просит обязать Балейское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в срок до 01 марта 2017 года в целях обеспечения пожарной безопасности на курорте Ургучан сельского поселения «Подойницынское» провести вокруг курорта и поселка Ургучан лесопатологическое обследование на предмер очистки от захламленности лесов государственного лесного фонда и включить в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2017 год; обязать администрацию сельского поселения «Подойницынское» в срок до 01 марта 2017 года (до начала пожароопасного периода) провести очистку прилегающей к курорту и поселку Ургучан территории шириной 10 метров от сухой травы, валежа, бытового мусора и других горючих материалов.

Определением от 22 июня 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Государственная лесная служба Забайкальского края, в качестве третьего лица - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю.

Определением от 22 августа 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами Забайкальского края», Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в качестве третьего лица - Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.

Определением от 22 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального района «Балейский район».

В судебном заседании прокурор Колотовкина М.С. измененные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлениях. Вместе с тем, уточнила измененные требования, просит обязать ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в срок до 01 марта 2017 года в целях обеспечения пожарной безопасности в санатории Ургучан, расположенного на территории сельского поселения «Подойницынское», провести вокруг санатория и села Ургучан лесопатологическое обследование на предмет очистки от захламленности лесов государственного лесного фонда и включить работы по очистке леса в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2017 год; обязать Администрацию сельского поселения «Подойницынское» в срок до 01 марта 2017 года (до начала пожароопасного периода) провести очистку прилегающей к санаторию и селу Ургучан, входящего в состав сельского поселения «Подойницынское», территории шириной 10 метров от сухой травы, валежа, бытового мусора и других горючих материалов.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Подойницынское» Ушаков В.В. измененные исковые требования прокурора признал, однако, не согласен со сроком, заявленным прокурорам, поскольку в феврале месяце снег еще не тает и пожароопасный период начинается в апреле, поэтому очистка территории до 01 марта 2017 г. будет невозможна. Просит суд установить срок до 01 апреля 2017 г.

Представитель третьего лица администрации муниципального района «Балейский район» Бурдова В.А. возражений против заявленных требований прокурора не имеет, в отношении установления срока исполнения требований прокурора поддержала позицию представителя администрации сельского поселения «Подойницынское» Ушакова В.В.

Соответчик Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами Забайкальского края», будучи надлежащим образом извещен о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направил своего представителя, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Соответчики Государственная лесная служба Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, третьи лица Главное управления МЧС России по Забайкальскому краю, Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещены о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своих представителей, об отложении рассмотрения дела не просили.

Поскольку неявка ответчиков и третьих лиц не является препятствием к рассмотрению дела, судебное разбирательство в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) проведено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает необходимым измененные исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального Закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится, кроме прочего, вопрос по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Согласно статье 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями статьи 38 этого же Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 5, подпунктом «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, ответчик обязан обеспечить противопожарное обустройство, наличие противопожарного оборудования, средств тушения лесных пожаров. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 18 февраля 2016 года № 05, 18 февраля 2016 года главным государственным инспектором по Балейскому, Газимуро-Заводскому, Шелопугинскому районам и города Балей по пожарному надзору Мирошниченко М.К. проведена проверка с. Ургучан сельского поселения «Подойницынское», в результате которой установлено, что Ургучан является территорией, граничащей с лесничеством (лесопарком), в связи с чем, создание защитных противопожарных полос не предусмотрено. Направлены заявки на организацию создания противопожарного разрыва вокруг с. Ургучан. В ходе обследования лесного массива вокруг с. Ургучан установлено, что земли лесного форда вокруг с. Ургучан относятся к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в связи с чем, устройство минерализованных полос и противопожарных разрывов не представляется возможным.

По результатам проверки составлен акт и в адрес администрации сельского поселения «Подойницынское» выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а именно, предложено в срок до 20 апреля 2016 года на объекте защиты, граничащем с лесничествами (лесопарками, а также расположенного в районах с торфяными почвами), не предусмотрено создание защитных минерализованных полос.

До настоящего времени данное предписание администрацией сельского поселения «Подойницынское» не исполнено.

Согласно информации Государственной лесной службоы Забайкальского края, поскольку лесной фонд вокруг села Ургучан отнесен к категории защитных лесов, в которых запрещены меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками. В целях защиты села Ургучан от лесных пожаров возможно устройство противопожарного барьера путем выборочной рубки лесных насаждений до полноты 0,4 с обрубкой сучьев близко расположенных к земле густого кустарника и устройству минерализованной полосы любым возможным в данной местности способом путем удаления лесной подстилки до минерализованного слоя, для чего необходимо разработать проект устройства противопожарного барьера вокруг села Ургучан в зависимости от условий местности и предоставить его в Балейский территориальный отдел с заявлением обустройстве противопожарного барьера.

Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля Мирошниченко М.К., допрошенного в судебном заседании 22 сентября 2016 г.

В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса РФ, пунктом 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

Вместе с тем, в ходе разбирательства по делу судом установлено, что разработка проекта устройства противопожарного барьера не целесообразна.

Согласно Акту комиссионного обследования курорта Ургучан и поселка на предмет устройства противопожарного барьера от 05 октября 2016 года комиссия установила, что вокруг населенного пункта расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). С трех сторон леса вплотную примыкают к постройкам населенного пункта и курорта. Нет четкой границы земель лесного фонда и земель населенного пункта и курорта. С восточной и западной стороны сельского поселения устройство минерализованных полос без вырубки деревьев и из-за каменистой почвы (скала) выполнить невозможно. С южной стороны находится источник минеральной воды курорта Ургучан. В связи с тем, что на землях государственного лесного фонда в защитных лесах сплошная рубка запрещена, было принято решение начальнику Балейского лесничества Щукиной В.В. совместно с директором Балейского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз» Ж. при участии главы сельского поселения «Подойницынское» В.В.Ушакова в натуре (затески, визиры) установить границы земель лесного фонда и границы поселения. Данную работу необходимо провести для определения возможности вырубки лесных насаждений на землях поселения и курорта, примыкающих к землям государственного лесного фонда. По состоянию на 15 октября данная работа выполнена. По запросу КЧС Балейского района и Гослесслужбы края у администрации курорта Ургучан был получен проект Округа горно-санитарной охраны Ургучанского месторождения углекислых радоновых вод, разрабатываемого санаторием Ургучан от 19 июля 2004 года. Согласно проекту вся территория курорта и поселка разделена на 3 зоны: 1 зона охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, которые используются для лечебных целей. Ургучанское месторождение относится к незащищенному месторождению очагового типа и должна включать в себя всю площадь расположения водозабора. Протяженность границ первой зоны - 628 метров площадью 3,14 га. На территории 1 зоны запрещаются все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов. 2 зона охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод, территорию на которой расположены курортные учреждения, зеленые насаждения. Протяженность границ 2 зоны составляет 20625 метров. На территории 2 зоны запрещается вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок. 3 зона включает всю площадь санаторных лесов 1 группы Калиновского участкового лесничества Нерчинского лесничества и Ундинского участкового лесничества Балейского лесничества. Протяженность границ 3 зоны составляет 30850 метров.

В связи с тем, что вокруг курорта и поселка Ургучан находятся защитные леса, приспевающие (от 70 лет) в которых рубки ухода, в том" числе обрубка нижних сучков и санитарные рубки не требуются, земляные работы (устройство минерализованных полос) из-за скального грунта во 2 зоне и требований проекта в первой зоне запрещены комиссия считает заказ проекта на устройство противопожарного барьера не целесообразным.

В целях обеспечения пожарной безопасности Балейскому лесничеству дано указание провести вокруг курорта и поселка Ургучан лесопатологическое обследование на предмет очистки от захламленности лесов государственного лесного фонда и включение в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2017 год. Главе сельского поселения «Подойницынское» В.В.Ушакову, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий» ежегодно перед началом пожароопасного сезона силами местного населения и работников курорта проводить очистку прилегающей территории шириной 10 метров от сухой травы, валежа и бытового мусора.

Поскольку несоблюдение законодательства о пожарной безопасности может повлечь за собой большие площади выгорания, уничтожение имущества, травмирование и гибель людей, проживающих в с. Ургучан и находящихся в санатории Ургучан, входящего в состав сельского поселения «Подойницынское», исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая, что исполнение ответчиками судебного постановления в срок до 01 марта 2017 г. затруднительно в силу погодных условий, а также и то, что пожароопасный период наступает в апреле месяце, суд полагает правильным установить срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2017 г.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами Забайкальского края» в срок до 01 апреля 2017 года в целях обеспечения пожарной безопасности в санатории Ургучан, расположенного на территории сельского поселения «Подойницынское», провести вокруг санатория и села Ургучан лесопатологическое обследование на предмет очистки от захламленности лесов государственного лесного фонда и включить работы по очистке леса в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2017 год.

Обязать Администрацию сельского поселения «Подойницынское» в срок до 01 апреля 2017 года (до начала пожароопасного периода) провести очистку прилегающей к санаторию и селу Ургучан, входящего в состав сельского поселения «Подойницынское», территории шириной 10 метров от сухой травы, валежа, бытового мусора и других горючих материалов.

В удовлетворении требования об установлении срока до 01 марта 2016 г. отказать.

Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья                                                   Е.А. Бирюкова

Решение в окончательной форме составлено 06 декабря 2016 г.

2-306/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Балейский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края
ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края
Администрация сельского поселения "Подойницинское"
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Государственная лесная служба Забайкальского края
Другие
Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю
Администрация МР "Балейский район"
Суд
Балейский городской суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
baley.cht.sudrf.ru
26.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2016Передача материалов судье
30.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2016Судебное заседание
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее