Решение по делу № 12-15/2024 от 15.02.2024

                                                                                               Дело № 12-15/2024

    25MS0009-01-2023-003877-65

    РЕШЕНИЕ

            27 марта 2024 года                                    г. Владивосток

    Судья Первомайского районного суда г. Владивостока Приморского края Панасюк Е.В. (г. Владивосток, ул. Черемуховая, 6), рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Первомайского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ,

    УСТАНОВИЛ:

    Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Первомайского судебного района г. Владивостока от 23.01.2024 по делу № 5-37/2024, КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 20 000 рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.

    С указанным постановлением КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» не согласилось, подало жалобу, в которой просило принятое постановление отменить, производство по делу прекратить.

    В обоснование жалобы указало, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ, заключается в нарушении установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. Таким образом, определение распространяемой информации как причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится к факультативному признаку субъективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ. Характеристика распространяемой информации как причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей выступает в качестве признака состава административного правонарушения, а его отсутствие исключает возможность признания названных действий административным правонарушением. Диспозиция ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность не за любое нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, а за распространение продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Административная ответственность по части 2 статьи 13.21 КоАП РФ наступает за нарушение установленного порядка распространения информации, указанной в части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред, либо за распространение предусмотренной частью 3 данной статьи информации среди тех возрастных категорий детей, для которых эта информация в соответствии положениями статей 7-10 названного закона не допущена к обороту. В этой связи, по мнению заявителя, для установления объективной стороны данного административного правонарушения необходимо выявить не только нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, но и факт того, что распространенная среди детей продукция средства массовой информации содержит информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии возлагаются Правительством Российской Федерации на федеральный орган исполнительной власти. Одним из основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии является ведение государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории Российской Федерации, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации», Министерство культуры Российской Федерации утверждено в качестве указанного федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 5.2.27(1) указанного положения Министерство культуры Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе касающиеся порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма. Согласно ст. 20.4.2 Приказа Минкультуры России от 20.07.2012 № 787 «Об утверждении Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению Государственного регистра фильмов» после просмотра фильма специалист проверяет указанную в представленных заявителем документах классификацию фильма по возрастной категории детей на соответствие требованиям Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В соответствии со ст. 20.5.7 указанного Приказа, при заполнении удостоверения специалист по рассмотрению документов вносит в удостоверение сведения о классификации фильма по возрастной категории детей в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно п.2 Порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией), утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2020 № 367, основанием для размещения в телепрограмме, телепередаче знака информационной продукции являются сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, осуществленной вещателем, либо указанные производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию Фильм «Облепиховое лето» классифицирован в 2018 году производителем и Минкультуры России знаком информационной продукции 12+, о чем указано в прокатном удостоверении фильма. Реестр прокатных удостоверений находится в открытом доступе на Портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации по ссылке https://opendata.mkrf.ru/opendata/770585133 l-register_movies. Таким образом, по мнению заявителя, при демонстрации кинематографической продукции на территории РФ необходимо размещать знак информационной продукции, соответствующий сведениям о её классификации, при этом знак продукции отражён в прокатном удостоверении фильма. Указанное прокатное удостоверение выдаётся Министерством культуры РФ, а специалисты Минкультуры РФ при выдаче данного удостоверения предварительно проверяют классификацию фильма по возрастной категории детей. Таким образом, полагают, что должностное лицо и Учреждение полностью выполнили свои обязанности, поскольку до выпуска фильма в прокат в установленном законом порядке получено в Минкультуре РФ прокатное удостоверение на художественный фильм «Облепиховое лето» с присвоенной Минкультуры РФ классификацией информационной продукции как 12+. Таким образом, при демонстрации данного фильма в эфире телеканала демонстрировался именно тот знак информационной продукции, который указан в прокатном удостоверении, а именно 12+. Также отметил, что классификация осуществляется однократно - до начала оборота продукции, а потому, ни у должностного лица, ни у учреждения не имелось никаких оснований сомневаться в оценке Минкультуры РФ, согласно которой данный художественный фильм подлежит классификации как 12+, в связи с чем какой-либо умысел на совершение указанного правонарушения отсутствовал.

    Относительно факта отсутствия в начале трансляции художественного фильма «Hors norms» («Особенные») знака информационной продукции 12+, указал, что на фильмы все плашки, в том числе с возрастным цензом, проставляются непосредственно на эфире в аппаратно-студийном комплексе. В данном случае имел место технический сбой в работе оборудования. В дальнейшем, после прерывания демонстрации фильма, знак информационной продукции имел место, о чем отражено и в протоколе об административном правонарушении № АП-25/2/949 от 29.11.2023г. В протоколе не отражен факт наличия в фильме информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей или информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Какие-либо доказательства того, что «Hors norms» («Особенные») содержит информацию, причиняющую детям вред здоровью и (или) их развитию административным органом суду не представлены и в материалах дела отсутствуют. Фактически в ходе проведенного мониторинга выявлен единичный случай трансляции аудиовизуального произведения без знака информационной продукции, злостное нарушение требований закона, а также умысел, со стороны Учреждения и должностного лица отсутствует.

    Согласно представленному отзыву административный орган относительно доводов жалобы возражал, указал, что в ходе внепланового систематического наблюдения в отношении телеканала «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ», сотрудниками Управления Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Управление) была проанализирована запись эфира вещания телеканала «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ» за ДД.ММ.ГГГГ. По результатам просмотра художественного фильма «Облепиховое лето» вышедшего в эфире телеканала «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ», сотрудниками Управления установлено, что указанный фильм распространялся с ненадлежащим знаком информационной продукции (12+) Распространение ДД.ММ.ГГГГ художественного фильма «Облепиховое лето» с ненадлежащим знаком информационной продукции (12+) выразилось в демонстрации табачных изделий и процесса их потребления на следующих промежутках эфирного времени с 18:13:43 по 18:13:46, с 18:14:46 по 18:15:37. В силу части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей относится информация способная вызвать у детей желание употребить табачные изделия. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 допускается к обороту для детей, достигших возраста двенадцати лет, информационная продукция: эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или устройств для потребления никотинсодержащей продукции при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий. На основании части 1 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ, обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). В соответствии с частями 1,6 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Демонстрация художественного фильма «Облепиховое лето» должна сопровождаться знаком информационной продукции не ниже 16+, равно как и другие художественные фильмы, в которых демонстрируются сцены потребления табака. Позицию отраженной в жалобе о том, что согласно прокатному удостоверению, размещенному на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации фильм «Облепиховое лето» отнесен к категории информационной продукции (12+) и в связи с этим не может быть отнесен к другой категории, являются несостоятельными. Поскольку редакция телеканала вправе самостоятельно маркировать продукцию, выходящую в эфир регионального телеканала, что ей сделано не было. Наличие данных сцен в эфире регионального телеканала противоречит требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет КЕБУ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ» является учредителем и редакцией телеканала «Общественное телевидение Приморья», а также вещателем, т.е. владельцем лицензии на вещание серии ТВ , которая дает право распространять телеканал «Общественное телевидение Приморья» в кабельной среде вещания. Таким образом, КГБУ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ» являясь распространителем информационной продукции, несет ответственность за классификацию распространяемой продукции в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ. Кроме этого, при анализе записи программ телеканала «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ», установлено отсутствие знака информационной продукции в начале трансляции художественного фильма «Hors normes» («Особенные»). В дальнейшем при возобновлении его трансляции после прерывания рекламой знак информационной продукции «12+» демонстрировался. Время трансляции фильма ДД.ММ.ГГГГ с 03:00:30 по 04:46:07. Согласно Приказу знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией). Продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд. В жалобе и в судебном заседании представитель по доверенности Афанасьева Т.А. не отрицал тот факт, что отсутствие в начале трансляции художественного фильма «Hors normes» («Особенные») знака информационной продукции (12+) вызвано техническим сбоем в работе оборудования. В свою очередь, отсутствие знака информационной продукции в начале трансляции художественного фильма «Hors normes» («Особенные») связанного с техническим сбоем оборудования, не исключает в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ.

В судебном заседании представители заявителя, а также административного органа, доводы жалобы, возражений на нее поддержали в полном объеме.

Оценив доводы жалобы, отзыва на нее, судья приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат: ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление; особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Как следует из части 3 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (часть 4 статьи 12).

Статьей 13 Закона определено, что распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, в том числе способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ, предусмотрено, что изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или устройств для потребления никотинсодержащей продукции при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий.

    Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из представленных материалов, в ходе внепланового мероприятия систематического наблюдения в отношении телеканала «ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИМОРЬЯ» выявлено нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 5 и части 2 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ, а также пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ, посредством демонстрации употребления табачных изделий в художественном фильме «Облепиховое лето» 2018 (знак информационной продукции 12+), в периоды 18:13:43 по 18:13:46, с 18:14:46 по 18:15:37, а также нарушение порядка демонстрирования знака информационной продукции: отсутствие знака информационной продукции начале трансляции программы, а именно в художественном фильме «Hors normes» («Особенные»). На протяжении фильма и при возобновлении его трансляции после прерывания рекламой знак информационной продукции 12+демонстрировался. Время трансляции фильма 03:00:30 по 04:46:07.

По данному факту в отношении КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые отвечают требованиям допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая постановление, мировой судья учел, что КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.

Доводы об отсутствии в действиях КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» состава вмененного административного правонарушения, ввиду того, что при демонстрации данного фильма в эфире телеканала демонстрировался именно тот знак информационной продукции, который указан в прокатном удостоверении, а именно 12+, не принимается судом, ибо не освобождает заявителя от обязанности по классификации информационной продукции самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

    Что касается позиции о наличии технической ошибки в начале трансляции художественного фильма «Hors normes» («Особенные»), не исключает в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения, что верно указано мировым судьей.

Заявленные в жалобе доводы не ставят под сомнение наличие в деянии КГБУ «Общественное Телевидение Приморья объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Обстоятельств, могли бы повлечь изменение или отмену постановления не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

    Р Е Ш И Л :

    Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Первомайского судебного района г. Владивостока от 23.01.2024, которым КГБУ «Общественное Телевидение Приморья» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке главы 30 КоАП РФ.

    Судья                        Е.В. Панасюк

12-15/2024

Категория:
Административные
Ответчики
КГБУ " Общественное телевидение Приморья"
Суд
Первомайский районный суд г. Владивосток
Судья
Панасюк Елена Васильевна
Статьи

13.21

Дело на странице суда
pervomaysky.prm.sudrf.ru
15.02.2024Материалы переданы в производство судье
27.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Дело оформлено
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее