ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-14403 /2014
город Уфа 11 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Галиева В.А.,
Хакимова А.Р.
при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления МВД России по г. Стерлитамаку Б на решение Стерлитамакского городского суда от 05 июня 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования СРА к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел России по г. Стерлитамак о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу СРА компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СРА обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел по РБ, в котором просит взыскать в его пользу моральный вред в размере ... руб.
В обоснование требований указал, что с дата по дата содержался в ИВС при УВД адрес, расположенного по адресу: адрес, где нарушались его права, поскольку был помещен в нечеловеческие условия содержания, а именно: ИВС, находящееся в аварийном состоянии, расположено в подвальном помещении не соответствующем техническим требованиям, отсутствует вентиляция, спальные места представляли собой металлические стеллажи, постельное белье не соответствовало санитарно-гигиеническим нормам, в камере отсутствовали окна, камера освещалась плохо, был круглосуточно полумрак, для поддержания личной гигиены отсутствовали умывальник, раковина, вода хранилась в грязной бочке, санитарный узел находился в антисанитарном состоянии, камеры не обрабатывались, предметы личной гигиены не выдавались, не предоставлялась ежедневная прогулка, пищу приносили 1 раз в сутки, кипяток не выдавался, лекарственные препараты отсутствовали, медицинская помощь не оказывалась, ограничено было право на подачу жалоб. Считает, что его содержали в условиях, грубо нарушающих его права и законные интересы, подвергли унижающему достоинство человека обращению.
Определением суда в качестве соответчиков были привлечены Министерство внутренних дел России, Управление Министерства внутренних дел России по г.Стерлитамак.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель Управления МВД России по г. Стерлитамаку Б в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая, что при рассмотрении дела были нарушены нормы материального и процессуального права, не надлежащим образом дана оценка фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в камерах установлены навесные умывальники, питьевая вода подается в бочках для воды, лицам, содержащимся в камерах обеспечены необходимые бытовые условия. В решении не указана, на основании каких доказательств сделан вывод суда о недостаточном уровне освещенности в камерах ИВС. Полагают, что доказательств причинения морального вреда в результате виновных, умышленных действий, унижающих человеческое достоинство, со стороны сотрудников Управления МВД России по г. Стерлитамак не имеется, оснований для его компенсации не имелось.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, которая подписана и ратифицирована Российской Федерацией, требует от государств обеспечивать содержание заключенного в условиях, соответствующих уважению его человеческого достоинства, а также чтобы способ и метод исполнения данной меры не причиняли ему душевных страданий и лишений, интенсивность которых превышала бы неизбежный уровень страдания, присущий любому заключению, а также чтобы, учитывая практические требования лишения свободы, надлежащим образом охранялось здоровье заключенного.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Части 1 и 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации предусматривают, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 45 и ст. 53 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства.
Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 23 названного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу ст. 22 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии с п. п. 44, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Как следует из материалов дела, СРА содержался в ИВС Управления МВД России по адрес с ... часов дата по ... часов дата, а также с ... дата по ... часов дата, что подтверждается записью в книге учета лиц, содержащихся в ИВС с инв. №....
В связи с расположения ИВС в подвальном помещении здания Управления МВД России по адрес в камерах отсутствовало естественное освещение. Представителем ответчика указано, что в помещениях ИВС устанавливается только электроосвещение с использованием электроламп.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что в камере, где содержался СРА, отсутствовало естественное освещение, отсутствовал кран с водопроводной водой.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, основываясь на приведенных выше положениях законодательства Российской Федерации, а также нормах международного права, пришел к верному выводу о том, что СРА имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему в период пребывания в ИВС адрес в ненадлежащих условиях, при отсутствии естественного освещения, изолятор временного содержания не был оборудован краном с водопроводной водой. При этом суд обоснованно отклонил остальные доводы истца, подробно мотивировав свои выводы положениями действующего законодательства и основываясь на полном и всестороннем анализе представленных доказательств с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Оснований не соглашаться с данными выводами и оценкой доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не влекут отмены оспариваемого решения, поскольку установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления МВД России по г. Стерлитамаку Б – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ф. Железнов
Судьи: В.А. Галиев
А.Р.Хакимов
Справка: судья Зиннатуллина Г.Р.