Дело № 2-4760/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Кузовлеве Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.Г. к Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области, ИВС при УМВД России по г. Калининграду о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
К.А.Г. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в периоды: с < Дата > содержался в № при УМВД России по г. Калининграду по подозрению в совершении преступлений. В указанные периоды условия содержания в ИВС не соответствовали ФЗ № 103 от 15.07.1995 года, а именно: в камерах отсутствовало надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание; отсутствовало индивидуальное спальное место; не выдавались постельные принадлежности, спать приходилось на «голых нарах»; кормили 1 раз в сутки – в обед; не выводили на прогулку; в камерах отсутствовал санузел и умывальник, вместо санузла стоял железный бак, от которого исходил смрадный запах; в туалет и умывальник выводили 1 раз в сутки; освещение в камерах было тусклым 1 лампочка мощностью 60 Вт, закреплённая за стеклоблоком, в камерах не было окон; стены в камерах выполнены «под шубу», в них жили различные насекомые; также в камерах отсутствовал стол для приёма пищи, табуретки, полки и тумбочки для хранения личных вещей, вешалки для верхней одежды, бачок с питьевой водой, урна для мусора, таз для стирки, лампы дневного света, вентиляция, душ, не выдавались предметы личной гигиены и газеты. Содержание в указанных условиях причиняло К.А.Г. моральные и физические страдания. На основании изложенного, просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
В судебное заседание истец К.А.Г., содержащийся в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Калининградской области, не доставлен, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел, видеоконференц-связью учреждение не оборудовано. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о рассмотрении дела с его участием не ходатайствовал.
Ответчик Министерство финансов РФ в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ИВС при УМВД России по г. Калининграду в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще. Врио начальника ИВС УМВД России по городу Калининграду представлен отзыв, в котором указано, что предоставить информацию о содержании К.А.Г. в ИВС в < Дата > годах не представляется возможным в связи с окончанием сроков хранения документов. Сроки хранения дел с протоколами задержания лиц подозреваемых в совершении преступлений – 3 года (ст. 6.1.18 приказа МВД РФ № 615 от 1996 года); сроки хранения книги учёта лиц, содержащихся в ИВС – 3 года (ст. 6.1.31 приказа); сроки хранения журнала медицинских осмотров лиц, доставленных в ИВС – 2 года (ст. 6.1.28); сроки хранения по камерной книги ИВС – 3 года (ст.6.1.31). Вышеуказанный приказ действовал до 2006 года, с 12.05.2006 года вступил в силу приказ № 340, который действовал до 2012 года, а с 30.06.2012 года вступил в силу приказ № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел РФ, с указанием сроков хранения». В < Дата > году К.А.Г. в ИВС УМВД России по г. Калининграду не содержался. В < Дата > году К.А.Г. содержался в ИВС с < ИЗЪЯТО > часов < Дата > до < ИЗЪЯТО > часов < Дата > года. В < Дата > году К.А.Г. содержался в ИВС с < ИЗЪЯТО > часов < Дата > до < ИЗЪЯТО > часов < Дата > года. Во все периоды нахождения в ИВС К.А.Г. обеспечивался 3-х разовым питанием (с < Дата > года пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Обеспечивался индивидуальным спальным местом (нарами) с деревянным покрытием, размещение соответствовало метражу по норме 4,5 кв.м. Постельные принадлежности и бельё (матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка) выдаются с < Дата > года. Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика. Во все периоды нахождения в ИВС К.А.Г. жалоб не заявлял, за медпомощью не обращался. В журнале медицинских осмотров собственноручно написал: «Жалоб на здоровье нет, в (экстренной) медпомощи не нуждаюсь, подпись». При убытии из ИВС (во всех случаях) К.А.Г. собственноручно написал: «Жалоб на режим (и условия) содержания нет, подпись».
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 года (далее – Федеральный закон), настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Лицам, подозреваемым в совершении преступления гарантировано право на бесплатное питание.
Нормы закона конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 (далее – Приказ).
Пунктами 43, 45 Приказа предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Пунктом 130 Приказа закреплено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена компенсация вреда, причиненная гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (ст. 1069 ГК РФ).
Согласно книге учета лиц, содержащихся в городском ИВС, К.А.Г. поступил в учреждение < Дата > в < ИЗЪЯТО > часов, убыл < Дата > в < ИЗЪЯТО > часов; поступил < Дата > в < ИЗЪЯТО > часов, убыл < Дата > в < ИЗЪЯТО > часов. По сведениям ИВС при УМВД России по г. Калининграду в < Дата > и < Дата > годах К.А.Г. в учреждении не содержался. За более ранний период документация уничтожена в соответствии с действующими нормативными актами.
Из ответа уполномоченного по правам человека в Калининградской области, следует, что обращений К.А.Г. в аппарат на ненадлежащие условия содержания в ИВС УМВД по городу Калининграду не поступало. Условия содержания в данном ИВС и ранее, и в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: камеры ИВС не оборудованы индивидуальными местами для сна (вместо коек – дощатый настил), нет унитаза, водопровода и раковины для умывания, необходимой мебели, радиоточки, достаточного освещения.
По сообщению прокуратуры Калининградской области отсутствуют материалы проверок по обращениям К.А.Г. по вопросу условий содержания в ИВС.
Как следует из представленного технического паспорта здания ИВС УМВД по городу Калининграду, здание постройки до < Дата > года, прогулочного двора в нем не имеется, санпропускника с дезкамерой тоже, отопление центральное, камеры для задержанных имеют площадь 4,5 кв.м.
Согласно актам проверки санитарно-гигиенического состояния и медицинского обеспечения ИВС при УВД Калининградской области, о результатах мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства в ИВС при УВД по Калининградской области от 24.10.2008 года, от 21.12.2009 года, установлено, ИВС занимает приспособленное помещение на втором этаже здания довоенной постройки в г. Калининграде на ул. Генделя, 4. В ИВС 12 камер, лимит наполнения 26 человек. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных Инструкцией МВД России СП 12 – 95 «Проектирование объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России»: отсутствует санпропуск с дезинфекционной камерой, кладовые для хранения чистого и грязного белья и постельных принадлежностей, прогулочный двор, комната хранения одежды и приёма пищи личного состава и др. Камеры по оснащению и оборудованию не отвечают требованиям СанПиН 2.1.2.1002 «Санитарно – эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», приказу МВД РФ от 22.11.2005 №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел МВД РФ СП.12-95, а именно: стены в камерах выполнены «под шубу» вместе гладкоокрашенных, полы бетонные вместо деревянных или покрытых линолеумом, отсутствуют столы, скамейки, шкафчики для продукты, вешалки для одежды, бачки с питьевой водой, санузел, тазы для гигиенических целей, отсутствуют постельные принадлежности. Камеры оборудованы естественной и искусственной вентиляцией, центральным отоплением. Температура воздуха в камерах +18 - +20 градусов по Цельсию, освещённость составляет 40-50 люкс, что соответствует гигиеническим нормативам. Искусственное освещение лампами накаливания в нише над дверью. Камеры площадью 4,5 кв.м, рассчитаны на содержание одного человека. Нормы площади на одного задержанного не нарушаются. Камеры оборудованы деревянными нарами, постельных принадлежностей нет. Пол в камерах бетонный, вместо деревянного или из линолеума. Санитарное состояние камер удовлетворительное. Для питьевых целей используется кипячёная вода, а также бутилированная, полученная в передачах. Содержащиеся в ИВС обеспечиваются ежедневно трёхразовым горячим питанием по нормам, определённым Постановлением Правительства РФ от 01.12.1992 г. №935. Готовую пищу привозят в термосах из столовой. Во время приёма пищи для индивидуального пользования выдаётся столовая посуда (миска, кружка, ложка) и хозяйственное мыло. Условия для мытья, хранения посуды имеются. ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей. Для задержанных в ИВС оборудован санузел (унитаз, душевая, раковины). Санитарное состояние санузла удовлетворительное. Уборочный инвентарь выделен, хранится в шкафу. Моющие и дезинфицирующие средства имеются. В качестве дезинфицирующего средства используется хлорная известь. Готового разведённого раствора хлорной извести на момент проверки не было. В целях оказания медицинской помощи в ИВС оборудована медицинская комната площадью 4,5 кв.м. Количество и метраж помещений не соответствует требованиям СП 12-92 (полагаются процедурная и комната медицинских осмотров по 12 кв.м каждая). В этом помещении стены оклеены обоями вместо окрашенных, отсутствует раковина, нет рабочего места для медработника. Какое – либо медицинское оборудование в этом кабинете отсутствует, из мебели только тумбочка и кушетка. В ИВС не ведётся документация о дезинфекции (дезинсекции), так как нет дезкамеры.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения условий содержания носят капитальный характер и в полной мере не устранены до настоящего времени, заслуживают внимания доводы истца о несоответствии условий его содержания в ИВС в < Дата > годах.
Поскольку в указанный период нахождения К.А.Г. в учреждении были нарушены отдельные правила его содержания, суд приходит к выводу о том, что истец мог испытывать нравственные страдания.
Вместе с тем, основания для удовлетворения иска в части содержания истца в ИВС в < Дата > и < Дата > годах отсутствуют, ввиду того, что не имеется доказательств нахождения К.А.Г. в ИВС при УМВД России по г. Калининграду в указанные периоды.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит требование К.А.Г. о компенсации морального вреда подлежащим частичному удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и установленный период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, объективные обстоятельства, в том числе длительность пребывания в ИВС, поэтому с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ < ░░░░░░ >) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.09.2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░