Решение по делу № 3а-341/2021 от 17.02.2021

24OS0000-01-2021-000165-79

Дело № 3А-341/2021

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя административного истца Фатина А.А. – Попова А.В., представителя Правительства Красноярского края Векшиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-341/2021 по административному иску Фатина Александра Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Фатин А.А. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя (с учетом уточнений) тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:1221, 24:04:<номер>:2902, 24:04:<номер>:2911, 24:04:<номер>:2923, расположенных на территории Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 28 февраля 2020 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:04:<номер>:1221 – 369 350 рублей 10 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2902 – 322 244 рубля 58 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2911 – 322 244 рубля 58 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2923 – 312 252 рубля 50 копеек.

По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком Ниникиным И.С. и представленной в отчете № 2615-14-8 от 01 февраля 2021 года (уточненный), по состоянию на 28 февраля 2020 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:04:<номер>:1221 – 231043 рубля, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2902 – 201577 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2911 –201577 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2923 – 195326 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит (с учетом уточнений) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:1221 в размере его рыночной стоимости 231043 рубля, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2902 в размере его рыночной стоимости 201577 рублей, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2911 в размере его рыночной стоимости 201577 рублей, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2923 в размере его рыночной стоимости 195236 рублей, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года.

Представитель административного истца Фатина А.А. – Попов А.В., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

Представитель Правительства Красноярского края Векшина Е.Г., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что при государственной кадастровой оценке не было допущено ошибок, кадастровая стоимость земельных участков определена правильно, в связи с чем она не подлежит изменению.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Байрамова Э.М., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, администрация Березовского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, администрации Березовского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Фатин А.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:1221, 24:04:<номер>:2902, 24:04:<номер>:2911, 24:04:<номер>:2923, расположенных на территории Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, что подтверждается выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об объектах недвижимости (л.д. 6-13).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, по состоянию на 28 февраля 2020 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:04:<номер>:1221 – 369 350 рублей 10 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2902 – 322 244 рубля 58 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2911 – 322 244 рубля 58 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2923 – 312 252 рубля 50 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 02 марта 2020 года (л.д. 14-15).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 2615-14-8 от 01 февраля 2021 года (уточненный), выполненный оценщиком Ниникиным И.С., согласно которому по состоянию на 28 февраля 2020 года, рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:04:<номер>:1221 – 231043 рубля, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2902 – 201577 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2911 –201577 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2923 – 195326 рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 2615-14-8 от 01 февраля 2021 года (уточненный) соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Оценщиком проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:1221, 24:04:<номер>:2902, 24:04:<номер>:2911, 24:04:<номер>:2923.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:1221, 24:04:<номер>:2902, 24:04:<номер>:2911, 24:04:<номер>:2923 равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № 2615-14-8 от 01 февраля 2021 года (уточненный).

Датой обращения Фатина А.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:1221, 24:04:<номер>:2902, 24:04:<номер>:2911, 24:04:<номер>:2923 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 17 февраля 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Фатина Александра Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:1221 в размере его рыночной стоимости – 231043 рубля, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2902 в размере его рыночной стоимости – 201577 рублей, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2911 в размере его рыночной стоимости – 201577 рублей, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2923 в размере его рыночной стоимости – 195326 рублей, определенной по состоянию на 28 февраля 2020 года.

Датой обращения Фатина Александра Анатольевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:1221, 24:04:<номер>:2902, 24:04:<номер>:2911, 24:04:<номер>:2923 считать 17 февраля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2021 года.

3а-341/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Фатин Александр Анатольевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Администрация Березовского района Красноярского края
Попов Алексей Викторович
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
17.02.2021Регистрация административного искового заявления
18.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2021Судебное заседание
09.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021Дело оформлено
09.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее