18OS0000-01-2019-000451-18
Дело № 3а-77/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Прозоровой К.В.,
с участием прокурора Вострокнутовой В.К.;
- представителя административного истца Коваль А.Н. – Мирошниченко Н.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на два года, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ);
- представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Медведевой И.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваль А. Н. о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Удмуртской Республики,
установил:
Коваль А.Н. (далее по тексту – административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217 Перечня объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником:
- здания, назначение: нежилое, <данные изъяты> <адрес>
- здания, назначение: нежилое, <данные изъяты> <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое, <данные изъяты>, <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое<данные изъяты> <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение<данные изъяты> <адрес>
- АБК (ЦЦЛ), назначение: конторское<данные изъяты> <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое, <данные изъяты>, <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое<данные изъяты>, <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое, <данные изъяты> <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое, <данные изъяты> <адрес>
- нежилого помещения, назначение: нежилое<данные изъяты> <адрес>
В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 указанные объекты отражены под пунктами 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217.
Данное постановление 4 декабря 2017 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru
Считает, что постановление в части пунктов 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217 противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца Мирошниченко Н.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Медведева И.А. по существу заявленных требований не возражала. Пояснила, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень на основании сведений, полученных в результате межведомственного взаимодействия. Фактическое обследование объектов недвижимости не проводилось.
В судебное заседание административный истец Коваль А.Н. не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что 29 ноября 2017 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее по тексту – Постановление № 502), текст которого 30 ноября 2017 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru и 4 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту – Перечень на 2018 год). Пункт 1 вступает в силу с 1 января 2018 года (пункт 3 Постановления № 502).
В пункт 2196 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2201 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2205 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым № расположенный по <адрес>
В пункт 2206 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2211 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2215 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2216 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2217 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2219 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2220 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
В пункт 2231 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>
Вышеуказанные объекты недвижимости согласно выпискам из ЕГРН и свидетельствам о государственной регистрации права принадлежат административному истцу на праве собственности, земельный участок на котором расположенные названные объекты, принадлежит Коваль А.Н. на праве аренды, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
8 декабря 2017 года Постановление № 502 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР под №
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Как следует из материалов административного дела, Коваль А.Н. является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, следовательно, с учетом положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, является налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, Коваль А. Н., полагающий, что пункты 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217 Перечня на 2018 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 КАС РФ, суд приходит к выводу об его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).
Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее по тексту – Закону УР № 55-РЗ) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (подпункт 1 статьи 1.1).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения их в Перечень на 2018 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Как следует из материалов дела здания и помещения, принадлежащие административному истцу, расположены на земельном участке, вид разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание имущественного комплекса.
Из представленных кадастровых и технических паспортов зданий и помещений, расположенных по <адрес> не следует, что здания и помещения в них соответствуют критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что спорные объекты недвижимости в информационных системах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике были обозначены как административно-деловой центр, торговый центр, а также то, что они предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или их наименование содержало указание на признаки таких объектов.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:0070 «эксплуатация и обслуживание имущественного комплекса», на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми № Данный земельный участок размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает.
Следовательно, объекты недвижимости с кадастровыми № не могли быть включены в Перечень на 2018 год.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2018 год со стороны административного ответчика не опровергнуты. Доказательств наличия правовых оснований для включения спорных объектов в Перечень на 2018 год административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217 Перечня на 2018 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона УР № 55-РЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой ввиду включения в Перечень на 2018 год из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой пункты 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217 Перечня на 2018 год подлежат признанию не действующими, суд, исходя из положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его недействующим с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Коваль А. Н. об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 2216, 2219, 2211, 2196, 2215, 2220, 2205, 2231, 2206, 2201, 2217 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительством Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года за № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год».
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – 4 апелляционный суд города Нижний Новгород, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова