88-4944/2020
2-15/2019
25RS0017-01-2018-000826-07
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.,
судей Хребтовой Н.Л., Виноградовой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с проведением видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Климова Владимира Александровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кавалеровскому району Приморского края (далее – УПФР по Кавалеровскому району Приморского края) о назначении страховой пенсии досрочно,
по кассационной жалобе УПФР по Кавалеровскому району Приморского края,
на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 2 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 декабря 2019 года, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л., выслушав объяснение представителя УПФР по Кавалеровскому району Приморского края Мельникову Н.С., поддержавшую доводы кассационной жалобы; пояснения Климова В.А. и его представителя Бронниковой Н.В., возражавших против отмены судебных постановлений, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Климов В.А. обратился в суд с иском к УПФР по Кавалеровскому району Приморского края о назначении страховой пенсии по старости досрочно. В обоснование требований указал, что решением ответчика от 13 сентября 2018 года ему отказано в назначении страховой пенсии по старости на льготных основаниях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с работой в тяжелых условиях труда, поскольку не учтена его работа в периоды с 2000 по 2018 годы в должности техника по радионавигации, радиолокации и связи в отделении Кавалерово филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). Также не включены в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды его нахождения на курсах повышения квалификации в 2002, 2008, 2015 годах, нахождения в командировке в 2016 году. Просил признать решение пенсионного органа незаконным, обязать назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 25 июня 2018 года.
Решением Кавалеровского районного суда Приморского края от 2 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 декабря 2019 года, исковые требования Климова В.А. удовлетворены. На УПФР по Кавалеровскому району Приморского края возложена обязанность включить в специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы в отделении Кавалерово филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в должности техника по радионавигации, радиолокации и связи: с 24 января 2000 года по 14 марта 2002 года, с 15 по 29 марта 2002 года, с 24 апреля 2002 года по 30 июня 2004 года, с 1 июля 2004 года по 30 июня 2006 года, с 1 июля 2006 года по 30 января 2008 года, с 23 февраля 2008 года по 31 января 2015 года, с 1 февраля по 8 марта 2015 года, с 29 марта 2015 года по 11 декабря 2016 года, с 14 декабря 2016 года по 31 мая 2018 года. Возложена обязанность учесть Климову В.А. в специальном стаже работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в отделении Кавалерово филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация ОрВД»: с 30 марта по 23 апреля 2002 года, с 31 января по 22 февраля 2008 года, с 9 по 28 марта 2015 года; период нахождения в командировке с 12 по 13 декабря 2016 года. Возложена обязанность назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 25 июня 2018 года.
В кассационной жалобе УПФР по Кавалеровскому району Приморского края просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и принять новый судебный акт.
Климовым В.А. поданы возражения с просьбой оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием видеоконференцсвязи через Кавалеровский районный суд Приморского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 – 10 и 16 – 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам (п. 2 ч.1, ч.2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Указанные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.
Периоды работы, предусмотренные п.п. 1 – 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 – 18 ч. 1 настоящей статьи применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 – 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (ч.ч. 3, 4, 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований и возлагая на пенсионный орган включить в специальный стаж работы Климова В.А. периоды его работы в должности техника по радионавигации, радиолокации и связи и назначить ему страховую пенсию по старости досрочно, суды руководствовались указанными нормами пенсионного законодательства и исходили из того, что во время работы в занимаемой должности истец был непосредственно занят техническим обслуживанием, заменой элементов, регулировкой и эксплуатацией оборудования, являющегося источником СВЧ излучения. Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела сведениями о прохождении истцом профилактических медицинских осмотров, картой специальной оценки условий труда в 2016 году, коллективным договором филиала, которым предусмотрена выплата работникам компенсации за вредные и тяжелые условия труда, дополнительный отпуск, расчетными листками по заработной плате, использованием средств индивидуальной защиты, фотоснимками, показаниями свидетелей. Суды пришли к выводу о полной занятости истца на указанных работах, в течение нормы рабочего времени, приняли во внимание позицию работодателя, признавшего работу истца во вредных условиях труда – с источниками УКВ, УВЧ, СВЧ изучений, выполнение которой требует обязательного применения средств индивидуальной защиты от этих излучений. Суды признали необоснованным отказ пенсионного органа включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, время нахождения истца в командировке и на курсах повышения квалификации, указав, что в указанный период за истцом сохранялось рабочее место, заработная плата и перечислялись страховые взносы.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы УПФР по Кавалеровскому району Приморского края о том, что судом не дана надлежащая оценка акту документальной проверки от 12 октября 2018 года, согласно которому вредность условий труда истца установлена по категории шум 3.1, а по категории ионизирующее излучение – только 2, а также документально не подтверждена полная занятость истца на работах по Списку-2, направлены на переоценку доказательств и несогласие с установленными судами фактическими обстоятельствами дела, что в силу положений статьи 379.7 ГПК РФ не является основанием к отмене судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Ссылки на то, что в период нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации за истца не уплачивались страховые взносы, подтверждения в суде не нашли. Судом установлено, что в данные периоды за истцом сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, из которой перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что пенсионным органом в суде первой инстанции не оспаривалось.
Неправильного применения норм материального права при разрешении данного дела судами не допущено. Оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 2 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу УПФР по Кавалеровскому району – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: