УИД 69RS0031-01-2021-000127-19
Дело № 2-112/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Старица 29 апреля 2021 г.
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,
при секретаре Хревенковой Л.Г.,
с участием представителя истца Грицаева А.В. по доверенности – Грицаевой И.В.,
истца Зарубиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. к Администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области о сохранении жилого дома в реконструированном виде, изменении статуса жилого дома, признании права собственности на квартиры,
установил:
Грицаев А.В. и Зарубина Н.В. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Старица Тверской области, просят сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном виде, общей площадью 222,9 кв.м.; определить статус реконструированного дома, как многоквартирный (двухквартирный) жилой дом; признать за истцом Грицаевым А.В. право собственности на квартиру под литерой №1 общей площадью 82,9 кв.м., в том числе жилой площадью - 62,8 кв.м.; признать за истцом Зарубиной Н.В. право собственности на квартиру под литерой №2 общей площадью 140,0 кв.м., в том числе жилой площадью – 51,8 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что вышеуказанный жилой дом принадлежит истцам Грицаеву А.В. и Зарубиной Н.В. на праве общедолевой собственности, по ? доле каждому, расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1157 кв.м., находящемся в муниципальной собственности. В 2007 году истцами за счет собственных средств была произведена перепланировка и реконструкция жилого дома, в результате чего его площадь увеличилась с 135,6 кв.м. до 222,9 кв.м. За разрешением на реконструкцию жилого дома собственники в установленном законом порядке не обращались, реконструкция была произведена без разрешительных документов. В последующем истцам было отказано в выдаче данного разрешения, в настоящее время они не могут получить и разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома, а также зарегистрировать свои права на измененный объект недвижимости. Истцами была проведена независимая строительно-техническая экспертиза ООО Проектное бюро «Ротонда», по заключению которой жилой дом в реконструированном виде соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам противопожарной безопасности и другим нормативным строительным актам для зданий и сооружений, действующим на территории Российской Федерации; не создает угрозу безопасности жизни и здоровью проживающим гражданам и другим лицам; обладает признаками многоквартирного (двухквартирного) жилого дом, а жилые помещения №1 и №2 признаками квартир согласно терминологии СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СниП 31-01-2003». В результате реконструкции жилого дома фактически в собственности истца Грицаева А.В. находится квартира под литерой №1 общей площадью 82,9 кв.м., в том числе жилой площадью - 62,8 кв.м. (помещения, расположенные на 1 этаже и обозначенные на плане литерами №№1,2,3,4,5 и расположенные на 2 этаже, обозначенные литерами №№ 19,20), что составляет 37/100 долей от всего жилого дома. В собственности истца Зарубиной Н.В. - квартира под литерой №2 общей площадью 140 кв.м., в том числе жилой площадью – 51,8 кв.м. (помещения, расположенные на 1 этаже и обозначенные на плане литерами №№6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,1, 17,18 и расположенные на 2 этаже, обозначенные литерами №№21,22), что составляет 63/100 от всего жилого дома. Реконструкция жилого дома произведена в границах соответствующего жилого дома, увеличение площади связано с изменением конфигурации крыши, созданием второго этажа, переводом холодных помещений в жилые помещения, переделкой отопительной системы, переустройством холодных неотапливаемых помещений в подсобные отапливаемые (санузлы, прихожие). Фактически жилой дом всегда состоял из двух отдельных жилых помещений, каждое из которых имеет отдельный вход, соответствует статусу двухквартирного жилого дома. Изменение статуса жилого дома с индивидуального жилого дома на многоквартирный (двухквартирный) жилой дом позволит истцам приобрести в долевую собственность земельный участок, на котором он расположен, в долевую собственность.
Определением суда от 23 марта 2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Старицкого района Тверской области. Кроме того, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области, Управление государственной противопожарной службы МЧС России Тверской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (том 2 л.д. 113-115).
Ответчик - администрация Старицкого района Тверской области в письменном отзыве просит принять решение на усмотрение суда (том 2 л.д. 135).
Ответчик - администрация г. Старица Тверской области в письменном отзыве указывает, что возражений по иску не имеет (том 2 л.д. 99).
Третье лицо - Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в письменном отзыве оставляет решение по данному делу на усмотрение суда. Указывает, что здание по адресу: <адрес>.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечне выявленных объектов культурного наследия, списках объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, отсутствует. Вместе с тем, земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером № в соответствии с Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 26.02.2004 №22 расположен на территории выявленного объекта культурного наследия (объекта археологического наследия) «Посад г. Старицы, XV-XIXв.в.». В связи с чем использование данного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями п. 5 ст. 5.1 и ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (том 2 л.д. 130-131).
В судебном заседании представитель истца Грицаева А.В. – Грицаева И.В., истец Зарубина Н.В. исковые требования подержали по указанным выше основаниям.
Истец Грицаев А.В. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков – администрации г. Старица Тверской области, администрации Старицкого района Тверской области, третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области, Управления государственной противопожарной службы МЧС России Тверской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, с ходатайством об его отложении не обращались.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца Грицаева А.В. – Грицаеву И.В., истца Зарубину Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По смыслу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (других вещных прав).
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Грицаеву А.В. и Зарубиной Н.В., по ? доле в праве каждому.
Грицаев А.В. приобрел право собственности на ? долю указанного жилого дома на основании договора дарения земельного участка с долей в праве общей долевой собственности на жилой дом от 30 марта 2020г. (том 2 л.д. 105-106).
Ранее указанная доля в праве на жилой дом принадлежала Грицаевой Л.Г. на основании договора купли-продажи доли жилого дома от 11 мая 2001 г. (том 2 л.д.55-57).
Зарубина Н.В. приобрела право собственности на ? долю жилого дома на основании договора купли-продажи (купчей) ? доли жилого дома от 21 декабря 2006 г. (том 2 л.д. 7-8).
Право собственности Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке соответственно 31 марта 2020г. и 18 января 2007г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021 (том 1 л.д. 131-132).
Жилой дом по вышеуказанному адресу расположен на земельном участке площадью 1272 кв.м. с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, границы земельного участка установлены, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021 (том 1 л.д. 128).
С целью улучшения жилищных условий собственники за счет собственных средств в отсутствие разрешения компетентного органа произвели реконструкцию спорного жилого дома.
Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом с хозпостройками, составленному ГУП «Тверское областное БТИ» Старицкий филиал по состоянию на 5 июля 2005г. спорный жилой дом был одноэтажным, его общая площадь по внутреннему обмеру составляла 135,6 кв.м.,7 кв.м., в том числе жилая площадь – 87,9 кв.м., вспомогательная (подсобная) площадь - 47,7 кв.м. (том 1 л.д. 18-23).
Из технического паспорта на жилой дом - объект индивидуального жилищного строения, составленного ГУП «Тверское областное БТИ», по состоянию на 2 февраля 2018г. в результате реконструкции дом стал двухэтажным, его общая площадь увеличилась до 222,9 кв.м., из нее площадь жилого помещения - 114,6 кв.м., подсобная -108,3 кв.м.
Согласно справке Старицкого обособленного подразделения Ржевского отделения ГБУ Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» №34 от 28 августа 2018г., при технической инвентаризации спорного жилого дома выявлено, что здание реконструировано по высоте – возведен 2-ой этаж, план 1 этажа и внешние границы не изменились. Реконструированный объект расположен в прежних границах земельного участка (том 1 л.д. 32).
В 2018г. Грицаева Л.Г. обращалась в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Письмом администрации Старицкого района Тверской области №69-532101-04-2018 от 02 июля 2018г. в выдаче разрешения Грицаевой Л.Г. на строительство (реконструкцию) жилого дома было отказано в связи с предоставлением не полного пакета документов (том 1 л.д. 46).
Согласно представленному истцами заключению строительно-технической экспертизы, выполненной ООО Проектное бюро «Ротонда», самовольная реконструкция домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам противопожарной безопасности и другим нормативным строительным актам для зданий и сооружений, действующим на территории Российской Федерации.
Механическая безопасность реконструированного жилого дома обеспечена, отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие возможного внезапного разрушения и потери устойчивости здания или его части.
Произведенная самовольная реконструкция не создает угрозу безопасности жизни и здоровью проживающим гражданам и другим лицам.
Общая площадь реконструированного жилого дома составляет 222,9 кв. м., в том числе жилая – 114,6 кв.м. Жилой дом разделен на две изолированные части - №1 и №2, каждая из которых имеет отдельный вход. По жилому помещению №1 общая площадь составляет 82,9 кв.м., жилая – 62,8 кв.м., что составляет 37/100 долей в праве общей долевой собственности. По жилому помещению №2 общая площадь составляет 140,0 кв.м., жилая – 51,8 кв.м., что составляет 63/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом (том 1 л.д. 49-80).
Оценивая данное заключение, суд приходит к выводу о том, что оно является объективным доказательством, в полной мере отражающим фактические обстоятельства дела.
Доказательства, которые бы опровергали выводы эксперта, ставили их под сомнение, суду не представлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, позицию ответчиков – администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области, которые против исковых требований не возражают, суд считает возможным сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 222,9 кв.м. в реконструированном виде.
В результате реконструкции увеличилась общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью, поэтому доли сособственников после признания права собственности на возведенную пристройку подлежат перераспределению в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 3 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что помещения, обозначенные под №1 общей площадью 82,9 кв.м. (прихожая – 5,5 кв.м., кухня – 8,2 кв.м., спальня – 11,1 кв.м., санузел – 6,4 кв.м., гостиная – 21,7 кв.м., спальня – 16,2 кв.м.,, спальня – 13,8 кв.м.), находятся в пользовании истца Грицаева А.В. и составляют 37/100 долей в праве общей долевой собственности жилого дома.
Помещения, обозначенные под №2, площадью 140,0 кв.м. (гостиная -20,3 кв.м., спальня – 16,6 кв.м., летняя комната – 5,5 кв.м., коридор – 7,0 кв.м., ванная – 7,0 кв.м., туалет - 1,2 кв.м., прихожая – 6,8 кв.м. коридор – 4,2 кв.м., лестница – 2,4 кв.м., кладовая – 2,6 кв.м., кухня – 19,5 кв.м., спальня – 14,9 кв.м., кладовая – 11,8 кв.м., лентяя комната – 22,1 кв.м., площадка – 1,2 кв.м. находятся в пользовании истца Зарубиной Н.В. и составляют 63/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Следовательно, доля Грицаева А.В. в реконструированном доме составляет - 37/100, а Зарубиной Н.В. - 63/100 доли.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о сохранении спорного жилого дома в реконструированном виде и признании за Грицаевым А.В. и Зарубиной Н.В. права общедолевой собственности на него в указанных долях.
Разрешая исковые требования об изменении статуса жилого дома на многоквартирный и признании за истцами права собственности на квартиры, суд исходит из того, что изменение любых характеристик объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости происходит на основании измененных сведений государственного кадастра недвижимости. Изменение кадастровых сведений об объекте недвижимости производится на основании заявления собственника с приложением технического плана объекта недвижимости, содержащего новые сведения о данном объекте (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (пункт 1 статьи 3 этого же Федерального закона).
Статья 14 Федерального закона N 218-ФЗ устанавливает перечень документов необходимых для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Жилищный кодекс не раскрывает понятия многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие жилого дома блокированной застройки, согласно которому под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.
Согласно имеющихся в материалах дела технической документации, правоустанавливающих документов сторон, расположенный по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом, 1917 года постройки. В таком виде объект недвижимого имущества постановлен на кадастровый учет, право собственности истцов в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано на доли (по ? доли каждому) в праве общей собственности на жилой дом с пристройками, надворными постройками (сараи) и сооружениями – погреб, ворота.
Суд не является органом технического учета, он не вправе решать вопрос об отнесении жилой недвижимости к тому или иному виду, подменяя собой уполномоченные на это органы, в которые истцы не обращались и действия которых не оспорены.
Кроме того, как указано выше, спорный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:32:0350228:26, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
В соответствии же с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Размещение на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, многоквартирного жилого дома, будет противоречить разрешенному использованию такого земельного участка. Тем более, что правовой режим земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, имеет иное законодательное регулирование и регламентирован положениями жилищного законодательства.
Таким образом, без изменения разрешенного использования земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, невозможно изменение назначения расположенного на нем объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчики в данном случае какие-либо законные интересы истцов не нарушили, решений, нарушающих их права по рассматриваемому вопросу не принимали, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется, в связи с чем, в их удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. к Администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области удовлетворить частично.
Сохранить индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном состоянии, общей площадью 222,9 кв.м.
Признать за Грицаевым А.В. право собственности на 37/100 долей, за Зарубиной Н.В. право собственности на 63/10 долей в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.
В остальной части иска Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. к Администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято «30» апреля 2021 г.
Председательствующий:
УИД 69RS0031-01-2021-000127-19
Дело № 2-112/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Старица 29 апреля 2021 г.
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,
при секретаре Хревенковой Л.Г.,
с участием представителя истца Грицаева А.В. по доверенности – Грицаевой И.В.,
истца Зарубиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. к Администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области о сохранении жилого дома в реконструированном виде, изменении статуса жилого дома, признании права собственности на квартиры,
установил:
Грицаев А.В. и Зарубина Н.В. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Старица Тверской области, просят сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном виде, общей площадью 222,9 кв.м.; определить статус реконструированного дома, как многоквартирный (двухквартирный) жилой дом; признать за истцом Грицаевым А.В. право собственности на квартиру под литерой №1 общей площадью 82,9 кв.м., в том числе жилой площадью - 62,8 кв.м.; признать за истцом Зарубиной Н.В. право собственности на квартиру под литерой №2 общей площадью 140,0 кв.м., в том числе жилой площадью – 51,8 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что вышеуказанный жилой дом принадлежит истцам Грицаеву А.В. и Зарубиной Н.В. на праве общедолевой собственности, по ? доле каждому, расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1157 кв.м., находящемся в муниципальной собственности. В 2007 году истцами за счет собственных средств была произведена перепланировка и реконструкция жилого дома, в результате чего его площадь увеличилась с 135,6 кв.м. до 222,9 кв.м. За разрешением на реконструкцию жилого дома собственники в установленном законом порядке не обращались, реконструкция была произведена без разрешительных документов. В последующем истцам было отказано в выдаче данного разрешения, в настоящее время они не могут получить и разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома, а также зарегистрировать свои права на измененный объект недвижимости. Истцами была проведена независимая строительно-техническая экспертиза ООО Проектное бюро «Ротонда», по заключению которой жилой дом в реконструированном виде соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам противопожарной безопасности и другим нормативным строительным актам для зданий и сооружений, действующим на территории Российской Федерации; не создает угрозу безопасности жизни и здоровью проживающим гражданам и другим лицам; обладает признаками многоквартирного (двухквартирного) жилого дом, а жилые помещения №1 и №2 признаками квартир согласно терминологии СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СниП 31-01-2003». В результате реконструкции жилого дома фактически в собственности истца Грицаева А.В. находится квартира под литерой №1 общей площадью 82,9 кв.м., в том числе жилой площадью - 62,8 кв.м. (помещения, расположенные на 1 этаже и обозначенные на плане литерами №№1,2,3,4,5 и расположенные на 2 этаже, обозначенные литерами №№ 19,20), что составляет 37/100 долей от всего жилого дома. В собственности истца Зарубиной Н.В. - квартира под литерой №2 общей площадью 140 кв.м., в том числе жилой площадью – 51,8 кв.м. (помещения, расположенные на 1 этаже и обозначенные на плане литерами №№6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,1, 17,18 и расположенные на 2 этаже, обозначенные литерами №№21,22), что составляет 63/100 от всего жилого дома. Реконструкция жилого дома произведена в границах соответствующего жилого дома, увеличение площади связано с изменением конфигурации крыши, созданием второго этажа, переводом холодных помещений в жилые помещения, переделкой отопительной системы, переустройством холодных неотапливаемых помещений в подсобные отапливаемые (санузлы, прихожие). Фактически жилой дом всегда состоял из двух отдельных жилых помещений, каждое из которых имеет отдельный вход, соответствует статусу двухквартирного жилого дома. Изменение статуса жилого дома с индивидуального жилого дома на многоквартирный (двухквартирный) жилой дом позволит истцам приобрести в долевую собственность земельный участок, на котором он расположен, в долевую собственность.
Определением суда от 23 марта 2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Старицкого района Тверской области. Кроме того, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области, Управление государственной противопожарной службы МЧС России Тверской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (том 2 л.д. 113-115).
Ответчик - администрация Старицкого района Тверской области в письменном отзыве просит принять решение на усмотрение суда (том 2 л.д. 135).
Ответчик - администрация г. Старица Тверской области в письменном отзыве указывает, что возражений по иску не имеет (том 2 л.д. 99).
Третье лицо - Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в письменном отзыве оставляет решение по данному делу на усмотрение суда. Указывает, что здание по адресу: <адрес>.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечне выявленных объектов культурного наследия, списках объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, отсутствует. Вместе с тем, земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером № в соответствии с Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 26.02.2004 №22 расположен на территории выявленного объекта культурного наследия (объекта археологического наследия) «Посад г. Старицы, XV-XIXв.в.». В связи с чем использование данного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями п. 5 ст. 5.1 и ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (том 2 л.д. 130-131).
В судебном заседании представитель истца Грицаева А.В. – Грицаева И.В., истец Зарубина Н.В. исковые требования подержали по указанным выше основаниям.
Истец Грицаев А.В. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков – администрации г. Старица Тверской области, администрации Старицкого района Тверской области, третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области, Управления государственной противопожарной службы МЧС России Тверской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, с ходатайством об его отложении не обращались.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца Грицаева А.В. – Грицаеву И.В., истца Зарубину Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По смыслу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (других вещных прав).
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Грицаеву А.В. и Зарубиной Н.В., по ? доле в праве каждому.
Грицаев А.В. приобрел право собственности на ? долю указанного жилого дома на основании договора дарения земельного участка с долей в праве общей долевой собственности на жилой дом от 30 марта 2020г. (том 2 л.д. 105-106).
Ранее указанная доля в праве на жилой дом принадлежала Грицаевой Л.Г. на основании договора купли-продажи доли жилого дома от 11 мая 2001 г. (том 2 л.д.55-57).
Зарубина Н.В. приобрела право собственности на ? долю жилого дома на основании договора купли-продажи (купчей) ? доли жилого дома от 21 декабря 2006 г. (том 2 л.д. 7-8).
Право собственности Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке соответственно 31 марта 2020г. и 18 января 2007г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021 (том 1 л.д. 131-132).
Жилой дом по вышеуказанному адресу расположен на земельном участке площадью 1272 кв.м. с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, границы земельного участка установлены, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021 (том 1 л.д. 128).
С целью улучшения жилищных условий собственники за счет собственных средств в отсутствие разрешения компетентного органа произвели реконструкцию спорного жилого дома.
Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом с хозпостройками, составленному ГУП «Тверское областное БТИ» Старицкий филиал по состоянию на 5 июля 2005г. спорный жилой дом был одноэтажным, его общая площадь по внутреннему обмеру составляла 135,6 кв.м.,7 кв.м., в том числе жилая площадь – 87,9 кв.м., вспомогательная (подсобная) площадь - 47,7 кв.м. (том 1 л.д. 18-23).
Из технического паспорта на жилой дом - объект индивидуального жилищного строения, составленного ГУП «Тверское областное БТИ», по состоянию на 2 февраля 2018г. в результате реконструкции дом стал двухэтажным, его общая площадь увеличилась до 222,9 кв.м., из нее площадь жилого помещения - 114,6 кв.м., подсобная -108,3 кв.м.
Согласно справке Старицкого обособленного подразделения Ржевского отделения ГБУ Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» №34 от 28 августа 2018г., при технической инвентаризации спорного жилого дома выявлено, что здание реконструировано по высоте – возведен 2-ой этаж, план 1 этажа и внешние границы не изменились. Реконструированный объект расположен в прежних границах земельного участка (том 1 л.д. 32).
В 2018г. Грицаева Л.Г. обращалась в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Письмом администрации Старицкого района Тверской области №69-532101-04-2018 от 02 июля 2018г. в выдаче разрешения Грицаевой Л.Г. на строительство (реконструкцию) жилого дома было отказано в связи с предоставлением не полного пакета документов (том 1 л.д. 46).
Согласно представленному истцами заключению строительно-технической экспертизы, выполненной ООО Проектное бюро «Ротонда», самовольная реконструкция домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам противопожарной безопасности и другим нормативным строительным актам для зданий и сооружений, действующим на территории Российской Федерации.
Механическая безопасность реконструированного жилого дома обеспечена, отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие возможного внезапного разрушения и потери устойчивости здания или его части.
Произведенная самовольная реконструкция не создает угрозу безопасности жизни и здоровью проживающим гражданам и другим лицам.
Общая площадь реконструированного жилого дома составляет 222,9 кв. м., в том числе жилая – 114,6 кв.м. Жилой дом разделен на две изолированные части - №1 и №2, каждая из которых имеет отдельный вход. По жилому помещению №1 общая площадь составляет 82,9 кв.м., жилая – 62,8 кв.м., что составляет 37/100 долей в праве общей долевой собственности. По жилому помещению №2 общая площадь составляет 140,0 кв.м., жилая – 51,8 кв.м., что составляет 63/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом (том 1 л.д. 49-80).
Оценивая данное заключение, суд приходит к выводу о том, что оно является объективным доказательством, в полной мере отражающим фактические обстоятельства дела.
Доказательства, которые бы опровергали выводы эксперта, ставили их под сомнение, суду не представлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, позицию ответчиков – администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области, которые против исковых требований не возражают, суд считает возможным сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 222,9 кв.м. в реконструированном виде.
В результате реконструкции увеличилась общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью, поэтому доли сособственников после признания права собственности на возведенную пристройку подлежат перераспределению в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 3 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что помещения, обозначенные под №1 общей площадью 82,9 кв.м. (прихожая – 5,5 кв.м., кухня – 8,2 кв.м., спальня – 11,1 кв.м., санузел – 6,4 кв.м., гостиная – 21,7 кв.м., спальня – 16,2 кв.м.,, спальня – 13,8 кв.м.), находятся в пользовании истца Грицаева А.В. и составляют 37/100 долей в праве общей долевой собственности жилого дома.
Помещения, обозначенные под №2, площадью 140,0 кв.м. (гостиная -20,3 кв.м., спальня – 16,6 кв.м., летняя комната – 5,5 кв.м., коридор – 7,0 кв.м., ванная – 7,0 кв.м., туалет - 1,2 кв.м., прихожая – 6,8 кв.м. коридор – 4,2 кв.м., лестница – 2,4 кв.м., кладовая – 2,6 кв.м., кухня – 19,5 кв.м., спальня – 14,9 кв.м., кладовая – 11,8 кв.м., лентяя комната – 22,1 кв.м., площадка – 1,2 кв.м. находятся в пользовании истца Зарубиной Н.В. и составляют 63/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Следовательно, доля Грицаева А.В. в реконструированном доме составляет - 37/100, а Зарубиной Н.В. - 63/100 доли.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о сохранении спорного жилого дома в реконструированном виде и признании за Грицаевым А.В. и Зарубиной Н.В. права общедолевой собственности на него в указанных долях.
Разрешая исковые требования об изменении статуса жилого дома на многоквартирный и признании за истцами права собственности на квартиры, суд исходит из того, что изменение любых характеристик объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости происходит на основании измененных сведений государственного кадастра недвижимости. Изменение кадастровых сведений об объекте недвижимости производится на основании заявления собственника с приложением технического плана объекта недвижимости, содержащего новые сведения о данном объекте (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (пункт 1 статьи 3 этого же Федерального закона).
Статья 14 Федерального закона N 218-ФЗ устанавливает перечень документов необходимых для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Жилищный кодекс не раскрывает понятия многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие жилого дома блокированной застройки, согласно которому под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.
Согласно имеющихся в материалах дела технической документации, правоустанавливающих документов сторон, расположенный по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом, 1917 года постройки. В таком виде объект недвижимого имущества постановлен на кадастровый учет, право собственности истцов в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано на доли (по ? доли каждому) в праве общей собственности на жилой дом с пристройками, надворными постройками (сараи) и сооружениями – погреб, ворота.
Суд не является органом технического учета, он не вправе решать вопрос об отнесении жилой недвижимости к тому или иному виду, подменяя собой уполномоченные на это органы, в которые истцы не обращались и действия которых не оспорены.
Кроме того, как указано выше, спорный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:32:0350228:26, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
В соответствии же с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Размещение на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, многоквартирного жилого дома, будет противоречить разрешенному использованию такого земельного участка. Тем более, что правовой режим земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, имеет иное законодательное регулирование и регламентирован положениями жилищного законодательства.
Таким образом, без изменения разрешенного использования земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, невозможно изменение назначения расположенного на нем объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчики в данном случае какие-либо законные интересы истцов не нарушили, решений, нарушающих их права по рассматриваемому вопросу не принимали, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется, в связи с чем, в их удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. к Администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области удовлетворить частично.
Сохранить индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном состоянии, общей площадью 222,9 кв.м.
Признать за Грицаевым А.В. право собственности на 37/100 долей, за Зарубиной Н.В. право собственности на 63/10 долей в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.
В остальной части иска Грицаева А.В. и Зарубиной Н.В. к Администрации г. Старица Тверской области и администрации Старицкого района Тверской области, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято «30» апреля 2021 г.
Председательствующий: