Решение по делу № 33а-57/2022 (33а-4475/2021;) от 03.12.2021

судья Хохлачева О.Н. дело №2а-4475/2021

№ 33а-57/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 26 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Степина А.Б.,

судей областного суда: Берстневой Н.Н., Сорокиной О.А.,

при помощнике судьи Кондратьеве С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе Ковшарь ФИО11 на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 15 октября 2021 года по административному иску Ковшарь ФИО12 к ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» о признании действий, бездействий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛА:

Ковшарь А.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» о признании действий, бездействий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование иска указал, что проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации в период с декабря 1988 года по май 2006 года, после чего был уволен, с правом предоставления мер социальной помощи ему и членам его семьи. С апреля 2008 года является военным пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации. Согласно Приказа Министра обороны РФ № 815 от 27 декабря 2017 года «Об определении порядка, случаев и особенностей оформления выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» ему и членам их семейпредоставлено право приобретения по воинским перевозочным документам (далее ВПД) проездных билетов на воздушном и железнодорожном транспорте на лечение, в санаторий, пансионат, дом отдыха. 13 сентября 2021 года он обратился с заявлением на имя военного комиссара Астраханской области о выдачи военных проездных документов на его имя для сопровождения его несовершеннолетних детей Ковшарь С.А. и Ковшарь Р.А. в военный санаторий Республика Крым г. Евпатория и обратно, приложив все необходимые документы. 16 сентября 2021 года военным комиссаром Астраханской области ему было отказано в выдаче ВПД, в виду не предоставления истцом неиспользованных ВПД за 2020 год. Приказом МО РФ №815 от 27 декабря 2017 года отказ в выдаче ВПД по вышеуказанным основаниям не предусмотрен. 16 сентября 2021 года на входе в военный комиссариат он предоставил пенсионное удостоверение выданное военным комиссариатом Астраханской области, однако сотрудники отказали ему в проходе на приём к Военному комиссару Астраханской области указывая, что предъявленное им пенсионное удостоверение не является документом удостоверяющим личность гражданина. Указывает, что ответчик умышленно создаёт ему препятствия в выдаче испрашиваемых им документов, предоставления ему и его несовершеннолетним детям гарантий и мер социального обеспечения, предусмотренного Федеральным законом «О статусе военнослужащих». На основании изложенного административный истец просил признать действия военного комиссара Астраханской области, сотрудников военного комиссариата Астраханской области в отношении него и членов его семьи незаконными; обязать военного комиссара Астраханской области выдать ему ВПД для сопровождения несовершеннолетних детей Ковшарь С.А., Ковшарь Р.А. в военный санаторий Республика Крым г. Евпатория и обратно в г. Астрахань по месту жительства; обязать военный комиссариат Астраханской области предоставить ему проездные билеты для следования и проезда в военный санаторий <адрес> и обратно, по причине отсутствия в настоящее время билетов прямого направления и следования; признать незаконными действия ответчика об отказе ему проходить в военный комиссариат Астраханской области по пенсионному удостоверению на имя Ковшарь А.А.; обязать ответчика пропускать Ковшарь А.А. в здание и территорию военкомата Астраханской области по пенсионному удостоверению выданному органом власти; обязать военный комиссариат Астраханской области один раз в квартал проводить с ним занятия для реализации мер правовой и социальной защиты граждан, и членов их семей уволенных с военной их службы.

В судебном заседании административный истец Ковшарь А.А. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель военного комиссариата Астраханской области Антоненко Е.Е. с заявленными требованиями не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 15 октября 2021 года административный иск административного истца оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Ковшарь А.А. указывает, что решение суда вынесено незаконно и необоснованно, суд не привел убедительных мотивов, по которым пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований административного истца. Просит отменить данное решение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Выслушавадминистративного истца Ковшарь А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,представителя военного комиссариата Астраханской области Антоненко Е.Е., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.

Районным судом установлено, что Ковшарь А.А. является военным пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и относится к гражданам, уволенным с военной службы. На него и членов его семьи распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Приказом Министра обороны РФ № 815 от 27 декабря 2017 года «Об определении порядка, случаев и особенностей оформления выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте», в том числе и предусмотренное пунктом 5 статьи 20 данного Закона право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

13 сентября 2021 года Ковшарь А.А. обратился с заявлением на имя военного комиссара Астраханской области о выдаче военных проездных документов на его имя для сопровождения его несовершеннолетних детей Ковшарь С.А. и Ковшарь Р.А. в военный санаторий Республика Крым г. Евпатория и обратно.

Согласно п. 76 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 815 от 27 декабря 2017 года военнослужащие, члены семей военнослужащих, лица, сопровождавшие военнослужащих и членов их семей, по прибытии к новому месту военной службы, по возвращении из служебной командировки, отпуска, медицинской или образовательной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение трех рабочих дней сдают в воинскую часть проездные документы (билеты) и перевозочные документы, оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.

При этом, ранее полученные воинские перевозочные документы (ВПД) (ф-1 №543571, №543572, №543573 от 16 ноября 2020 года; ф-2 м-8 №265595 от 16 ноября 2020 года) Ковшарь А.А. в военный комиссариат Астраханской области не предоставил.

В случае утраты военнослужащим или гражданином выданных им воинских перевозочных документов новые воинские перевозочные документы выдаются после проведения в воинской части административного расследования и принятия мер по розыску утраченных воинских перевозочных документов, доклада в довольствующий - орган и службу военных сообщений военного округа, флота об утрате воинских перевозочных документов и получения от службы военных сообщений военного округа, флота документа, подтверждающего, что ранее выданные воинские перевозочные документы не использованы для проезда и (или) перевозки личного имущества, что следует из п. 10 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 815 от 27 декабря 2017 года

По результатам проведения служебной проверки 7 октября 2021 года Ковшарь А.А. были выданы воинские перевозочные документы №, а также истцом на основании данных воинских перевозочных документов получены проездные билеты по указанному в иске направлению на 15 октября 2021 года. Данные обстоятельства Ковшарь А.А. в судебном заседании не оспаривались.

Рассматривая требования о признании незаконными действий ответчика об отказе ему проходить в военный комиссариат Астраханской области по пенсионному удостоверению, выданному на его имя, и об обязании ответчика пропускать Ковшарь А.А. в здание и территорию военкомата Астраханской области по пенсионному удостоверению, судом первой инстанции установлено, что на территории военного комиссариата Астраханской области введен пропускной режим для сотрудников, граждане обязаны предъявить удостоверение личности, что следует из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно пункту 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Следовательно, документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации. Поскольку пенсионное удостоверение не содержит всех данных о личности гражданина, требования иска в данной части являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. №1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также Положением о военных комиссариатах (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

Согласно пункту 17 Положения о военных комиссариатах, к основным задачам военных комиссариатов среди прочих относятся: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 39), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40).

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика проводить занятия для реализации мер правовой и социальной защиты граждан, и членов их семей уволенных с военной службы.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания незаконными действия (бездействия) административным ответчиком не имеется, что исключает нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе и с учетом того, что 7 октября 2021 года административному истцу выданы воинские перевозочные документы и получены проездные документы.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел, которые обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 4 статьи 6 и статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Для удовлетворения требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав; в то же время в системном толковании процессуального закона решение о признании действий (решений) незаконными - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.

Судебная коллегия также учитывает, что 7 октября 2021 года административному истцу выданы воинские перевозочные документы и получены проездные документы, что не оспаривается и административным истцом.

Кроме того, заявитель не представил суду доказательств наличия нарушения его прав, требующих судебной защиты, способных затруднить доступ к правосудию, либо причинить ущерб его конституционным правам.

При таких обстоятельствах выводы районного суда об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действия (бездействия) должностных лиц являются обоснованными.

Что касается доводов о нарушении процессуальных прав истца, то по делу отсутствуют процессуальные нарушения, которые в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влекли бы отмену правильного решения суда. Кроме того, с материалами дела административный истец ознакомлен в полном объеме, что следует из справочного листа.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств; при этом, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы суда.

Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.

Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, судебной коллегией установлено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 15 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковшарь ФИО13 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: А.Б. Степин

судьи областного суда: Н.Н. Берстнева

О.А. Сорокина

33а-57/2022 (33а-4475/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковшарь Алексей Анатольевич
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Берстнева Наталия Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.ast.sudrf.ru
15.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Передано в экспедицию
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее