Дело № 3а-95/2019
УИД 210S0000-01-2019-000068-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года гор. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Карлинова С.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
с участием представителя административного истца Добрышкина Е.А. – Петровой Л.В., представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Максимовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Добрышкина Е.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Добрышкин Е.А. через своего представителя Петрову Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания склада с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., назначение: нежилое, 1-этажное, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 552 750 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2018 года. В обоснование заявленных требований указано, что он является собственником вышеуказанного здания. Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года, определенная 1 января 2018 года и утвержденная 1 января 2019 года в размере 5081 821 рублей 51 копейка, существенно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету индивидуального предпринимателя ... от 27 апреля 2019 года № ... в размере 552 750 рублей, что нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец Добрышкин Е.Ю. в судебном заседании личного участия не принимал, обеспечил явку своего представителя Петровой Л.В., которая в судебном заседании исковые требования поддержала по приведенным в административном иске основаниям, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 552 750 рублей.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. удовлетворение заявленного требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставил на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии) Максимова М.Н. просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости на основании результатов судебной экспертизы в размере 2 918038 рублей.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, надлежащим образом и своевременно извещенный в соответствии с требованиями ст. ст. 98 и 102 КАС РФ, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике участия в судебном заседании не принимали. В письменных отзывах удовлетворение административного искового заявления оставили на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо администрация г. Алатырь Чувашской Республики, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).
Как следует из материалов дела, Добрышкин Е.Ю. является собственником объекта недвижимости – здания склада с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., назначение: нежилое, 1-этажное, инв. ..., лит. ..., расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от 27 февраля 2013 года.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделеноБУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии. По результатам проведенных БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 1 января 2019 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики проведена в отношении объектов, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии с вышеназванным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, кадастровая стоимость упомянутого выше объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2018 года составляет 5081821 рублей 51 копейка.
Согласно представленной стороной административного истца выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2018 года на указанную дату кадастровая стоимость нежилого здания также составляет 5081 821 рублей 51 копейка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пункт 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
Таким образом, поскольку Добрышкин Е.Ю. является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования Добрышкиным Е.А. представлен отчет ИП ... от 27 апреля 2019 года № ..., в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания склада с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., по состоянию на 1 января 2018 года составляет 552 750 рублей.
По ходатайству представителя административного истца Добрышкина Е.А. – Петровой Л.В. ввиду наличия сомнений в достоверности отчета от 27 апреля 2019 года № ... определением суда от 11 июля 2019 года назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно выводам эксперта ООО «Институт оценки и консалтинга», изложенным в заключении от 6 сентября 2019 года № ..., рыночная стоимость объекта недвижимости - здания склада с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2918 038 рублей.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы от 6 сентября 2019 года № ... в полном объеме соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судебная экспертиза проведена на основании анализа рынка объекта оценки, расположения объектов недвижимости с учетом требований законодательства.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 42,58 %.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером ... на основании результатов судебной экспертизы в размере 2918 038 рублей.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости в указанном размере, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к заключению ООО «Институт оценки и консалтинга» от 6 сентября 2019 года, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении повторной экспертизы или вызове в суд экспертов не заявлено. Достаточных оснований для назначения повторной судебной экспертизы по делу не установлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или иные органы не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец впервые обратился 15 мая 2019 года.
Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Ходатайство представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об изменении процессуального статуса на заинтересованное лицо не подлежит удовлетворению, т.к. решение по делу в том числе затрагивает права и интересы указанного министерства.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания склада с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., назначение: нежилое, 1-этажное, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 1 января 2018 года в размере 2918 038 (двух миллионов девятиста восемнадцати тысяч тридцати восьми) рублей и до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Карлинов
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2019 года.