Решение по делу № 2-2885/2024 от 08.10.2024

УИД № 71RS0027-01-2024-003790-07

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2024 года                                                                  г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бушуевой И.А.,

при помощнике судьи Алексеенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-2885/2024 по иску Дроновой Светланы Владимировны к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,

установил:

Дронова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», указывая, что она является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ, обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей, как ветерану труда, мер социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Однако в предоставлении мер социальной поддержки ответчик ей необоснованно отказал. Дронова С.В. просила суд признать право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной компенсации на ЖКУ, ежемесячной денежной выплаты как «Ветерану труда», обязать ответчика назначить ей, Дроновой С.В., ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области»,    извещенного    о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений по иску не представил.

Третье лицо министерство труда и социальной защиты Тульской области,    извещенное     о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, письменных возражений по иску не представило, об отложении рассмотрения дела или его рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Дронова С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>,    является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» и имеет соответствующее удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ.

Другие льготные статусы истец не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству, выплаты в территориальных отделах Социального фонда России в Тульской области не получает.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась      в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.

Решением ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области, поскольку она не достигла    возраста, дающего право на трудовую пенсию, а также возраста 55 лет.

А решением ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по аналогичным основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Под предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Согласно ст.13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.

Суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достигла возраста, дающего право на пенсию, или возраста 55 лет.

Между тем, суд считает, что указанная позиция в части не согласуется с положениями закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, отдано предпочтение норме подзаконного акта перед нормой, установленной законом субъекта Российской Федерации, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав истца при принятии незаконного решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца о возложении на ГУ ТО УСЗН Тульской области обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда подлежат удовлетворению.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области» «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального защиты заявления со всеми необходимыми документами.

Установив, что истец,    имеющий удостоверение «Ветеран труда», ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить истцу как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требование о праве истца на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Тульской области;

платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах, не имеющих центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

2) скидка в размере 50 процентов от действующего тарифа на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) от станций, расположенных на территории Тульской области, до конечных пунктов движения пригородных поездов и в обратном направлении в случае приобретения билета для разовой поездки.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, установленные абзацем вторым настоящего пункта, распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Обеспечение твердым топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В п. 1 ст. 1 федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ указано, что пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.

Сведений о том, что Дронова С.В. относится к категории граждан, имеющих пенсионное обеспечение по другому федеральному закону, истцом суду не представлено.

Ст.7 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.

С 01.01.2015 вступил в действие федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного федерального закона со дня вступления его в силу федеральный Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.

Согласно ст. 8 федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2020 № 361-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соустова Владислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» следует, что реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Тульской области в статье 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» установил меры социальной поддержки для ветеранов труда. Данное законоположение, закрепляя условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки, обеспечивает тем самым повышение их социальной защищенности и равенство всех ветеранов труда независимо от вида получаемой ими пенсии и само по себе не может рассматриваться как ущемляющее какие-либо конституционные права указанных граждан, включая получателей пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.

Кроме того, данное законоположение фактически сохраняет ранее предусматривавшиеся в п. 4 ст. 22 федерального закона «О ветеранах» условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда.

Суд, установив, что истец в настоящее время не достиг 55 лет, приходит к выводу о том, что у Дроновой С.В. в настоящее время отсутствует право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Оснований для признания за истцом заявленного права на меру социальной поддержки не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дроновой Светланы Владимировны удовлетворить частично.

Признать право Дроновой Светланы Владимировны на получение меры социальной поддержки путем назначения ей ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Дроновой Светлане Владимировне меру социальной поддержки путем назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ.

Отказать Дроновой Светлане Владимировне в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в оставшейся части.

Истец Дронова С.В., паспорт гражданина РФ 7016 № 684482, выдан 28.09.2016 ОУФМС России по Тульской области в Советском районе г.Тулы; ответчик государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», ИНН 7107521785.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд города Тулы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                             И.А.Бушуева

Решение в окончательной форме изготовлено 9 декабря 2024 года.

2-2885/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дронова Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области" филиал отдел социальной защиты населения по г. Туле
Другие
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Дело на странице суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
08.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2024Передача материалов судье
10.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2024Судебное заседание
09.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее