Дело №12-683/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 сентября 2022 года г. Уфа, ул.А.Матросова, 1
Судья Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Добрянская А.Ш., рассмотрев жалобу Гафарова Эльмира Альбертовича постановление мирового судьи судебного участка № 10 по Кировскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 09 июня 2022 года в отношении должностного лица - начальника отдела выплаты пенсий и социальных выплат № 1 Управления выплаты пенсий и социальных выплат, совмещающего должность заместителя руководителя клиентской службы Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан Гафарова Эльмира Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 10 по Кировскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 09 июня 2022 года в редакции определения от 21.06.2022 года об исправлении описки, должностное лицо - начальник отдела выплаты пенсий и социальных выплат № 1 Управления выплаты пенсий и социальных выплат, совмещающий должность заместителя руководителя клиентской службы Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан Гафаров Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Гафаров Э.А. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения, административное правонарушение совершено в связи с отсутствием специалистов в клиентской службе и большим объемом обрабатываемых заявлений, поступающим по двум районам г.Уфы. Просил принять тяжелое материальное положение, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей. Также обратился с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы, мотивируя пропуск срока в связи с отъездом за пределы республики.
В судебном заседании Гафаров Э.А. жалобу поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
Проверив доводы жалобы, выслушав заявителя, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с п.29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях», согласно положениям ст.ст. 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в ч.3 ст. 30.3 КоАП РФ – пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При решении вопроса о своевременности подачи заявителем жалобы на постановление должностного лица, судье следовало проверить выполнение должностным лицом обязанности по направлению копии постановления по делу лицу, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ), а также соблюдение оператором почтовой связи (иным лицом, осуществляющим доставку корреспонденции) порядка доставки (вручения) почтовой корреспонденции.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого постановления мирового судьи, вынесенное в отношении Гафарова Э.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, 14.06.2022 направлена ему по адресу: г.Уфа, <адрес>, данный конверт 24.06.2022 был возвращен на судебный участок мировому судье в связи с истечением срока хранения. Из пояснений Гафарова Э.Я. следует, что в период с 06.06.2022 до 24.06.2022 он находился в отпуске, 07.06.2022 уехал в г.Анапа и вернулся оттуда 20.06.2022, затем он уехал в Благоварский район РБ, поэтому он не знал о рассмотрении дела в отношении него и не смог получить на почте конверт с копией постановления мирового судьи. Получил копию постановления он 06.07.2022, после того как сам обратился к мировому судьей за копией судебного акта. В подтверждение отсутствия в г.Уфе в вышеуказанный период заявителем представлены электронные железнодорожные билеты.
Учитывая приведенные заявителем обстоятельства, принимая во внимание, что срок для обжалования постановления истекал 04.07.2022, жалоба подана Гафаровым Э.А. 07.07.2022, прихожу к выводу о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю своевременно обратиться в суд с жалобой, в связи с чем имеются основания для восстановления срока обжалования постановления.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы проведена проверка исполнения ГУ – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орджоникидзевскому району г.Уфы Республики Башкортостан на основании поступившего обращения Губайдуллиной Ф.М. по факту неполучения ответа на заявление об изменении способа доставкипенсии, в ходе которой установлено, что государственная услуга Губайдуллиной Ф.М. по ее заявлению о доставке пенсии была оказана с нарушением установленного трехдневного срока. Так, 11.03.2022 Губайдуллина Ф.М. через личный кабинет на сайте ПФР направила заявление о доставке пенсии через иную кредитную организацию, которое было зарегистрировано 11.03.2022 за №, а государственная услуга была оказана ей только 18.04.2022.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника отдела выплаты пенсий и социальных выплат № Управления выплаты пенсий и социальных выплат Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан Гафарова Э.А. к административной ответственности по части 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Законом № 210-ФЗ и постановлением Правительства" Российской Федерации-от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 25.07.2019 № 404п, утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее - Административный регламент).
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению определяет порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги.
В соответствии с п. 14 Административного регламента, внесение информации в выплатное дело гражданина в соответствии с заявлением о доставке пенсии, заявлением об изменении персональных данных осуществляется не позднее чем через 3 рабочих дня после получения территориальным органом ПФР указанных заявлений с документами, предусмотренными Административным регламентом соответственно.
Факт совершения Гафаровым Э.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается исследованными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы о наличии в действиях должностного лица Гафарова Э.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что несвоевременное рассмотрение заявления Губайдуллиной Ф.М. связано с отсутствием специалистов в клиентской службе и большим объемом обрабатываемых заявлений, поступающим по двум районам г.Уфы, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку Гафаров Ф.М., являясь должностным лицом, в чьи обязанности входило исполнение Административных регламентов ПФР по оказанию государственных услуг, не принял все зависящие от него меры по соблюдению срока оказанию государственной услуги Губайдуллиной Ф.М., в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица. Так, в соответствии с требованиями статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Между тем, статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП », если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из представленных положений следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретного обстоятельства его совершения.
Учитывая то обстоятельство, что на момент обращения Губайдуллиной Ф.М. 11.03.2022 доставка ей пенсии не прекращалась, обращение ее было связано в связи с желанием изменить доставку начисляемой пенсии в другой банк, какие-либо другие вредные последствия несвоевременное оказание государственной услуги не повлекло, а так же с учетом того обстоятельства, что Гафаров Э.А. впервые привлекается к административной ответственности, считаю возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения с вынесением устного замечания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Восстановить срок для подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 09 июня 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица - начальника отдела выплаты пенсий и социальных выплат № 1 Управления выплаты пенсий и социальных выплат Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан Гафарова Эльмира Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Постановление мирового судьи судебного участка № 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 09 июня 2022 года в редакции определения от 21.06.2022 года (об исправлении описки) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела выплаты пенсий и социальных выплат № 1 Управления выплаты пенсий и социальных выплат Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан Гафарова Эльмира Альбертовича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ в отношении Гафарова Эльмира Альбертовича прекратить в связи с малозначительностью с объявлением устного замечания.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и его правомочны пересмотреть судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Добрянская А.Ш.