Судья Тукманова Л.И. дело №7п-117/2022
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 12 мая 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгулова К.В.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Ахмедова Ф. И. на постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Ахмедова Ф. И., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Узбекистана, зарегисрованного по адресу: <адрес>, женатого, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года Ахмедов Ф.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Ахмедов Ф.И. просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом были допущены существенные процессуальные нарушения, влекущие недействительность протокола.
Ахмедов Ф.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения защитника Ахмедова Ф.И. – Ложкина Ю.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ наступает за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание
Основанием для привлечения Ахмедова Ф.И. к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении сведения о том, что 23 марта 2022 года в 14 часов 00 минут по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Узбекистана Ахмедов Ф.И. в нарушение требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации без разрешения на работу либо патента на работу, а именно осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего в ООО «Эмеково».
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл пришел к выводу о наличии в действиях Ахмедова Ф.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ, и доказанности вины Ахмедова Ф.И. в его совершении.
Вместе с тем, с такими выводами судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от национальности, языка, а также других обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В соответствии с положениями статьи 25.10 КоАП РФ в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками, необходимыми для перевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью, при этом переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода (ч. 4 ст. 25.10 КоАП РФ).
Как установлено частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу закона, лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, не владеющее языком, на котором ведется производство по делу об административных правонарушениях, участвуя в процессуальных действиях лично, имеет возможность воспользоваться своими процессуальными правами при условии участия в деле переводчика, отвечающего предусмотренным законом требованиям, назначенного должностным лицом, ведущим производство по делу, и предупрежденного до начала проведения процессуальных действий об ответственности за заведомо неправильный перевод, а по их окончании - удостоверившим своей подписью правильность перевода.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 23 марта 2022 года, составленного заместителем начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Волжский» Алексеевой Н.Н. в отношении Ахмедова Ф.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ, следует, что Ахмедов Ф.И. является гражданином Узбекистана, заявил о том, что нуждается в услугах переводчика.
Из положений части 2 статьи 24.2 КоАП РФ следует, что лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, также обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.
Должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Ахмедова Ф.И. в качестве переводчика был привлечен ФИО1 При этом, протокол об административном правонарушении от 23 марта 2022 года в отношении Ахмедова Ф.И. составлен должностным лицом с участием данного переводчика, без соблюдения требований предъявляемых положениями статьи 25.10 КоАП РФ к лицу, привлекаемому в качестве переводчика.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При составлении протокола об административном правонарушении от 23 марта 2022 года в отношении Ахмедова Ф.И. должностным лицом было нарушено право Ахмедова Ф.И. на защиту, которое выразилось в том, что переводчику, участвовавшему при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом не разъяснялись процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьей 25.10 КоАП РФ, он не предупреждался об административной ответственности за заведомо неправильный перевод по статье 17.9 названного Кодекса, соответствующие подписки (расписки) в материалах дела отсутствуют.
Объективно сведения о том, что переводчик выполнил полно и точно порученный ему перевод и впоследствии удостоверил верность своей подписью, в материалах дела отсутствуют.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, с учетом изложенного протокол об административном правонарушении надлежащим доказательством по делу являться не может, поскольку составлен с существенным нарушением требований закона, в связи с чем подлежит исключению из числа доказательств по делу.
Протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Иные доказательства по делу могут лишь дополнять протокол об административном правонарушении, но не могут его заменять.
Возможность возвращения протокола об административном правонарушении в отношении Ахмедова Ф.И. для устранения недостатков должностному лицу, его составившему, в настоящее время утрачена, поскольку данные действия в соответствии с положениями статьи 29.4 КоАП РФ возможны только при подготовке дела к рассмотрению, в связи с чем указанное процессуальное нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, не может быть устранено при новом рассмотрении дела.
Данным обстоятельствам судьей городского суда не была дана надлежащая оценка.
Учитывая, что должностным лицом при составлении протокола по делу об административном правонарушении не был соблюден установленный законом порядок привлечения к административной ответственности, а именно нарушено право Ахмедова Ф.И. на защиту, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года, вынесенное в отношении Ахмедова Ф. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение по делу.
Судья К.В. Алимгулова