УИД №10RS0017-01-2020-000425-65
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего по делу судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Лифановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой А.Ю., Полищук Н.П. к Администрации Сортавальского городского поселения о признании права собственности на имущество,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истцы являются участниками ООО «<Данные изъяты>», каждому из которых принадлежит доля в обществе в размере 50 %. В связи с тем, что в течение длительного периода времени ООО «<Данные изъяты>» не сдавало бухгалтерскую отчетность и не осуществляло операций по счету, на основании решения МИФНС №5 от 11.11.2016 юридическое лицо в порядке п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было исключено из ЕГРЮЛ, о чем истцам стало известно в декабре 2019 года. На балансе ООО «<Данные изъяты>» имелось нежилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. В связи с тем, что юридическое лицо не осуществляло хозяйственной деятельности, не заключало договоров, не имело контрагентов и кредитных обязательств, было лишено возможности распорядиться недвижимым имуществом ввиду исключения из ЕГРЮЛ, обнаруженное имущество должно быть распределено среди участников общества, имеющих право на 50% от имущества каждый. Ссылаясь на положения ст.ст. 8, 49, 63, 131 Гражданского кодекса РФ, положения Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», истцы просят прекратить право собственности ООО «<Данные изъяты>» на нежилое помещение <Данные изъяты>; признать за Павловой А.Ю. и Полищук Н.П. по 1/2 доли каждому в праве собственности на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрайонная ИФЕС № 5 по РК в г. Сортавала и Федосеев А.В..
Судебное заседание проведено в отсутствие сторон в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной с мерами по предупреждению распространения COVID-19.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Абзац 2 статьи 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность судебной защиты путем признания права.
Под признанием права собственности понимается требование истца о судебном подтверждении наличия у него права собственности либо отсутствия у правонарушителя предполагаемого права собственности на спорную вещь.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, могут устанавливаться лишь законом (п.3 ст.211 Гражданского кодекса РФ).
На основании п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 31 января 1998 г. Здесь и далее нормы этого закона приводятся в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С 1 января 2017 г. регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Главой 11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статьи 69 - 72) определены заключительные и переходные положения в связи с введением в действие этого закона.
Так, частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 3 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на объекты недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 названной статьи, или совершении после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и названным федеральным законом.
Таким образом, права на недвижимое имущество, возникшие у правообладателя до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными и при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Из материалов дела следует, что 15.05.1997 между ТОО ТФ «<Данные изъяты>» (продавец), от имени которого действовал директор Федосеев А.В., и ТОО «<Данные изъяты>» (покупатель), от имени которого действовала директор ФИО3, был заключен договор купли-продажи продовольственного магазина, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью 109,06 кв.м.
05.02.1999 ООО «<Данные изъяты>» выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации.
14.07.1999 юридическое лицо ООО «<Данные изъяты>», расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, постановлено на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика <Данные изъяты>
31.12.2002 ООО «<Данные изъяты>» выдано свидетельство <Номер обезличен> о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года, за основным государственным регистрационным номером <Номер обезличен>.
Из устава ООО «<Данные изъяты>», утвержденного решением учредителей 18.12.2009, из выписки из ЕГРЮЛ от 12.03.2020 следует, что юридическое лицо распологалось по адресу: <Адрес обезличен>, учредителями являлись Павлова А.Ю. и Полищук Н.П., размер доли каждого составляет 50%.
ТОО «<Данные изъяты>» исключено 07.03.2017 из ЕГРЮЛ, как прекратившее свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ТОО «<Данные изъяты>» исключено 27.10.2008 из ЕГРЮЛ, как прекратившее свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
17.11.2017 нежилое помещение, <Данные изъяты> поставлено на кадастровый учет как ранее учтенное, с присвоением кадастрового номера <Номер обезличен>.
Из технического паспорта, <Номер обезличен>, на помещение магазина, расположенного в <Адрес обезличен>, полезной площадью 108,08 кв.м., следует, что владельцем объекта недвижимости является ТОО «<Данные изъяты>».
Согласно п.3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В силу п.1 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, участник хозяйственного товарищества или общества вправе получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Аналогичные положения содержатся ч.1 ст.8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также в п.4.1.5 Устава ООО «<Данные изъяты>».
Согласно ч.4 ст.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Учитывая приведенные выше правовые нормы, суд полагает, что имеются правовые основания для признания за истцами права собственности на указанное выше здание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Прекратить право собственности Общества с ограниченной ответственностью «<Данные изъяты>» на нежилое помещение, <Данные изъяты>
Признать за Павловой А.Ю. право собственности на 1/2 долю в праве собственности на нежилое помещение, <Данные изъяты>
Признать за Полищук Н.П. право собственности на 1/2 долю в праве собственности на нежилое помещение, <Данные изъяты>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2020 года.