РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
06.08.2020 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.
при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации г.Сочи к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании необоснованными отказов регистрирующего органа в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья,
установил:
Администрация г.Сочи обратилась в Центральный районный суд г.Сочи с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, в котором просит суд:
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании на основании соглашения от 21.03.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, жилого помещения, общей площадью 15,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Шевченко Ю. Д., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от от 08.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения общей площадью 15,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Патрикееву А. Ф., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 18.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения общей площадью 16 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Кургановской Е. Г., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 07.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 15,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, пер. Севастопольский, №, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Сергуниной Т. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 18.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 13,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Каландаровой Л. Р., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 12.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Чепелиди Д. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение) жилого помещения, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 21.03.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 49,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Бровиковой И. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение) жилого помещения, общей площадью 49,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 13.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Попенко Г. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 25.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 12,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) - без номера, принадлежащего на праве собственности Мамаевой С. Я., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 14.03.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес> кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Богоровскому Д. П., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 15.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес> кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Шестакову Ю. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 08.10.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 17,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Климовой С. В., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 07.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 15,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Чернову В. М., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 12.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 41,7 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, пер. Севастопольский, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Ермаковой Ж. Е., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, пер. Севастопольский, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общедолевой собственности Беловой Н. Н. (1/2 доли в праве) и Лукашову Л. Л. (1/2 доли в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28.2 кв.м по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 15.12.2017 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общедолевой собственности Крижанивской Я. А. (1/3 доли в праве), Поручиковой В. Р. (1/3 доли в праве), Крижанивскому Я. Д. (1/3 доли в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от № об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 51 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, пер. Севастопольский, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Белянскому Е. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 56,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
В обоснование требований административный истец указывает на то, что в целях определения порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса РФ, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.
Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.П. Хованской от 01.12.2015 № 3.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти РФ, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлены сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений.
В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о порядке выплаты разницы между размером возмещения за изымаемое жилое помещение с учетом стоимости и доли собственника данного помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения.
Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы", утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса РФ, чем нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Поскольку Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказа в государственной регистрации прав, администрация города Сочи считает возможным обращение в суд с требованием о признании таких отказов необоснованными и возложении на Управление Росреестра)по Краснодарскому краю обязанности по регистрации прав.
В судебное заседание представитель административного истца администрации г.Сочи не явился, уведомлен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом.
В судебное заседание по делу заинтересованные лица не явились, уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, читает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые заявления подлежат удовлетворению.
Согласно ст.4, ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 № 1050 "Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы" утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту РФ и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ).
В силу п.3 ст.2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 ст.88 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, постановлением администрации города Сочи от 21.11.2018 № 1902 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома № по переулку Севастопольскому Центрального района города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 09.11.2018 № 1798 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес>", постановлением администрации города Сочи от 02.11.2018 № 1775 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома № по переулку Севастопольскому Центрального района города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 21.11.2018 № 1901 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома № по <адрес> города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 09.11.2018 №1799 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 16.11.2018 № 1876 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 18.10.2016 № 2351 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 03.12.2018 № 1952 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> Центрального района города Сочи", постановлением администрации города Сочи от 11.07.2017 №1151 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> города Сочи", приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
По смыслу ст.32 Жилищного кодекса РФ федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 29.04.2014 "По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" также отмечено, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ " также разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
В соответствии с п."и" ст.14 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", ч.9 ст.32 Жилищного кодекса РФ изложена в следующей редакции: Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд".
В соответствии с положением ст.56.9 Земельного кодекса РФ, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
При этом, в соответствии со ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
В соответствии с пп."и" п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ ", если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.
Также, в силу п."к" ст.72 Конституции РФ, пунктов 1, 2 ст.5 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.
В целях определения порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса РФ, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.
Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.П. Хованской от 01.12.2015 № 3.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти РФ, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлены:
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от 30.10.2019 <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о порядке выплаты разницы между размером возмещения за изымаемое жилое помещение с учетом стоимости и доли собственника данного помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения.
Суд считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса РФ, чем нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке.
Также вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию, либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом.
Поскольку положения ст.32 Жилищного кодекса РФ в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация коллизии и неопределенности правового регулирования, подлежащая разрешению посредством конституционного судопроизводства, которая в данном конкретном случае не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан.
При этом, отсутствие государственной регистрации прав на изъятый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости. При этом положения ч.3 ст.69 настоящего Федерального закона не применяются (ч.6 ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч.8 ст.56.6 Земельного кодекса РФ отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не является препятствием для принятия решения об изъятии.
Права на объект недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с ч.5 ст.56.12 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение (ч.7 ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее – ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 3 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно пунктам 5, 8, 12 указанного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее – ОТИ). Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных ОТИ копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в ОТИ о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых ОТИ изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются ОТИ в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Данные разъяснения также содержатся в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 06.10.2014 № 11-0830/14 "Для сведения и учета в работе", и из них следует, что регистрирующий орган обязан самостоятельно обратиться в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации с запросом о предоставлении необходимых документов технического учета для дальнейшей регистрации прав на такие объекты.
В соответствии с ч.1 ст.60 Федерального закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
При таких данных оспариваемые решения административного ответчика нельзя признать обоснованными.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании на основании соглашения от 21.03.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, жилого помещения, общей площадью 15,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Шевченко Ю. Д., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от от 08.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения общей площадью 15,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Патрикееву А. Ф., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 18.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения общей площадью 16 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Кургановской Е. Г., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 07.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 15,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Сергуниной Т. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 18.02.2019 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 13,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Каландаровой Л. Р., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 12.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Чепелиди Д. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение) жилого помещения, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 21.03.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 49,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Бровиковой И. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение) жилого помещения, общей площадью 49,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 13.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Попенко Г. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 25.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 12,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) - без номера, принадлежащего на праве собственности Мамаевой С. Я., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 14.03.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Богоровскому Д. П., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 15.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район<адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Шестакову Ю. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 08.10.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 17,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Климовой С. В., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 07.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 15,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Чернову В. М., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 12.02.2019 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 41,7 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Ермаковой Ж. Е., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, пер. Севастопольский, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общедолевой собственности Беловой Н. Н. (1/2 доли в праве) и Лукашову Л. Л. (1/2 доли в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28.2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 15.12.2017 года об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общедолевой собственности Крижанивской Я. А. (1/3 доли в праве), Поручиковой В. Р. (1/3 доли в праве), Крижанивскому Я. Д. (1/3 доли в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от № об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 51 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, пер. Севастопольский, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве собственности Белянскому Е. А., путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 56,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 07.08.2020 г.
Председательствующий