Решение по делу № 33-10300/2022 от 15.11.2022

Судья Норкина М.В.

Судья-докладчик Сальникова Н.А.                           № 33-10300/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 декабря 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Шипицыной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-65/2022 (УИД 38RS0015-01-2022-000091-20) по иску прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Карлова И.А к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии, по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району», по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года,

установила:

прокурор обратился в суд с иском в интересах Карлова И.А., в обоснование которого указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения и социального обслуживания населения» от 23.05.2022 № 11, Карлов И.А. снят с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненною к району Крайнего Севера, в связи с предоставлением ему 01.02.2016 социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-оз. Полагает, что решение не основано на законе, ввиду того, что предоставленная Карлову И.А. социальная выплата на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Прокурор считает, что решение управления по снятию Карлова И.А. с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, не основано на законе, поскольку предоставленная Карлову И.А. социальная выплата на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Прокурор в интересахпросил признать незаконным решение от 23.05.2022 № 11 Областного ОГКУ «Управление социальной защиты населения и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» по снятию Карлова И.А. с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера; обязать учреждение восстановить истца в очередь на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера категории инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды детства по дате подачи заявления с 20.12.2010.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 20.09.2022 исковые требования прокурора в интересах Карлова И.А. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» Первухина З.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов к отмене решения представитель указывает, что 01.06.2016 Карлову И.А. предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области», поэтому Карлов И.А., как заявитель на получение жилищной субсидии не соответствует требованиям ст. 1 ФЗ № 125-ФЗ.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисова М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов к отмене решения представитель ссылается на аналогичные заявленным ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району», дополнительно указывает, что Карлов И.А. самостоятельно принимал решение о том, где и какое жилое помещение приобрести, и реализовал свое право на улучшение жилищных условий, как выезжающий из районов Крайнего Севера.

В письменных возражениях относительно апелляционных жалоб прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют электронные уведомления, смс-сообщения, сведения с сайта суда о размещении информации, в заседание судебной коллегии не явились, не просили об отложении дела, о наличии уважительных причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение процессуального истца прокурора Кирчановой Е.А., полагавшей решение суда законным, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив дело, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб.

    Суд апелляционной инстанции установил, что на основании заявления (данные изъяты). ((данные изъяты)) от Дата изъята , она и член её семьи Карлов И.А. (сын) были включены в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнею Севера и приравненных к ним местностей» в связи с выездом из п. Согдиондон Иркутской области (л.д.18).

    Согласно свидетельству о смерти II-СТ Номер изъят (данные изъяты) умерла Дата изъята (л.д.35).

    На основании заявления Карлова И.А. (л.д.20), ответчиком принято решение, в связи со смертью заявителя ((данные изъяты).) переоформить очередь на имя истца и включить его и членов его семьи в первую очередность граждан на поучение субсидии, что подтверждено уведомлением от 10.10.2016 (л.д.19).

    Истец, проживающий в рабочем поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района, воспользовавшись своим правом, получил единовременную социальную выплату в размере 690 900 руб. на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области (л.д. 85).

    Согласно договору купли-продажи жилого дома от 20.02.2016 (л.д. 101), истец приобрел жилое помещение в <адрес изъят>.

    Истец Карлов И.А. зарегистрирован по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается справкой МО МВД России «Бодайбинский» (л.д. 40) и данными паспорта (л.д. 12).

    Решением комиссии ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» по постановке на учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии, от 23.05.2022 № 11 Карлов И.А. снят с учета на получение указанной жилищной субсидии на основании подп. «и» п. 21 Положения от 10.12.2002 № 879.

    Письмом от 31.05.2022 № 198 ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» сообщило Карлову И.А. о снятии его с учета, как не имеющего права на получение жилищной субсидии. В обоснование принятого решения указано, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002                 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такими признаются, в частности, граждане и (или) члены их семей, которые не получали иных мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поскольку 01.02.2016 Карлову И.А. была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области» (л.д. 14-15).

    Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, имеют граждане, не получавшие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; Карлов И.А. не обеспечен жилыми помещениями, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не получал бюджетных средств на приобретение или строительство такого жилого помещения; Карлов И.А., переехав из рабочего поселка Согдиондон, купив жилье в пос. Мама Мамско-Чунского района Иркутской области, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, фактически не выехал из района, приравненного к районам Крайнего Севера, не приобрела жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; поскольку пос. Согдиондон был ликвидирован в связи с его бесперспективностью, Карлов И.А. не мог остаться проживать в нем. При этом суд первой инстанции учел, что в случае получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ приобретенное ранее жилое помещение подлежит безвозмездному отчуждению, либо размер предоставляемой жилищной субсидии - уменьшению на соответствующую сумму; Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ и Закон Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ имеют различные цели, регулируют различные меры социальной поддержки граждан.

    Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

    В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

    Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях – не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

    Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства.

    Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.2001 № 8-П).

    Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

    Порядок получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).

    Как следует из подпункта «з» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

    Деятельность по реализации Федерального закона № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение), согласно пункту 2 которого, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

    В соответствии с пунктами 3, 6 - 9 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 № 115-пп (далее – Порядок), органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство ежегодно до 15 февраля утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, представленных территориальными подразделениями, обеспечивает представление утвержденных списков в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке. Предоставление социальных выплат гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном министерством.

    Регистрация и учет граждан, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат производятся министерством, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству, и включенные в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (в Мамско-Чуйском районе – Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району»).

    В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые в соответствии с пунктом 4 Порядка, предусматривают в том числе: прием от граждан заявлений о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат; проверка документов, представленных гражданами; принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; формирование учетных дел граждан; формирование списков граждан.

    Согласно статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ (в ред. от 20.07.2020), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении требований, в том числе гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 01.01.1992) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления: жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность или по договору социального найма; бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома. Так же данным Федеральным законом установлено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

    Доводы апелляционных жалоб представителей ответчика ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району», третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об отсутствии оснований для оставления истцов в очереди на получение выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, в связи с предоставлением Карлову И.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ повторяют позицию лиц, участвующих в деле, по делу, которым суд первой инстанции дал мотивированную оценку, обоснованно их отклонил, направлены на иное толкование норм права, сводятся к несогласию с выводами суда, что не является основанием для отмены решения.

    То обстоятельство, что Карлов И.А. самостоятельно принимал решение о том, где приобретать жилье, не свидетельствует об отсутствии у него права на социальную выплату, так как переезд его из поселка Согдиондон был вынужденным, что ответчик и третье лицо не оспаривали, при этом место жительство для переезда ограничивалось территорией Иркутской области.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

    определила:

    решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                    И.И. Губаревич

Судьи                                              В.В. Коваленко

                                                                                                 Н.А. Сальникова

Определение в окончательном виде изготовлено 10.12.2022

33-10300/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Мамско-Чуйского района
Карлов Игорь Александрович
Ответчики
ОГБУ УСЗН и СО населения по Мамско-Чуйскому району
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства ИО
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
15.11.2022Передача дела судье
05.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Передано в экспедицию
05.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее