№ 2а-573/2021
Судья Широкова Д.В. № 33а-1645/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 28 апреля 2021 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при помощнике судьи Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 24 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области к Полянской Г.П. о взыскании обязательных платежей по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области обратилась в суд с иском к Полянской Галине Петровне о взыскании обязательных платежей по налогам и сборам, указав, Полянская Г.П. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, так как получила доход от источников в Российской Федерации, однако сумму налога в бюджет не перечислила, в связи с чем ей начислена пеня. Кроме того, она состояла на налоговом учёте в МИФНС № 1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика страховых взносов, утратила статус индивидуального предпринимателя 14 апреля 2016 года, однако имеет задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: пеня в размере 432,38 рублей. В адрес Полянской Г.П. направлялись требования об оплате обязательных платежей и санкций, однако такие требования остались без удовлетворения, в связи с чем налоговый орган вынужден был обратиться к мировому судье с заявлением об уплате задолженности по налогам. Приказом мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района города Астрахани заявление удовлетворено, однако 17 июня 2020 года судебный приказ отменён ввиду представленных возражений Полянской Г.П.
Административный истец просил взыскать с Полянской Г.П. задолженность по неисполненным требованиям по уплате обязательных платежей и санкций на общую сумму 5083,86 рублей.
В судебное заседание стороны не явились, уведомлены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 24 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований МИФНС №1 по Астраханской области отказано в полном объеме в связи с пропуском срока обращения в суд с данным иском.
В апелляционной жалобе МИФНС №1 по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, поскольку инспекцией соблюдены все установленные законом сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административный ответчик Полянская Г.П. в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явилась, уведомлена надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Выслушав представителя МИФНС №1 по Астраханской области Бобкову К.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, прихожу к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с частью 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог, что не было сделано Полянской Г.П. в установленный срок.
Как следует из материалов дела Полянская Г.П. являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на налоговом учете в МИФНС №1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика страховых взносов, 14 апреля 2016 утратила статус, однако не в полном объеме оплачивала страховые взносы, в связи с чем образовалась пеня. Кроме того, она являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, так как получила доход от источников в Российской Федерации, однако сумму налога в бюджет не перечислила, в связи с нем ей начислена пеня.
Учитывая неуплату Полянской Г.П. обязательных платежей и санкций, налоговый орган направил в адрес административного ответчика требование N 28397 об уплате недоимки по состоянию на 15 марта 2019 года, предоставив срок исполнения требования до 23 апреля 2019 года.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет, предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям административный истец обратился 03 декабря 2019 года, то есть в нарушение установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Налоговая инспекция не представила в суд какие-либо доказательства, объективно препятствовавшие обращению с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные сроки. У налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен шестимесячный срок обращения с требованиями.
Доводы жалобы о том, что заявление первоначально (23 июля 2019 года) направлено в судебный участок № 3 Кировского района г.Астрахани, являются необоснованными, поскольку не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах районный суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в принятом судом по делу решении.
Судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: Д.Р. Хаирова