К делу № 2-287/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
г-к Анапа Краснодарский край 08 февраля 2013 года
Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.
при секретаре Колесниченко С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Скрипченко Д.С. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении заключить договора купли- продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Скрипченко Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении заключить договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 14 сентября 2010 года между ним и Управлением имущественных отношений был заключен договор аренды земельного участка № 3700003944, о чем в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю была сделана запись № 23-23-26/136/2010-299.
Земельный участок площадью 153 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для размещения объектов торговли, с кадастровым номером № расположен по адресу: город-курорт Анапа, с. Витязево, 1 м на запад от пересечения улиц Черноморской и Знойной.
На принадлежащем ему земельном участке на праве аренды, он осуществил строительство торгового комплекса (блок 4), площадью 42,7 кв.м., на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, зарегистрировал право собственности на торговый комплекс, расположенный по адресу: город-курорт Анапа, с. Витязево, 1 м на запад от пересечения улиц Черноморской и Знойной, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.01.2011г. сделана запись регистрации № 23-23-26/219/2010-233, 20 января 2011 года выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АИ №483029.
Желая оформить права собственности на земельный участок он обратился с заявлением в Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 153 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для размещения объектов торговли, с кадастровым номером № расположенного по адресу: город-курорт Анапа, с. Витязево, 1 м на запад от пересечения улиц Черноморской и Знойной.
На данное заявление о предоставлении земельного участка в собственность он получил отказ в оформлении права собственности на земельный участок, по тем основаниям, что Указам президента Российской Федерации от 22 сентября 1994 года № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорту Анапа придан статус федерального курортного региона. Согласно требований статей 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям, земельные участки в пределах которой ограничены в обороте. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Истец полагает, что данный отказ является не законным и нарушает его права гражданина и арендатора, поскольку на основании ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
Ссылаясь на приведенное истец просит обязать Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключить с Скрипченко Д.С. договор купли-продажи земельного участка, площадью 153 м.кв. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение – для размещения объектов торговли, с кадастровым номером № расположенный по адресу: Краснодарский край, город - курорт Анапа, с. Витязево, 1 м на запад от пересечения улиц Черноморской и Знойной, за плату.
Представитель Скрипченко Д.С. по доверенности Присяжнюк Е.Я. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Багмут Е.Н. возражала против удовлетворения требований, сославшись на то, что Указам президента Российской Федерации от 22 сентября 1994 года № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорту Анапа придан статус федерального курортного региона. Согласно требований статей 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям, земельные участки в пределах которой ограничены в обороте. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 254 Гражданского кодекса Российской федерации граждане, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что 14 сентября 2010 года между истцом и Управлением имущественных отношений был заключен договор аренды земельного участка № 3700003944, о чем в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю была сделана запись № 23-23-26/136/2010-299.
Земельный участок площадью 153 м.кв. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для размещения объектов торговли, с кадастровым номером № расположен по адресу: город-курорт Анапа, с. Витязево, 1 м на запад от пересечения улиц Черноморской и Знойной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.Согласно выписке из государственного земельного кадастра (кадастровый паспорт) от 14 декабря 2012 года спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и фактически используется в режиме земель населенных пунктов, каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется.
Так, в соответствии со статьями 83-84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные чертой от земель других категорий.
Согласно пункта 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственною использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из приведенного следует, что земли особо охраняемых природных территорий должны быть отделены от земель других категорий (земли населенных пунктов) границами и изъяты полностью или частично в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления из хозяйственного использования и оборота.
Однако, спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется.
30.01.1985 года Советом Министров РСФСР было принято постановление № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае».
При этом, в данном постановлении было указано, что границы зон округа санитарной охраны привязаны к условным точкам. Ни условные точки, ни сами границы округа санитарной охраны к. Анапа, обозначенные в натуре либо на каком-либо картографическом материале, ни в Управление архитектуры г. Анапа ни в администрацию г. Анапа не передавались, какие-либо документы, свидетельствующие об установлении и закреплении границ округа санитарной охраны, не оформлялись.
В последующем Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. № 1954 району курорта Анапа был придан статус курорта федерального значения. Изданию данного Указа предшествовало издание Президентом РФ указа № 1470 от 06.07.1994 г. «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», которым была одобрена инициатива об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам. При этом, Указом Президента №1470 от 06.07.1994г Правительству РФ было поручено провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам и утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», было установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Пунктом 4 статьи 32 закона было установлено, что порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Таким образом, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» по вопросам порядка создания, утверждения и согласования границ округов санитарной охраны курортов отсылает к нормативно-правовому акту Правительства РФ в этой области, каковым является принятое 07.12.1996 г. постановление №1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», которым был определен порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства РФ округа санитарной и горно-санитарной охраны создаются в целях охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При таких обстоятельствах, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа должно принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности, а впоследствии заключить соответствующий договор купли-продажи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в течение 30 дней со дня вступления данного решения суда в законную силу подготовить и заключить с Скрипченко Д.С. договор купли-продажи земельного участка, площадью 153 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение – для размещения объектов торговли, с кадастровым номером № расположенный по адресу: Краснодарский край, город - курорт Анапа, с. Витязево, 1 м. на запад от пересечения улиц Черноморской и Знойной, за плату.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.М. Ковальчук