УИД 69RS0031-01-2020-000407-36
Дело № 2-166/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 5 августа 2020 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой Ю.Ю.,
с участием:представителя прокурора Старицкого района Тверской области, помощника прокурораОзеровой О.О.,
представителей ответчиков: директора МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» Мартюгиной Т.В., представителя администрации Старицкого района Тверской области по доверенности Смирновой Ю.С.,
представителя третьего лица, заведующего отделом культуры администрации Старицкого района Тверской области Криницыной А.И.,
представителя Главного управления МЧС России по Тверской области по доверенности Дунаевской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» и администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» (также по тексту – МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека», МБУК «Старицкая МЦБ», библиотека) и администрации Старицкого района Тверской области (далее также - администрация), в котором, с учетом уточнений, просил обязать ответчиков:оборудовать (возвести) ограждение с южной и юго-восточной стороны по периметру территории МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» по адресу: Тверская область, Старицкий район, г. Старица, ул. Ленина, д.19 в срок до 31 декабря 2021 г.;оборудовать (установить) в МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» по адресу: Тверская область, Старицкий район, г. Старица, ул. Ленина, д.19 пожарную лестницу в срок до 31 декабря 2021 г.;обеспечить обучение работников МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в срок до 1 июня 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБУК «Старицкая МЦБ», расположенной по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, д.19. Проверкой установлено, что МБУК «Старицкая МЦБ» является некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного учреждения культуры. Учредителем имущества Учреждения является отдел культуры администрации Старицкого района Тверской области. Учреждения находится в муниципальной собственностиМО «Старицкий район Тверской области» и закреплено за ним на праве оперативного управления. Согласно Акту обследования и категорирования, утвержденному 19.06.2017, МБУК «Старицкая МЦБ» присвоена третья категория опасности.В пункте 7 Акта обследования и категорирования к необходимым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), отнесены следующие неотложные первоочередные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности: установка пожарной лестницы; тревожной кнопки, системы видеонаблюдения, системы охранного освещения, ограждение периметра.Проверкой установлено, что до настоящего времени остаются неисполненными следующие мероприятия: отсутствуют пожарная лестница и целостное ограждение.Кроме того, в МБУК «Старицкая МЦБ» не обеспечено обучение работников способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.Невыполнение указанных мероприятий свидетельствует о недостаточном обеспечении безопасности учреждения, в том числе на предмет беспрепятственного доступа в здание учреждения посторонних лиц, что создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровью посетителей, работников и других граждан.
В качестве третьего лица в исковом заявлении указан отдел культуры администрация Старицкого района Тверской области. Протокольным определением суда от 08.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Комитет по управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области, Управление ФСБ России по Тверской области, Управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области, Территориальное подразделение ГУ МЧС России по Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Старицкого района Озерова О.О. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям
Представитель ответчика, директор МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» Мартюгина Т.В. уточненные исковые требования признала в полном объеме, указанные в иске мероприятия считала необходимыми, выразила намерение исполнить указанные в иске мероприятия. Полагала, что предложенный прокурором срок для их исполнения будет достаточным.
Представитель ответчика, администрации Старицкого района Тверской области Смирнова Ю.С., против удовлетворения иска не возражала, считала предложенный прокурором срок для исполнения обязанностей достаточным.
Представитель третьего лица, заведующая отделом культуры администрации Старицкого района Тверской области Криницына А.И. против удовлетворения иска не возражала, считала предложенный прокурором срок для исполнения обязанностей достаточным, пояснила, что денежные средства, необходимые для выполнения мероприятий, будут закладываться при планировании бюджета на 2021 год.
Представитель третьего лица, Главного управления МЧС России по Тверской области Дунаевская М.С. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что указанная в иске пожарная лестница необходима в здании библиотеки для обеспечения безопасности лиц, находящихся на втором этаже здания, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Представители третьих лиц - Комитета по управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области, Управление ФСБ России по Тверской области, Управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской областив судебное заседание не явились при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.
Представитель Управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области Смирнова А.А. направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в ходатайстве указала, что изложенные в исковом заявлении доводы прокурора поддерживает в полном объеме.
Остальные участвующие в деле лица о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания дела не просили, заявлений и ходатайств не представили.
При таких обстоятельствах, на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормами статей 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статей 2, 20,41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Как следует из раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подпункт "д", пункта 11).
Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе и в виде его предупреждения (профилактики), (подпункт "а", пункт 12).
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (подпункт "б", пункт 13).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 3 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее также - Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно положениям пункта 20 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актовна объектах (территориях), а также выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 21 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, кроме прочего, посредством разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Согласно пункту 25 данных Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия, в том числе, организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Согласно пункту 14 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие три категории опасности объектов (территорий) – первая, вторая и третья.
Категорирование объекта (территории) осуществляется комиссией, создаваемой по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) (пункт 7 Требований).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 18 Требований).
Согласно пункту 19 Требований, в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Таким образом, антитеррористическая защищенность объектов культуры и их территорий должна обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на повышение безопасности находящихся в нем граждан, при этом перечень конкретных мероприятий определяется Комиссией в ходе категорирования объекта и обязателен для исполнения в срок, не превышающий двух лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта.
Согласно Уставу, МБУК «Старицкая МЦБ» является муниципальным бюджетным учреждением культуры, созданным в целях организации библиотечного обслуживания населения района, комплектования и сохранности библиотечных фондов. Одной из целей деятельности Учреждения является обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов для жителей Старицкого района (пункты 1.1, 2.1, 2.3 Устава).
В соответствии с п. 1.5 Устава местонахождением МБУК «Старицкая МЦБ» является адрес: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, д.19.
Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, другими материалами дела, что МБУК «Старицкая МЦБ» расположена и осуществляет свою деятельность в помещениях на втором этаже 2-х этажного здания по указанному адресу, которое принадлежит на праве собственности МО «Старицкий район Тверской области» (л.д. 34-41).
Помещения, где находится библиотека, постановлением главы администрации Старицкого района Тверской области от 29.12.2014 № 838 переданы МБУК «Старицкая МЦБ» в оперативное управление (л.д.92-93), что подтверждается соответствующим актом приема-передачи, свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления (л.д.94-98).
Кроме того, МБУК «Старицкая МЦБ» имеет приданную ему территорию во дворе указанного выше здания по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, д.19, со стороны входа в библиотеку.
19 июня 2017 г. утвержден акт обследования и категорирования, согласно которому, комиссией с участием директора МБУК «Старицкая МЦБ», представителей отдела по делам ГО и ЧС администрации Старицкого района Тверской области, Старицкого отдела полиции, отделения вневедомственной охраны по Старицкому району, Управления ФСБ России по Тверской области проведено обследование объекта культуры -МБУК «Старицкая МЦБ», расположенного по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, 19 (л.д. 66-70).
Согласно данному Акту обследования и категорирования, объекту МБУК «Старицкая МЦБ» присвоена третья категория опасности.
Вместе с тем, в пункте 7 Акта указано, что существующая система охраны не позволяет в полной мере обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность объекта. Силы и средства для выполнения мероприятий по охране недостаточны, необходимо принять меры по обеспечению контроля за посещением объекта, привести обеспечение физической охраны объекта в соответствие с законодательством.
К необходимым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом его категории, комиссией, кроме прочего, отнесено: установка пожарной лестницы, ограждение периметра.
В силу пункта 19 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2017 № 176, срок завершения мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен был превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории), то есть, не позднее 19.06.2019.
Однако, как следует из пояснений представителя прокурора в судебном заседании и подтверждено актом проверки от 23.07.2020, составленным с участием директора МБУК «Старицкая МЦБ» Мартюгиной Т.В., в настоящее времяуказанные выше мероприятия не выполнены,пожарная лестница отсутствует, с южной и юго-восточной стороны территория библиотеки не огорожена.
Доказательств невозможности исполнения данных мероприятий, в том числе в силу технических причин, суду не представлено.
Кроме того, после составления Акта обследования и категорирования от 24.05.2017, Постановлением Правительства РФ от 12.02.2020 № 135 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры» Требования были дополнены пунктом 25(2), которым установлена необходимость обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (подп. «в»).
Однако такое обучении работников МБУК «Старицкая МЦБ» в настоящее время не организовано, что ответчиками не оспаривалось.
Между тем,невыполнение данных мероприятийотрицательно сказывается на безопасности учреждения культуры, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имущества, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов персоналабиблиотеки, а также лиц, посещающих данное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу пунктов 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 1.6Устава, МБУК «Старицкая МЦБ» является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истом и ответчиком в суде, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Учредителем Учреждения является отдел культуры администрации Старицкого района. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Комитет по управлению имуществом в рамках его полномочий (пункты 1.3, 1.4 Устава).
Согласно пункту 5.1 Уставаимущество Учреждения является собственностью муниципального образования «Старицкий район Тверской области» и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу статей 37, 38 Устава Старицкого района исполнительно-распорядительным органом Старицкого района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, исполнению бюджета, является Администрация Старицкого района.
Таким образом, орган местного самоуправления в лице, наряду с созданным им муниципальным учреждением, несет самостоятельную обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и положения приведенных выше правовых норм и Уставов, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении указанных выше обязанностей на МБУК «Старицкая МЦБ» и администрацию Старицкого района Тверской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание пояснения представителей ответчиков в судебном заседании, суд считает передоложенный прокурором срок для исполнения обязанностей разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» и администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» и администрацию Старицкого района Тверской области:
в срок до 31 декабря 2021 г. оборудовать (возвести) ограждение с южной и юго-восточной стороны по периметру территории МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека», по адресу: Тверская область, Старицкий район, город Старица, улица Ленина, дом 19;
в срок до 31 декабря 2021 годаоборудовать (установить) в МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» по адресу: Тверская область, город Старица, улица Ленина, дом 19 пожарную лестницу;
в срок до 01 июня 2021 года обеспечить обучение работников МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решении суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 6 августа 2020 г.
Председательствующий
УИД 69RS0031-01-2020-000407-36
Дело № 2-166/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 5 августа 2020 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой Ю.Ю.,
с участием:представителя прокурора Старицкого района Тверской области, помощника прокурораОзеровой О.О.,
представителей ответчиков: директора МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» Мартюгиной Т.В., представителя администрации Старицкого района Тверской области по доверенности Смирновой Ю.С.,
представителя третьего лица, заведующего отделом культуры администрации Старицкого района Тверской области Криницыной А.И.,
представителя Главного управления МЧС России по Тверской области по доверенности Дунаевской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» и администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» (также по тексту – МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека», МБУК «Старицкая МЦБ», библиотека) и администрации Старицкого района Тверской области (далее также - администрация), в котором, с учетом уточнений, просил обязать ответчиков:оборудовать (возвести) ограждение с южной и юго-восточной стороны по периметру территории МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» по адресу: Тверская область, Старицкий район, г. Старица, ул. Ленина, д.19 в срок до 31 декабря 2021 г.;оборудовать (установить) в МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» по адресу: Тверская область, Старицкий район, г. Старица, ул. Ленина, д.19 пожарную лестницу в срок до 31 декабря 2021 г.;обеспечить обучение работников МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в срок до 1 июня 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБУК «Старицкая МЦБ», расположенной по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, д.19. Проверкой установлено, что МБУК «Старицкая МЦБ» является некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного учреждения культуры. Учредителем имущества Учреждения является отдел культуры администрации Старицкого района Тверской области. Учреждения находится в муниципальной собственностиМО «Старицкий район Тверской области» и закреплено за ним на праве оперативного управления. Согласно Акту обследования и категорирования, утвержденному 19.06.2017, МБУК «Старицкая МЦБ» присвоена третья категория опасности.В пункте 7 Акта обследования и категорирования к необходимым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), отнесены следующие неотложные первоочередные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности: установка пожарной лестницы; тревожной кнопки, системы видеонаблюдения, системы охранного освещения, ограждение периметра.Проверкой установлено, что до настоящего времени остаются неисполненными следующие мероприятия: отсутствуют пожарная лестница и целостное ограждение.Кроме того, в МБУК «Старицкая МЦБ» не обеспечено обучение работников способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.Невыполнение указанных мероприятий свидетельствует о недостаточном обеспечении безопасности учреждения, в том числе на предмет беспрепятственного доступа в здание учреждения посторонних лиц, что создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровью посетителей, работников и других граждан.
В качестве третьего лица в исковом заявлении указан отдел культуры администрация Старицкого района Тверской области. Протокольным определением суда от 08.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Комитет по управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области, Управление ФСБ России по Тверской области, Управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области, Территориальное подразделение ГУ МЧС России по Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Старицкого района Озерова О.О. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям
Представитель ответчика, директор МБУК «Старицкая центральная межпоселенческая библиотека» Мартюгина Т.В. уточненные исковые требования признала в полном объеме, указанные в иске мероприятия считала необходимыми, выразила намерение исполнить указанные в иске мероприятия. Полагала, что предложенный прокурором срок для их исполнения будет достаточным.
Представитель ответчика, администрации Старицкого района Тверской области Смирнова Ю.С., против удовлетворения иска не возражала, считала предложенный прокурором срок для исполнения обязанностей достаточным.
Представитель третьего лица, заведующая отделом культуры администрации Старицкого района Тверской области Криницына А.И. против удовлетворения иска не возражала, считала предложенный прокурором срок для исполнения обязанностей достаточным, пояснила, что денежные средства, необходимые для выполнения мероприятий, будут закладываться при планировании бюджета на 2021 год.
Представитель третьего лица, Главного управления МЧС России по Тверской области Дунаевская М.С. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что указанная в иске пожарная лестница необходима в здании библиотеки для обеспечения безопасности лиц, находящихся на втором этаже здания, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Представители третьих лиц - Комитета по управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области, Управление ФСБ России по Тверской области, Управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской областив судебное заседание не явились при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.
Представитель Управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области Смирнова А.А. направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в ходатайстве указала, что изложенные в исковом заявлении доводы прокурора поддерживает в полном объеме.
Остальные участвующие в деле лица о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания дела не просили, заявлений и ходатайств не представили.
При таких обстоятельствах, на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормами статей 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статей 2, 20,41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Как следует из раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подпункт "д", пункта 11).
Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе и в виде его предупреждения (профилактики), (подпункт "а", пункт 12).
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (подпункт "б", пункт 13).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 3 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее также - Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно положениям пункта 20 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актовна объектах (территориях), а также выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 21 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, кроме прочего, посредством разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Согласно пункту 25 данных Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия, в том числе, организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Согласно пункту 14 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие три категории опасности объектов (территорий) – первая, вторая и третья.
Категорирование объекта (территории) осуществляется комиссией, создаваемой по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) (пункт 7 Требований).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 18 Требований).
Согласно пункту 19 Требований, в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Таким образом, антитеррористическая защищенность объектов культуры и их территорий должна обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на повышение безопасности находящихся в нем граждан, при этом перечень конкретных мероприятий определяется Комиссией в ходе категорирования объекта и обязателен для исполнения в срок, не превышающий двух лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта.
Согласно Уставу, МБУК «Старицкая МЦБ» является муниципальным бюджетным учреждением культуры, созданным в целях организации библиотечного обслуживания населения района, комплектования и сохранности библиотечных фондов. Одной из целей деятельности Учреждения является обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов для жителей Старицкого района (пункты 1.1, 2.1, 2.3 Устава).
В соответствии с п. 1.5 Устава местонахождением МБУК «Старицкая МЦБ» является адрес: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, д.19.
Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, другими материалами дела, что МБУК «Старицкая МЦБ» расположена и осуществляет свою деятельность в помещениях на втором этаже 2-х этажного здания по указанному адресу, которое принадлежит на праве собственности МО «Старицкий район Тверской области» (л.д. 34-41).
Помещения, где находится библиотека, постановлением главы администрации Старицкого района Тверской области от 29.12.2014 № 838 переданы МБУК «Старицкая МЦБ» в оперативное управление (л.д.92-93), что подтверждается соответствующим актом приема-передачи, свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления (л.д.94-98).
Кроме того, МБУК «Старицкая МЦБ» имеет приданную ему территорию во дворе указанного выше здания по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, д.19, со стороны входа в библиотеку.
19 июня 2017 г. утвержден акт обследования и категорирования, согласно которому, комиссией с участием директора МБУК «Старицкая МЦБ», представителей отдела по делам ГО и ЧС администрации Старицкого района Тверской области, Старицкого отдела полиции, отделения вневедомственной охраны по Старицкому району, Управления ФСБ России по Тверской области проведено обследование объекта культуры -МБУК «Старицкая МЦБ», расположенного по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина, 19 (л.д. 66-70).
Согласно данному Акту обследования и категорирования, объекту МБУК «Старицкая МЦБ» присвоена третья категория опасности.
Вместе с тем, в пункте 7 Акта указано, что существующая система охраны не позволяет в полной мере обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность объекта. Силы и средства для выполнения мероприятий по охране недостаточны, необходимо принять меры по обеспечению контроля за посещением объекта, привести обеспечение физической охраны объекта в соответствие с законодательством.
К необходимым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом его категории, комиссией, кроме прочего, отнесено: установка пожарной лестницы, ограждение периметра.
В силу пункта 19 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2017 № 176, срок завершения мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен был превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории), то есть, не позднее 19.06.2019.
Однако, как следует из пояснений представителя прокурора в судебном заседании и подтверждено актом проверки от 23.07.2020, составленным с участием директора МБУК «Старицкая МЦБ» Мартюгиной Т.В., в настоящее времяуказанные выше мероприятия не выполнены,пожарная лестница отсутствует, с южной и юго-восточной стороны территория библиотеки не огорожена.
Доказательств невозможности исполнения данных мероприятий, в том числе в силу технических причин, суду не представлено.
Кроме того, после составления Акта обследования и категорирования от 24.05.2017, Постановлением Правительства РФ от 12.02.2020 № 135 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры» Требования были дополнены пунктом 25(2), которым установлена необходимость обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (подп. «в»).
Однако такое обучении работников МБУК «Старицкая МЦБ» в настоящее время не организовано, что ответчиками не оспаривалось.
Между тем,невыполнение данных мероприятийотрицательно сказывается на безопасности учреждения культуры, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имущества, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов персоналабиблиотеки, а также лиц, посещающих данное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу пунктов 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 1.6Устава, МБУК «Старицкая МЦБ» является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истом и ответчиком в суде, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Учредителем Учреждения является отдел культуры администрации Старицкого района. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Комитет по управлению имуществом в рамках его полномочий (пункты 1.3, 1.4 Устава).
Согласно пункту 5.1 Уставаимущество Учреждения является собственностью муниципального образования «Старицкий район Тверской области» и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу статей 37, 38 Устава Старицкого района исполнительно-распорядительным органом Старицкого района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, исполнению бюджета, является Администрация Старицкого района.
Таким образом, орган местного самоуправления в лице, наряду с созданным им муниципальным учреждением, несет самостоятельную обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и положения приведенных выше правовых норм и Уставов, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении указанных выше обязанностей на МБУК «Старицкая МЦБ» и администрацию Старицкого района Тверской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание пояснения представителей ответчиков в судебном заседании, суд считает передоложенный прокурором срок для исполнения обязанностей разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» и администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» и администрацию Старицкого района Тверской области:
в срок до 31 декабря 2021 г. оборудовать (возвести) ограждение с южной и юго-восточной стороны по периметру территории МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека», по адресу: Тверская область, Старицкий район, город Старица, улица Ленина, дом 19;
в срок до 31 декабря 2021 годаоборудовать (установить) в МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» по адресу: Тверская область, город Старица, улица Ленина, дом 19 пожарную лестницу;
в срок до 01 июня 2021 года обеспечить обучение работников МБУК «Старицкая межпоселенческая центральная библиотека» способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решении суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 6 августа 2020 г.
Председательствующий