Решение по делу № 2а-2152/2020 от 17.08.2020

                    Дело № 2а-2152/2019

УИД 18RS0005-01-2020-002378-74

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2020 года                                   гор. Ижевск

Устиновский районный суд гор. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Черединовой И.В.,

при секретаре – Рогожниковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Устиновского района г. Ижевска, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Шадрину И.В. о прекращении права управления транспортными средствами,

у с т а н о в и л :

Прокурор Устиновского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Шадрину И.В. о прекращении права на управление транспортными средствами, которое мотивирует тем, что Шадрин И.В. имеет водительское удостоверение категории «В», выданное ГИБДД 1801 со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ На основании сведений БУЗ УР «РНД МЗ УР» Шадрин И.В. состоит на диспансерном наблюдении с сентября 2019 г. с диагнозом: Синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ (F 19.2), препятствующим ему управлению транспортным средством. Имеются основания предполагать наличие у Шадрина И.В. в настоящее время медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Обращение прокурора Устиновского района г. Ижевска в суд с заявлением о прекращении у Шадрина И.В. действия права на управление транспортным средством обусловлено тем, что имеющееся у данного гражданина заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, круг лиц которых определить невозможно. Просят прекратить право Шадрина И.В. на управление транспортными средствами категории "В" до получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами; обязать Шадрина И.В. сдать водительское удостоверение и хранить до получения им медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.

В судебном заседании помощник прокурора Пушина Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме, просит удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик Шадрин И.В. в судебное заседание не явился, судом приняты необходимые меры для надлежащего извещения о дне, месте и времени рассмотрения дела.

Заинтересованное лицо УГИБДД МВД по УР в судебное заседание не явилось, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав позицию прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный Закон № 196-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что задачами указанного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 того же Федерального закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 196-ФЗ наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами являются одним из условий получения права на управление транспортными средствами.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, являются основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья лица, управляющего транспортным средством.

Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания, транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097 российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

В соответствии со ст. 23.1 данного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Управление транспортным средством при указанных заболеваниях возможно лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 лица, страдающие заболеванием «наркомания, алкоголизм, токсикомания» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе быть водителями транспортных средств категории «А, В, С, Д, Е».

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия – это выздоровление.

Согласно Порядку диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. № 1034н) диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии", врачами-психиатрами-наркологами, при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1); если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.

Обязательным условием признания больного не нуждающимся в профилактическом наблюдении и снятии его с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией является соблюдение им правил нахождения на таком учете, а именно выполнение больным всех назначений лечащего врача, соблюдение сроков явок в наркологические учреждения (подразделения), систематичность осмотров больного врачом-наркологом.

Ограничение права управления транспортным средством вследствие наличия такого заболеваний как синдром алкогольной зависимости, пагубное употребление алкоголя, предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания F10-F16, F18, F19), являются противопоказаниями к управлению транспортными средствами.

Из материалов дела следует, что Шадрин И.В. имеет право на управление транспортными средствами категории В на основании водительского удостоверения , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданого ГИБДД 1801, с сентября 2019 г. состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ УР «РНД МЗ УР» с диагнозом - синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ (F19.2).

Шадрин И.В. возражений относительно заявленных требований и обстоятельств, положенных в основу административного искового заявления, не представил, доказательств в подтверждение прохождения специального лечения и полного выздоровления, а также принятия компетентным медицинским учреждением решения, свидетельствующего о допуске ответчика к осуществлению водительской деятельности, суду не представил.

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377, для водителей авто-, мототранспортных средств общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии).

Следовательно, наличие заболеваний, указанных в Перечне, при отсутствии стойкой ремиссии (выздоровления) служит основанием в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для прекращения действия права на управление транспортными средствами.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что совокупность представленных в деле доказательств подтверждает факт наличия у Шадрина И.В. заболевания, отнесенного законом к категории препятствующих ему управлять транспортными средствами до наступления стойкой ремиссии.

При наличии имеющегося заболевания управление Шадриным И.В. транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, а их использование - к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

При этом прекращение права Шадрина И.В. на управление транспортными средствами согласуется с положениями п. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 г. № 1191, хранение водительского удостоверения лица, действие права на управление транспортными средствами которого прекращено в связи с выявленными медицинскими противопоказаниями осуществляется в подразделении Госавтоинспекции. В последующем водительское удостоверение может быть возвращено соответствующему лицу без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения об отсутствии у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Устиновского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Шадрину И.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Устиновского района г. Ижевска, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Шадрину И.В. о прекращении права управления транспортными средствами, удовлетворить в полном объёме.

Прекратить право Шадрина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами категории "В", предоставленное ему на основании водительского удостоверения , выданного ГИБДД 1801 ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, сдав удостоверение МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, до получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.

Взыскать с Шадрина И.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца через суд вынесший настоящее решение.

Судья Устиновского районного суда

гор. Ижевска Удмуртской Республики -                Черединова И.В.

СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2020 г.

Судья Устиновского районного суда

<адрес> Республики -                Черединова И.В.

2а-2152/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Устиновского района г.Ижевска
Ответчики
Шадрин Илья Владимирович
Другие
Управление ГИБДД МВД по УР
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Черединова Ирина Витальевна
Дело на странице суда
ustinovskiy.udm.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2020Дело оформлено
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее