Решение по делу № 2-2509/2020 от 14.10.2020

№2-2509/2020                                  58RS0018-01-2020-004759-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 декабря 2020 года                                                 г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

    при секретаре Галыгиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Мещеринова Виктора Павловича к Губернатору Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

Мещеринов В.П. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 16 сентября 2020 года в Октябрьском районном суде г. Пензы состоялось заседание по делу №2-1720/2020. В ходе заседания ответчики и, впоследствии, судья в решении, ссылались на постановление Губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 года №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области». Как считает истец, данный документ издан с превышением губернаторских полномочий и, по сути, только создает иллюзию борьбы с пандемией. Так, в обоснование заявленных требований, Мещеринов В.П. ссылается на положения ст.ст. 3, 4 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», из которых следует, что чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ. Таким образом, для введения режима чрезвычайного положения Губернатор Пензенской области должен был обратиться к Президенту РФ.

Как указывает истец, вышеуказанное постановление Губернатора Пензенской области имеет своей целью обезопасить себя от ответственности перед Президентом РФ, если случится критическая ситуация. Считает, что постановление порождает незаконные требования из-за отсутствия мер по борьбе с пандемией со стороны Губернатора Пензенской области, что наносит истцу значительный моральный вред. Кроме того, указанное постановление не было должным образом опубликовано и доведено до всеобщего сведения вопреки ст. 15 Конституции РФ.

На основании изложенного, просил суд взыскать с Губернатора Пензенской области Белозерцева И.А. в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 200000 руб.

Истец Мещеринов В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. В обоснование заявленных требований дополнительно пояснил, что постановление Губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 года №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» было опубликовано в газете «Пензенские губернские ведомости», которая прекратила существование в 2011 году.

Представитель ответчика Губернатора Пензенской области и третьего лица Правительства Пензенской области Лагуткина Т.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Представитель третьего лица администрации Президента РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель третьего лица Финтисова С.С. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу указанной нормы закона, ответственность по возмещению причиненного ущерба наступает при совокупности следующих обстоятельств: наступлении вреда, противоправности поведения причинителя вреда, наличии причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправными поведением причинителя вреда, вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить обязанность денежной компенсации морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

На основании п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что 16 марта 2020 года Губернатором Пензенской области Белозерцевым И.А. принято постановление №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области», в связи с угрозой распространения в Пензенской области новой короновирусной инфекции и сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой, которым с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности на территории Пензенской области и установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Как следует из преамбулы, данное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N794 «О единой государственной системе предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также с учетом рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N02/3853-2020-27 по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), от 08.05.2020 «МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19».

Пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены следующие режимы для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

- повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

- повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

- чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Как следует из анализа вышеприведенных норм, постановлением Губернатора Пензенской области №27 на территории региона введен режим повышенной готовности, а не режим чрезвычайного положения, на введение которого ссылается истец и которое регулируется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», в связи с чем его положения не подлежат применению к сложившимся правоотношениям - введенному на территории Пензенской области режиму повышенной готовности.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определены обязанности граждан:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания и др.

Таким образом, постановление №27 принято как на основании вышеуказанного Федерального закона № 52-ФЗ, так и на основании рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV), от 08.05.2020 «МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения СОVID-19», которые содержат определенные правила и нормы поведения в сложившей санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), не направлены на ограничение прав и свобод человека и гражданина, поэтому ошибочно толкуются Мещериновым В.П. в исковом заявлении как нарушающие статью 55 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Постановление № 27 принято также во исполнение Федерального закона № 68-ФЗ, которым определены полномочия Президента Российской Федерации и полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий.

Согласно пунктам «а», «б» статьи 8 Федерального закона № 68-ФЗ к полномочиям Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено определение в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основных направлений государственной политики и принятие иных решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, внесение на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принятие с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий.

В соответствии с подпунктами «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливать правила поведения для исполнения гражданами и организациями, выполнение которых в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 68-ФЗ является обязанностью граждан Российской Федерации.

В целях реализации указанных выше положений Федерального закона № 68-ФЗ, Президентом Российской Федерации Путиным В.В. были приняты Указы от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ Президента РФ № 239) и от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи о распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указом Президента РФ № 239 для высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, установлена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Во исполнение указанных выше норм, в связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции и сложившейся санитарно- эпидемиологической обстановкой, Губернатором Пензенской области принято Постановление № 27.

На основании изложенного, суд не принимает во внимание довод истца Мещеринова В.П. о том, что постановление от 16 марта 2020 года №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» принято Губернатором Пензенской области в отсутствие соответствующих полномочий.

Суд также не принимает во внимание довод истца о том, что вышеуказанное постановление не было опубликовано в соответствии с требованиями законодательства и доведено до сведения населения, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 постановления Губернатора Пензенской области от 15.12.2004 N 393 (ред. от 05.07.2018) "О Порядке опубликования и вступления в силу актов Губернатора Пензенской области" нормативные правовые акты Губернатора Пензенской области (далее именуются - акты Губернатора) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Губернатора подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2).

Как следует из пункта 17 постановления № 27, данное постановление публикуется в газете «Пензенские губернские ведомости», размещается (публикуется) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации) определено, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Законом о средствах массовой информации.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в течение тридцати рабочих дней с даты его поступления.

Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.

На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации. Форма выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

На основании вышеизложенной процедуры регистрации средства массовой информации, которая определена Законом о средствах массовой информации, сведения о газете «Пензенские губернские ведомости», вопреки доводам истца, не содержатся в ЕГРЮЛ.

Согласно копии свидетельства о регистрации от 20 января 2009 г. ПИ №ТУ 58-0040 средство массовой информации «Пензенские губернские ведомости» зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области.

Примерная тематика и специализация – публикация официальных материалов Губернатора и Правительства Пензенской области, Законодательного собрания Пензенской области, Пензенской городской Думы. Учредитель – Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры опубликования постановления Губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 года №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» в соответствии с требованиями законодательства.

В ходе судебного разбирательства доказательств незаконности действий (бездействия) ответчика, в том числе, в результате издания акта, не соответствующего закону или иному нормативно-правовому акту, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и причинением истцу морального вреда, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, Мещериновым В.П. не представлено.

Учитывая вышеизложенное, правовые основания для удовлетворения иска Мещеринова Виктора Павловича к Губернатору Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют, в связи с чем, его иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                    Р Е Ш И Л:

Иск Мещеринова Виктора Павловича к Губернатору Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

          Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 года.

Судья                                         А.В. Селиверстов

2-2509/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мещеринов Виктор Павлович
Ответчики
Губернатор Пензенской области
Другие
Администрация Президента (Президент РФ)
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Селиверстов Аркадий Вадимович
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2020Передача материалов судье
14.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Подготовка дела (собеседование)
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее