Решение по делу № 33-587/2021 от 18.08.2021

Председательствующий – Сумачаков И.Н. дело № 33-587

номер дела в суде первой инстанции №2-335/2021

УИД 02RS0001-01-2020-006863-35

строка статистической отчетности 2.120

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Черткова С.Н., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Молодых Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам министра экономического развития Республики Алтай Тупикина В.В., представителя по доверенности Министерства регионального развития Республики Алтай Могильниковой Е.Г., представителя по доверенности Министерства финансов Республики Алтай Чирковой А.К. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2021 года, которым

исковые требования прокурора г. Горно-Алтайска Республики Алтай в интересах Левченко Е.В., Кыпчаковой О.А., Сурбашевой Ш.М., Леонгард Е.А. к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании вместо ранее предоставленных жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, предоставить иные жилые помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены.

Возложена обязанность на Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить Сурбашевой Ш.М. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Возложена обязанность на Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить Кыпчаковой О.А. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Возложена обязанность на Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить Леонгард Е.А. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Возложена обязанность на Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить Левченко Е.В. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Левченко Е.В., Кыпчаковой О.А., Сурбашевой Ш.М., Леонгард Е.А. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании вместо ранее предоставленных жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, непригодных для постоянного проживания, предоставить иные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. Исковые требования мотивированы тем, что истцы относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состояли в соответствующем списке для получения жилого помещения. На основании договоров найма специализированного жилого помещения Левченко Е.В., Кыпчаковой О.А., Сурбашевой Ш.М., Леонгард Е.А. предоставлены квартиры в 4-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данные квартиры приобретены в государственную собственность Республики Алтай и отнесены к специализированному жилищному фонду Республики Алтай. Однако указанный 4-квартирный жилой дом имеет многочисленные строительные дефекты, что подтверждается многочисленными актами обследования, экспертным заключением Центра гигиены и эпидемиологии Республики Алтай от 21.02.2018 г., а также мировым соглашением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29.04.2020 г., по которому на застройщика Кудирмекова В.Н. в срок до 29.07.2020 г. возложена обязанность устранить дефекты, однако мер по их устранению до сих пор не принято. В нарушение п. 15 договоров найма специализированного жилого помещения, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцам предоставлены жилые помещения, не соответствующие санитарным и техническим требованиям.

Определением суда от 12.01.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Алтай, БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», Государственная жилищная инспекция Республики Алтай (в настоящее время – Министерство цифрового развития Республики Алтай) привлечена к участию в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Протокольным определением суда от 27.01.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Кудирмеков В.Н.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился министр экономического развития Республики Алтай Тупикин В.В., в апелляционной жалобе указывает, что судом не учтено, что Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 17.04.2020 г. № 144, определена процедура однократного предоставления жилых помещений и имеет заявительный характер. Приказы Министерства труда и социального развития Республики Алтай о предоставлении жилых помещений не отменены, истцы не восстановлены в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. У Минэкономразвития Республики Алтай отсутствуют основания для предоставления иных жилых помещений указанным гражданам в связи с тем, что спорные квартиры не признаны комиссией непригодными к проживанию и истцы не восстановлены в вышеуказанном списке.

Представитель по доверенности Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникова Е.Г. в апелляционной жалобе дополнительно указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент предоставления жилых помещений они не соответствовали установленным нормам и правилам и были непригодными для проживания. Жилые помещения не признаны непригодными и не подлежащими ремонту в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Представитель по доверенности Министерства финансов Республики Алтай Чиркова А.К. также просит отменить решение суда первой инстанции, дополнительно указав в апелляционной жалобе, что экспертное заключение ООО «Специализированная фирма «Рус Эксперт» № 09-21-05-02 от 26.05.2021 г. не является надлежащим доказательством по делу. В заключении отражено, что все повреждения и дефекты, кроме одного, являются устранимыми. Экспертом не указано в заключении о возможности или невозможности проведения ремонта. Жилые помещения соответствуют ограниченно-работоспособному состоянию. Не ясны основания, по которым экспертом сделан вывод о непригодности данного жилого помещения для проживания. Вины ответчиков в недобросовестном исполнении обязанностей по заключенным государственным контрактом застройщиком нет. Отсутствует законодательно установленный механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам взамен уже предоставленных. Наниматели сами препятствовали устранению названных ими дефектов жилых помещений, не пустив работников застройщика в свои квартиры, то есть действовали не добросовестно. Наниматели бесхозяйственно обращаются с жилым домом, что ведет к его разрушению. Решение суда об обязании предоставить жилые помещения истцам исполнены, жилые помещения предоставлены.

В возражении на апелляционные жалобы помощник прокурора г. Горно-Алтайска Иванова Ю.С. указывает, что доводы жалобы не подлежат удовлетворению, поскольку они полностью опровергнуты судом первой инстанции. Доводы ответчика о том, что на территории г. Горно-Алтайска отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда и истцы исключены из списка детей-сирот, не имеют по делу правового значения, поскольку обязанность по предоставлению истцам жилых помещений не исполнена надлежащим образом.

Как установлено судом первой инстанции и из материалов дела следует, Левченко Е.В., Кыпчакова О.А., Сурбашева Ш.М. и Леонгард Е.А. относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состояли в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай «О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» от 02.08.2016 г. № П/294 Сурбашевой Ш.М. предоставлена квартира № 1, расположенная по адресу: <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения от 08.08.2016 г. , заключенному с БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска».

Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай «О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» от 23.06.2016 г. № П/254 Кыпчаковой О.А. предоставлена квартира № 2, расположенная по адресу: <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения от 27.06.2016 г. , заключенному с БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска».

Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай «О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» от 03.06.2016 г. № П/230 Леонгард Е.А. предоставлена квартира № 3, расположенная по адресу: <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения от 09.06.2016 г. , заключенному с БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска».

Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай «О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» от 05.10.2016 г. № П/381 Левченко (Торчаковой) Е.В. предоставлена квартира № 4, расположенная по адресу: <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения от 06.10.2016 г. , заключенному с БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска».

Вышеуказанные квартиры принадлежат на праве оперативного управления БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска».

Судом установлено, что 4-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, выполнен с существенными строительными дефектами (недостатками), что стало основанием для многочисленных обращений начиная с марта 2017 года с жалобами Левченко Е.В., Кыпчаковой О.А., Сурбашевой Ш.М. и Леонгард Е.А. в прокуратуру г. Горно-Алтайска, БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай, Государственную жилищную инспекцию Республики Алтай (в настоящее время – Министерство цифрового развития Республики Алтай), Государственное собрание – Эл Курултай Республики Алтай, Главе Республики Алтай, председателю Правительства Республики Алтай.

13 июня 2019 года Министерством регионального развития Республики Алтай организована выездная проверка с участием специалиста БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», по результатам которой установлено, что ленточный фундамент под зданием отсутствует, вместо этого выполнена бетонная подливка толщиной 33 см, которая соединяет между собой бетонные столбы столбчатого фундамента сечением 33 х 33 см. Глубина заложения фундамента незначительная. Оставшееся расстояние от бруса обвязки до бетона 40 см, заложено мелкими бетонными блоками размером 20 х 20 х 40 см, что не является фундаментом, так как нагрузка стен на выполненную бетонную доливку и бетонные блоки не передается. Печи на твердом топливе не имеют бетонного фундамента, частично деформированы. Бетонные столбы сечением 36 х 36 см, на которые опираются деревянные главные блоки половых лаг, имеют отклонения от вертикали. Имеются деформации на пристроенных крыльцах. Из-за отсутствия бетонного фундамента, их постоянно ведет. Основа крыльца – деревянные столбы. Периодически весной и осенью от морозного пучения двери не открываются. По периметру ванных комнат (во всех квартирах) в швах соединениях трещины от 1 см и более. По периметру жилых комнат (во всех квартирах) в швах соединениях трещины от 1 см и более. В квартире № 2 осела печь.

Министерством труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай 15 июля 2019 года также проведена проверка, в ходе которой установлено, что в квартире № 1 треснуто окно, имеются трещины в стыках стен ванной комнаты, жилой комнаты, в туалете дверь не закрывается, в жилой комнате отходит плинтус, из пола и потолка выходят гвозди, в зимнее время промерзает входная дверь; в квартире № 2 входная дверь не открывается, задевает за пол крыльца, в зимнее время промерзает, дверь в ванную комнату не закрывается, имеются трещины в стыках стен кухни, жилой комнаты, ванной комнаты, печь в аварийном состоянии; в квартире № 3 в стыках стен прихожей, ванной, жилой комнате имеются трещины, печь треснула, деформирован линолеум, выходят гвозди из пола и потолка, крыльцо отошло от стен дома, в зимнее время промерзает входная дверь; в квартире № 4 в зимнее время перемерзает входная дверь, трещины в стыках стен кухни, ванной, жилой комнаты, имеется щель в полу. В подвальном помещении дома имеются 2 бетонные тумбы посередине, которые служат опорой для печи квартир 1 и 4. Опоры для печей квартир 2 и 3 служат деревянные доски.

15 февраля 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» составило экспертное заключение № 575, которым установлено, что условия проживания в квартире Сурбашевой Ш.М., расположенной по адресу: <адрес>, не соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

15 февраля 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» составило экспертное заключение № 576, которым установлено, что условия проживания в квартире Торгаковой (Левченко) Е.В., расположенной по адресу: <адрес>, не соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

21 февраля 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» составило экспертное заключение № 870, которым установлено, что условия проживания в квартире Кыпчаковой О.А., расположенной по адресу: <адрес>, не соответствует п. 4.1, 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

27 сентября 2019 года прокурор г. Горно-Алтайска внес представление директору БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» Соломатиной Т.В., в котором требовал принять меры по приведению в соответствие санитарным и иным требованиям жилое помещение по <адрес> в г. Горно-Алтайске, решить вопрос о предоставлении иных жилых помещений Кыпчаковой О.А. и Левченко Е.В. по договору социального найма специализированного жилого помещения.

06 декабря 2019 года Министерство регионального развития Республики Алтай обратилось в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к застройщику указанного 4-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Хохолкова, д. 17, Кудирмекову В.Н. о возложении обязанности устранить выявленные недостатки работ, выполненных по государственным контрактам , , , от 19.04.2016 г., а именно: установить ленточный фундамент; установить бетонный фундамент под печами в квартирах №№ 1,2,3,4; устранить деформации пристроенных крылец; устранить щели и трещины в швах соединениях внутри жилых помещений в квартирах №№ 1,2,3,4; устранить деформации печей в квартирах №№ 1,2,3,4; за счет собственных средств разработать проектные решения по ремонту и усилению конструкций дефектных ростверков путем привлечения лица, имеющего правовые основания для разработки указанных проектных решений; безвозмездно устранить недостатки работ, выполненных в рамках государственных контрактов , , , от 19.04.2016 от 19.04.2016, а именно: выполнить работы по устранению выявленных недостатков.

29 апреля 2020 года Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай определением утвердил мировое соглашение между Министерством регионального развития Республики Алтай и Кудирмековым В.Н. на следующих условиях: Кудирмеков В.Н. обязуется безвозмездно устранить выявленные в пределах гарантийного срока недостатки работ, выполненных в рамках государственных контрактов , , , от 19.04.2016, а именно: установить ленточный фундамент; установить бетонный фундамент под печами во всех квартирах; устранить деформацию пристроенных крылец; устранить щели и трещины в швах соединениях внутри жилых помещений; устранить деформацию печей.

Данные работы Кудирмеков В.Н. обязался выполнить в полном объеме в срок не позднее 31 июля 2020 года за счет собственных финансовых и материальных средств. Подтверждением выполнения работ является составление акта и подписание истцом акта выполненных работ, оформленного надлежащим образом, составленного в двух полностью идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон. После подписания акта выполненных работ по устранению выявленных нарушений, указанных в п. 2 настоящего мирового соглашения, и составления акта выполненных работ истцом обязательства, вытекающие из настоящего мирового соглашения, считаются исполненными. При условии точного и своевременного исполнения ответчиком своих обязательств, вытекающих из настоящего мирового соглашения, истец в полном объеме отказывается от своих материально-правовых требований к ответчику, составляющих предмет вышеуказанного иска. В случае нарушения ответчиком условий п.п. 2 - 4 настоящего мирового соглашения истец вправе применить предусмотренные законом процедуры по исполнению мирового соглашения (ст.ст. 153.1-153.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Застройщик Кудирмеков В.Н. обязался устранить допущенные дефекты (недостатки) при строительстве 4-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, изначально в срок до 15 мая 2018 года, затем до 01 мая 2019 года, до 31 июня 2019 года, до 15 октября 2019 года, а по указанному мировому соглашению в срок не позднее 31 июля 2020 года.

12 августа 2020 года Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай выдан исполнительный лист серии ФС на принудительное исполнение определения суда от 29 апреля 2020 года об утверждении мирового соглашения, поскольку в срок до 31 июля 2020 года Кудирмеков В.Н. строительные дефекты (недостатки) в квартирах истцов не устранил.

На основании данного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.08.2020 г. в отношении должника Кудирмекова В.Н. возбуждено исполнительное производство , однако строительные дефекты (недостатки) в 4-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не устранены по настоящее время.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела определением суда от 11.02.2021 г. назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Заключением экспертов от 26.05.2021 г. ООО «Специализированная фирму «РусЭксперТ» установлено, что при строительстве 4-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, допущены следующие нарушения: отсутствие вертикальной гидроизоляции фундамента и стен подполья; отсутствие теплоизоляции стен подполья; отсутствие гидроизоляции в местах примыкания деревянных конструкций к стенам подполья; следы замачивания участка стены подполья; монтажная пена в стыках кладки стены подполья; повреждены фасадные элементы в местах примыкания крылец; деформация в виде сколов/трещин покрасочного слоя, неровности оштукатуренных поверхностей, дефекты обоев; примыкания перегородок к перекрытиям и стенам содержат трещины шириной раскрытия до 10 мм; прогибы обшивки потолка из гипсокартона до 10 мм на 1 м; образование щелей между досками до 5 мм, заполненные со стороны подполья монтажной пеной, отклонения от плоскости превышают предельно допустимое значение; отсутствие на кровле элементов снегозадержания и ливневой водосточной системы; отсутствует огнебиозащитная обработка стропильной системы; дверные полотна осели или имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично утрачены или неисправны, дверные коробки (колоды) перекошены, наличники повреждены; оконные блоки из ПВХ-профиля имеют повреждения остекления, некоторые створки не открываются, фурнитура работает с «закусыванием»; трещины конструкций печей, разрушение штукатурного слоя; система водоснабжения имеет недостаточную теплоизоляционную рубашку, в кв. № 3 водоснабжение отсутствует в связи с промерзанием трубопровода; система канализации в нерабочем состоянии – колодцы переполнены массам льда, перемещение канализационных стоков невозможно.

Как указано в заключении, причиной образования дефектов является нарушение технологии строительного производства при возведении здания. Строительство осуществлялось без проектной документации, а значит застройщик должен был руководствоваться действующими нормативами и стандартами в области строительства, и при необходимости собственными силами разрабатывать проектные решения.

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, не соответствуют строительным нормам и правилам, не соответствуют требованиям санитарных и противопожарных норм и правил, не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», а значит не пригодно для постоянного проживания.

Таким образом, эксперт пришел к выводу, что в связи с имеющимися строительными недостатками (дефектами) 4-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для постоянного проживания граждан.

Суд первой инстанции при принятии решения руководствовался ст. 15, 98.1, ч. 2 ст. 99, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 г. № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай», Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.04.2020 г. № 144, оценил все представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку обязанность по предоставлению Левченко Е.В., Кыпчаковой О.А., Сурбашевой Ш.М. и Леонгард Е.А. жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом, так как им предоставлены жилые помещения, непригодные для проживания в связи с многочисленными значительными строительными дефектами. Следовательно, Министерство экономического развития Республики Алтай как уполномоченный орган по предоставлению благоустроенных жилых помещений спецжилфонда обязано вместо ранее предоставленных жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, непригодных для постоянного проживания, предоставить материальным истцам иные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и считает его надлежаще обоснованным. В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянтов в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом исследования и получивших надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия согласна.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу с п. 1 ст. 8 Федерального закона 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Апеллянты ссылаются на положения ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и считают, что данные положения должны применяться к рассматриваемому спору, однако, судебная коллегия не может согласиться с данным доводом, так как данная норма и связанные с ней нормативные акты охватывают случаи, когда жилое помещение признается непригодным для проживания именно в ходе его эксплуатации после состоявшегося предоставления, но не может применяться к правоотношениям, связанным с исполнением обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение. Иной подход напрямую нарушал бы требования специального закона о предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. То есть, в данном случае жилые помещения, предоставленные истцам, не соответствовали требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилым помещениям, именно на момент его предоставления, следовательно, обязанность предоставить жилое помещение лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исполнена.

Апеллянтами не представлено доказательств того, что жилые помещения является непригодными для проживания по вине истцов, поэтому не может быть принят довод одной из апелляционных жалоб о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства несоответствия жилых помещений установленным нормам и правилам на момент предоставления.

Довод апеллянтов о том, что все повреждения и дефекты, кроме одного, являются устранимыми, отклоняется судебной коллегией, так как такой неустранимый дефект как отсутствие гидроизоляции в местах примыкания деревянных конструкций к стенам подполья является значительным и влияет на безопасность проживания.

Судебная коллегия не может согласиться и с доводом жалобы о том, что экспертное заключение ООО «Специализированная фирма «Рус Эксперт» от 26.05.2021 г. не является надлежащим доказательством по делу, так как суд первой инстанции в силу положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил относимость, допустимость и достоверность данного доказательства и принял его во внимание при вынесении решения по делу. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований не доверять вышеуказанному экспертному заключению, поскольку оно составлена экспертами, имеющими соответствующую квалификацию, содержит исследовательскую часть со ссылками на методическую литературу. Апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы эксперта.

Ссылка в жалобе на то, что отсутствует законодательно установленный механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам взамен уже предоставленных, несостоятельна, так как данный факт не лишает истцов права на обращение в суд для защиты нарушенных прав.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, не являются основанием для отмены состоявшегося решения суда, так как факт нарушения обязательства по предоставлению благоустроенного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доказан. Также доводы на законность выводов суда первой инстанции не влияют, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют. Все юридически значимые обстоятельства по делу учтены судом первой инстанции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министра экономического развития Республики Алтай Тупикина В.В., представителя по доверенности Министерства регионального развития Республики Алтай Могильниковой Е.Г., представителя по доверенности Министерства финансов Республики Алтай Чирковой А.К. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья - А.О. Имансакипова

Судьи - С.Н. Чертков

О.А. Шнайдер

Мотивированное решение суда составлено 01 сентября 2021 года.

33-587/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор г. Горно-Алтайска
Ответчики
Министерство экономического развития Республики Алтай
Другие
Леонгард Евгения Александровна
Левченко Елена Владимировна
представитель Министерства финансов РА Могильникова Е.Г.
Сурбашева Шанкы Михайловна
представитель Министерства регионального развития Чиркова А.К.
Кыпчакова Оксана Амыровна
Министр экономического развития РА Тупикин В.В.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Имансакипова Асель Оралбаевна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
25.08.2021Судебное заседание
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее