Дело № 2-73/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Ишим Тюменской области 25 марта 2019 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шараповой Надежды Федоровны,
с участием:
старших помощников Ишимского межрайонного прокурора Наумовой Юлии Сергеевны и Ореховой Татьяны Александровны,
истицы (ответчицы по встречному иску) Рагозиной Елены Александровны, действующей за себя и несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, и ее представителя – адвоката Рачевой Елены Владимировны,
представителя ответчика (истца по встречному иску) – Администрации города Ишима Тюменской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима – Бичевой Ксении Борисовны,
представителя Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района Департамента социального развития Тюменской области, как органа опеки и попечительства, - Здоровых Елены Николаевны,
при секретаре Подушковой Ксении Александровне,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/2019 по иску Рагозиной Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, к Администрации города Ишима Тюменской области об оспаривании распоряжения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о возложении обязанности восстановить на учете и предоставить вне очереди на праве собственности жилое помещение взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, к Правительству Тюменской области о возложении обязанности обеспечить внеочередное предоставление жилого помещения взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации и встречному иску Администрации города Ишима к Рагозиной Елене Александровне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, о прекращении права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Рагозина Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, обратилась в суд с иском к Администрации города Ишима Тюменской области о предоставлении жилого помещения. Свои исковые требования мотивировала тем, что ей и детям принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, общей площадью 20 кв.м, с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> участок №. С ДД.ММ.ГГГГ их семья состояла на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении. В мае 2017 года, в связи с паводком на территории <адрес>, произошло затопление их земельного участка и домовладения, в результате чего дом был полностью утрачен. Другого жилья у них нет. В настоящее время они проживают в жилом помещении маневренного фонда по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного сроком на один год, срок действия договора закончился. Администрацией города Ишима предъявлен к ним иск о принудительном изъятии данного земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд для размещения противопаводковой дамбы с целью защиты территории города от затопления. ДД.ММ.ГГГГ она подписала согласие на изъятие земельного участка с жилым домом, и была ознакомлена с размером выкупной цены за данные объекты недвижимости. Согласно представленному администрацией города Ишима отчету об оценке рыночной стоимости, размер выкупной цены за земельный участок составляет 163 710 рублей, за жилой дом 154 500 рублей. С изъятием жилого дома она не согласна, поскольку их дом в 2017 году был полностью разрушен и утрачен вследствие чрезвычайной ситуации. Их семья является малоимущей, жилой дом являлся их единственным жильем. Поэтому просила суд обязать администрацию города Ишима Тюменской области предоставить на праве собственности ей и детям из муниципального жилищного фонда жилое помещение, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 20 кв.м.
В ходе рассмотрения дела истица Рагозина Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, настаивая на иске, дополнила его требованиями о признании незаконным бездействия администрации города Ишима Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по комиссионному обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2017 году на территории городского округа город Ишим, о признании незаконным распоряжения заместителя Главы города Ишима за №-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее и детей с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; о возложении обязанности на администрацию города Ишима восстановить на учете ее и детей в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, по категории – малоимущие граждане, исходя из времени постановки на учет. Просит обязать администрацию города Ишима Тюменской области предоставить на праве общей долевой собственности ей и детям из муниципального жилищного фонда жилое помещение, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 20 кв.м, взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №. Дополнительные исковые требования мотивировала тем, что меры по обследованию жилого дома, пострадавшего вследствие паводка, администрацией г.Ишима не были предприняты, акт обследования не составлялся. Поэтому считала, что со стороны органа местного самоуправления было проявлено бездействие, нарушающее их права, поскольку из-за отсутствия акта обследования жилого помещения, они не были обеспечены другим жильем взамен утраченного. Кроме того, из сообщения Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что распоряжением заместителя главы города Ишима за №-р от ДД.ММ.ГГГГ они сняты с учета в связи с наличием в собственности вышеуказанного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №. Данное распоряжение считает незаконным по тем основаниям, что принадлежащее им жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, в связи с паводком полностью утрачено; общая площадь данного жилого помещения 20 кв.м не соответствовала учетной норме площади жилого помещения на каждого члена семьи – по 18 кв.м; их семья является малоимущей; иного жилого помещения они не приобрели, их жилищные условия не улучшились, поэтому законных оснований для снятия их с учета не имеется /л.д.56-59 том 1/.
Кроме того, по ходатайству истицы Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4 /л.д.196 том 1/, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Тюменской области /л.д.54 том 2/. В связи с привлечением к участию в деле соответчика истица Рагозина Е.А. дополнила иск требованием о возложении обязанности на Правительство Тюменской области обеспечить за счет областного бюджета внеочередное предоставление жилого помещения Рагозиной Елене Александровне и несовершеннолетним ФИО13, ФИО4, общей площадью не менее 20 кв.м, взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2017 году на территории городского округа город Ишим, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №. Требования к Правительству Тюменской области мотивировала тем, что, согласно распоряжению <адрес> за №-рп от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выделение средств за счет областного бюджета в бюджет муниципального образования городской округ город Ишим на приобретение жилых помещений в целях осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае 2017 года. Поэтому считает, что обеспечение их семьи жилым помещением должно производиться за счет областного бюджета Правительством Тюменской области, а предоставление органом местного самоуправления -администрацией города Ишима /л.д.197-200 том 1/.
Ответчик Администрация города Ишима Тюменской области исковые требования Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, не признала, предъявила встречный иск к ней о прекращении ее и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права собственности на жилой дом, общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №. Встречные исковые требования мотивировала тем, что указанный дом принадлежит на праве общей долевой собственности Рагозиной Е.А. и ее детям. На сегодняшний день данный жилой дом фактически отсутствует на земельном участке, причины его утраты неизвестны /л.д.100-102 том 1/.
В судебном заседании истица Рагозина Е.А. (ответчица по встречному иску), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, от своих исковых требований к Администрации города Ишима Тюменской области о признании незаконным бездействия администрации города Ишима Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по комиссионному обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2017 году на территории городского округа город Ишим, отказалась /л.д.74 том 2/, отказ ее от иска принят судом, производство по делу в этой части прекращено /л.д.76-80 том 2/. На остальных исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему. Встречные исковые требования Администрации города Ишима Тюменской области о прекращении права собственности ее и детей - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, признала, признание ею встречного иска Администрации города Ишима Тюменской области о прекращении права собственности на жилой дом принято судом.
Представитель истицы (ответчицы по встречному иску) Рагозиной Е.А. – адвокат Рачева Елена Владимировна, действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.75 том 2/, исковые требования ее поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) – Администрации города Ишима Тюменской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима – Бичева Ксения Борисовна, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.141 том 1/ и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.72 том 2/, исковые требования Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, не признала в полном объеме. В судебном заседании и в письменных возражениях на иск /л.д.23-24, 64-66, 75-80 том 1/ суду пояснила, что Администрацией города Ишима принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого дома, принадлежащих Рагозиной Е.А. и ее детям. Изъятие в принудительном порядке земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд возможно только путем выплаты Рагозиной Е.А. и ее детям возмещения в размере 318 210 рублей, а потому оснований для возложения обязанности на администрацию города Ишима обязанности по обеспечению собственников изымаемого жилого помещения другим жилым помещением отсутствуют. Кроме того, постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о предоставлении материальной помощи на осуществление ремонта жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований городской округ город Ишим и Ишимский муниципальный район в 2017 году, вызванной паводком, согласно которому гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, проживающих в данных жилых помещениях, возмещение ущерба предоставляется в виде денежной выплаты. Постановлением администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер поддержки собственникам жилых помещений, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае 2017 года на территории городского округа город Ишим, в форме передачи жилых помещений взамен жилых помещений, признанных вследствие чрезвычайной ситуации непригодными для проживания», согласно пунктам 1.2 и 1.3 которого, действие данного Порядка не распространяется на предоставление мер поддержки собственникам жилых помещений, подлежащих ремонту вследствие чрезвычайной ситуации, а также жилых помещений, находящихся на территориях садоводческих некоммерческих объединений граждан. Поскольку жилой дом Рагозиной Е.А. находился на территории садоводческого некоммерческого товарищества <адрес> то оснований для предоставления ей и детям другого жилого помещения не имеется. Также считает, что Рагозиной Е.А не представлено доказательств утраты жилого дома именно в результате чрезвычайной ситуацией, вызванной паводком. Оспариваемое Рагозиной Е.А. распоряжение Администрации города Ишима о снятии ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, считает законным, поскольку при принятии данного решения принималась во внимание стоимость принадлежащего на праве собственности семье Рагозиной Е.А. земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, которая превысила тысячекратный размер минимальной заработной платы, установленной на день подачи заявления о включении в список. Поэтому просит суд в иске Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, отказать в полном объеме. На встречном иске Администрации города Ишима к Рагозиным о прекращении права собственности на жилой дом настаивает.
Представитель ответчика – Правительства Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания /л.д.58 том 2/, - Яковлев Илья Николаевич, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.65 том 2/, в суд не явился, в письменных возражениях просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Правительства Тюменской области /л.д.64 том 2/, исковые требования Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, не признал, указывая на то, что расходных обязательств, устанавливающих обязанность субъекта Российской Федерации предоставлять жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории «малоимущие» Тюменской областью не принималось, поскольку категория «малоимущие» статьей 7 Закона № не предусмотрена. Поскольку в собственности Рагозиной Е.А. и ее детей имеется жилое помещение в другом регионе РФ по адресу: <адрес> общей площадью 58,5, то есть не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи, то Рагозина Е.А и ее члены семьи не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области. Просит в иске Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, к Правительству Тюменской области отказать в полном объеме.
Представитель Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района Тюменской области, как органа опеки и попечительства, - Здоровых Елена Николаевна, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.53 том 1/, после перерыва в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом. Согласно направленной в суд информации от ДД.ММ.ГГГГ №, отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г.Ишима исковые требования Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, к Правительству Тюменской области и Администрации города Ишима Тюменской области о предоставлении жилого помещения поддерживают, в части принятия решения по остальным требованиям и требованию по встречному иску оставляют на усмотрение суда /л.д.73 том 2/.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Главного управления строительства Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания /л.д.60 том 2/, - Яковлев Илья Николаевич, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.67 том 2/, в суд не явился, в письменном отзыве на иск просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Главного управления строительства Тюменской области /л.д.66 том 2/.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района Тюменской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания /л.д.59, 61 том 2/, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. Управление социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района Тюменской области просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя /л.д.57 том 2/.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск Рагозиной Е.А. удовлетворить частично, встречный иск удовлетворить, суд считает исковые требования Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, не подлежащим удовлетворению, встречный иск Администрации города Ишима Тюменской области подлежащим удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О предоставлении материальной помощи на осуществление ремонта жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации в 2017 году, вызванной паводком» утверждено Положение о предоставлении материальной помощи на осуществление ремонта жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований городской округ город Ишим и Ишимский муниципальный район в 2017 году, вызванной паводком (далее по тексту – Положение).
Согласно пункту 2 вышеуказанного положения, материальная помощь предоставляется гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации и проживающих в данных жилых помещениях.
Постановлением администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер поддержки собственникам жилых помещений, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае 2017 года на территории городского округа город Ишим, в форме передачи жилых помещений взамен жилых помещений, признанных вследствие чрезвычайной ситуации непригодными для проживания (далее по тексту – Порядок).
Согласно пункту 1.2 вышеуказанного Порядка, под пострадавшими жилыми помещениями понимаются: жилые помещения, признанные вследствие чрезвычайной ситуации непригодными для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Действие настоящего Порядка не распространяется на предоставление мер поддержки собственникам жилых помещений, подлежащих ремонту вследствие чрезвычайной ситуации, а также жилых помещений, находящихся на территориях садоводческих некоммерческих объединений граждан (пункт 1.3 Порядка).
Судом установлено, что Рагозиной Елене Александровне и ее несовершеннолетним детям – ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.11 том 1/, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.10 том 1/, принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, общей площадью 20 кв.м, количество этажей – 1, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №, кадастровый (или условный) №, и земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства в составе садового товарищества <адрес> площадью 660 кв.м, по адресу: <адрес>, СТ <адрес> участок № /л.д.16-17, 62-63, 90-95, 120-122, 172 том 1/.
Как следует из пояснений Рагозиной Е.А. в судебном заседании, в вышеуказанном жилом доме с момента его приобретения она с семьей не проживала, а проживала на съемном жилье.
Согласно копии справки Муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ишима» от ДД.ММ.ГГГГ №, данное учреждение подтверждает факт затопления жилого дома в результате подъема уровня воды в реке Ишим ДД.ММ.ГГГГ до 944 см, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок № /л.д.18 том 1/.
Из копии акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией Управления социальной защиты населения, следует, что дом по адресу: <адрес>, <адрес> участок № затоплен под крышу, видна только часть крыши, эвакуировали часть вещей, мебель осталась в доме /л.д.171 том 1/.
Из информации Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Ишима от Рагозиной Е.А. поступило заявление с просьбой оказать помощь в перемещении крыши <адрес> СТ «Ишимсельмаш-2» с 36 на 37 участок; в адрес ФИО15 было направлено письмо с информацией о проделанных мероприятиях по перемещению крыши <адрес>, расположенного в садоводческом товариществе «<адрес> с участка № на участок № /л.д.180-181, 187, 186 том 1/.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием городской округ город Ишим Рагозиной Е.А. и членам ее семьи: сыну – ФИО12, сыну – ФИО13 и дочери – ФИО4 предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности <адрес>, состоящее из комнаты, общей площадью 11,6 кв.м, расположенное по <адрес> <адрес> №, для временного проживания в нем сроком на 1 год, что подтверждается копией договора найма жилого помещения маневренного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12-13, 14 том 1/.
Согласно копии акта Межведомственной комиссии, назначенной Главой города Ишима, обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> участок № установлено разрушение дома в результате паводка /л.д.188-190 том 1/.
Из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и фототаблицам к нему следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> участок № не огорожен, зарос растительностью, на участке расположены остатки строения /л.д.113, 114-115 том 1/.
Согласно копии акта обследования, проведенного кадастровым инженером ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, результаты осмотра места нахождения объекта капитального строительства, имеющего кадастровый № и расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, подтверждают прекращение существования данного ОКС /л.д.116 том 1/.
Из сообщения Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании заявления и акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого комиссией при Управлении, Рагозиной Е.А. выплачена материальная помощь за счет средств резервного фонда Правительства Тюменской области на первоочередные нужды в размере 50 000 рублей; заявления на осуществление ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, в Управление не поступало; семья Рагозиной Е.А. включена в списки получателей помощи за счет средств федерального бюджета /л.д.96, 165 том 1/.
Согласно информации Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.180-181 том 1/ и копии реестра денежных средств с результатами зачислений по реестру № от ДД.ММ.ГГГГ, Рагозиной Е.А. оказана финансовая помощь за счет средств резервного фонда Правительства Тюменской области, в связи с утратой имущества первой необходимости, в сумме 300 000 рублей /л.д.166-169, 173, 174-176 том 1/ и единовременная материальная помощь в сумме 30 000 рублей /л.д.182, 183-184, 185, 191, 192-194 том 1/.
Как установлено судом и следует выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Рагозиной Е.А. и ее несовершеннолетним детям – ФИО13 и ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 58,5 кв.м, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.103-108 том 1/, который до настоящего времени не расторгнут, недействительным не признан.
Допрошенные в судебном заседании свидетели – ФИО17 и ФИО18 пояснили, что дом истицы в <адрес>-2» во время паводка был разрушен /л.д.46-49, 49-52 том 2/.
Оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что у истицы Рагозиной Е.А. и ее несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4 не возникло право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления жилья взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку жилое помещение, принадлежащее Рагозиным, находилось на территории садоводческого товарищества <адрес>», тогда как Порядок предоставления мер поддержки собственникам жилых помещений, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае 2017 года на территории городского округа Ишим, в форме передачи жилых помещений взамен жилых помещений, признанных вследствие чрезвычайной ситуации непригодными для проживания, утвержденный постановлением Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ №, не распространяется на предоставление мер поддержки собственникам жилых помещений, находящихся на территориях некоммерческих объединений граждан (пункт 1.3 Порядка).
Доводы представителя Рагозиной Е.А. – адвоката Рачевой Е.В. о том, что пункт 1.3 вышеуказанного Порядка противоречит Конституции Российской Федерации и ограничивает права Рагозиной Е.А. и ее детей, основаны на неверном толковании норм материального права. К тому же, данный Порядок, как и Постановление Администрации города Ишима, которым он утвержден, являются действующими, незаконными не признаны.
Исковые требования Рагозиной Е.А. к Правительству Тюменской области о возложении обязанности обеспечить за счет областного бюджета внеочередное предоставление ей и детям жилого помещения взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2017 году на территории городского округа Ишим, суд также находит необоснованными, поскольку какого-либо законодательного акта на уровне Тюменской области, регламентирующего предоставление мер поддержки собственникам жилых помещений, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае 2017 года на территории городского округа Ишим, в форме передачи жилых помещений взамен жилых помещений, утраченных в результате паводка, не принималось. Постановление Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п таких норм не содержит, а предусматривает предоставление материальной помощи на осуществление ремонта жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ город Ишим в 2017 году, вызванной паводком. Иные меры материальной поддержки, предусмотренные законодательством Тюменской области, Рагозиной Е.А. получены.
Кроме того, в силу положений части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда <адрес>, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не устанавливают.
Кроме того, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в иске Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, к Администрации города Ишима Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди на праве собственности жилое помещение, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 20 кв.м, взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2017 году на территории городского округа город Ишим, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, к Правительству Тюменской области о возложении обязанности обеспечить за счет областного бюджета внеочередное предоставление вышеуказанного жилого помещения, надлежит отказать в полном объеме.
Что касается исковых требований Рагозиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4 об оспаривании распоряжения Администрации города Ишима о снятии их с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то суд считает их также не подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес>», признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.
Размер совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, учитывается исходя из данных кадастровой стоимости недвижимого имущества, заявленной гражданами стоимости транспортных средств (в случае несогласия органов местного самоуправления с оценкой стоимости транспортного средства она определяется экспертными организациями).
Органы местного самоуправления вправе проверить достоверность представленных гражданами сведений о размерах доходов и стоимости имущества.
Статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований снятия с такого учета. В частности, в соответствии с названной статьей граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2).
Судом установлено, что Рагозина Е.А. с составом семьи 5 человек, в том числе: супруг – ФИО11, сын – ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете с ДД.ММ.ГГГГ по категории «малоимущие граждане» /л.д.15, 83-84 том 1/.
Распоряжением заместителя Главы города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ за №-р Рагозина Е.А. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи 5 человек, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Рагозиной Е.А. не относится к категории «малоимущие граждане», в связи с тем, что стоимость имущества, принадлежащего Рагозиной Е.А. и членам ее семьи на праве общей долевой собственности превышает 100 000,00 рублей (стоимость земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности Рагозиной Е.А., ФИО13 и ФИО4, расположенного по адресу: <адрес>, участок № в составе <адрес>», общей площадью 642 кв.м, составляет 145 855,98 рублей, стоимость жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности Рагозиной Е.А., ФИО13 и ФИО4, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок 37, общей площадью 20 кв.м, составляет 119 645,2 рублей) /л.д.81-82 том 1/.
Из уведомления Администрации города Ишима в адрес Рагозиной Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что, согласно сведениям, полученным из Росреестра, стоимость имущества, принадлежащего ее семье превышает тысячекратный размер минимальной заработной платы – 100 000 рублей, поэтому в соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ, п.2 ст.8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, они не относятся к категории «малоимущие граждане» и подлежат снятию с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма /л.д.83-84 том 1/.
Копия вышеуказанного оспариваемого распоряжения направлена в адрес Рагозиной Е.А. по месту ее жительства по адресу: <адрес> «<адрес> <адрес> заказным письмом с простым уведомлением ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12-14, 85-86, 87 том 1/.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме onlain, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>, участок № в составе садового товарищества <адрес> составляет 145 855 рублей 98 копеек /л.д.88 том 1/, жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>», участок № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 119 645 рублей 20 копеек /л.д.89 том 1/.
Согласно Постановлению Главы города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» следует, что в соответствии со статьями 14, 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по Тюменской области на момент подачи заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению, установлен в тысячекратном размере минимальной заработной платы, установленной на день подачи заявления о включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Положениями статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Таким образом, тысячекратный размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению составляет 100 000 рублей (1 000 х 100 = 100 000).
Поскольку истице Рагозиной Е.А. и членам ее семьи принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, стоимость которого составляет 145 855 рублей 98 копеек, что превышает пороговое значение в 100 000 рублей, стоимость данного земельного участка была учтена при принятии оспариваемого распоряжения, то Рагозина Е.А. и члены ее семьи, в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не относятся к категории «малоимущие граждане» и подлежали снятию с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Следовательно, оспариваемое Рагозиной Е.А. распоряжение заместителя Главы города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ №-р является законным.
Поскольку требование о восстановлении Рагозиной Е.А. и членов ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является производным от требования о признании распоряжения незаконным, то оснований для его удовлетворения также не имеется.
Доводы представителя Рагозиной Е.А. – адвоката Рачевой Е.В. о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, не был принят во внимание при принятии оспариваемого распоряжения, поскольку на него нет ссылки в сообщении Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Рагозиной Е.А. /л.д.60 том 1/, являются несостоятельными, опровергаются распоряжением заместителя Главы города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ №-р /л.д.81-82 том 1/.
Ссылка Рагозиной Е.А. и ее представителя – адвоката Рачевой Е.В. на фактическое отсутствие жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, несоответствие площади жилого помещения учетной норме, не могут являться основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным, поскольку в рассматриваемом случае берется во внимание стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению.
Поскольку Рагозина Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО13 и ФИО4, признала встречные исковые требования Администрации города Ишима, признание ею иска принято судом, то надлежит признать право общей долевой собственности Рагозиной Е.А., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, прекращенным.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Рагозиной Е.А. в бюджет муниципального образования городской округ город Ишим надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 39, 56, 103, 167, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 49, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░13 ░ ░░░4, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 20 ░░.░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 20 ░░.░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░13, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 20 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>», ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 /░░░░░ ░░░░░/ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-73/2019 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░