Решение по делу № 2-2001/2024 от 22.04.2024

Дело № 2-2001/2024

УИД 70RS0004-01-2024-002173-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Куц Е.В.

при секретаре Галицкой С.В.,

с участием помощника прокурора города Томска Дорофеевой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанности принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, обеспечить проведение работ по его сносу,

установил:

прокурор города Томска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Города Томска, в котором просит:

- обязать администрацию Города Томска в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: г.<адрес>

- возложить на администрацию Города Томска в срок не 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой г.Томска проверкой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время все жилые помещения в указанном доме расселены, помещения находятся в собственности муниципального образования «Город Томск». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по сносу данного многоквартирного дома не проведены, доступ посторонних лиц в аварийный дом полностью не ограничен, что представляет угрозу жизни и здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора г.Томска поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Города Томска, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovetsky.tms.sudrf.ru), в судебное заседание не явился, представила отзыв на исковое заявление, в котором также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

В письменном отзыве представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Указала, что проведение мероприятий по ограничению доступа на территорию спорного объекта недвижимости не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования, включающего закупку необходимых материалов. Истцом не указано конкретных мер, которые необходимо принять по ограничению доступа на территорию указанного аварийного расселенного дома. В отсутствие материалов ограничить доступ на его территорию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным.

Третьи лица представители администрации Октябрьского района Города Томска, Департамента жилищной политики администрации Города Томска, извещенные о судебном заседании в суд не явились.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представителей третьих лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.3, 6 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения закреплены в пп.1.3, 1.6 п.1 ст.8 Устава муниципального образования «Город Томск», принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 №1475 (далее - Устав). Подпунктом 1.9, 1.11 п. 1 ч. 1 ст.40, ч.1 ст.58 Устава осуществление указанных полномочий возложено на администрацию Города Томска.

В силу п.5 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ) жизненный цикл здания - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.37 Федерального закона №384-ФЗ, ч.3 ст.55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации при прекращении эксплуатации здания его собственник должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Статьей 6 Федерального закона №384-ФЗ установлено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, регулирующих требования к безопасности зданий, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям, а также к связанным со зданиями процессам утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться снос (демонтаж) здания.

В силу п.3.15 СП 325.1325800.2017. Свод правил. Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации (утв. и введенного в действие приказом Минстроя России от 28.08.2017 №1170/пр) снос объекта - ликвидация здания (сооружения) одним из способов (механический, термический, взрывной или их комбинации), как правило, с предварительным демонтажем оборудования, технических систем и элементов отделки.

Согласно ч. 1 ст.55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Томска проведена проверка соблюдения требований при организации работ по сносу аварийных, расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории г.ФИО1, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> г.<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Данным постановлением администрации Города Томска на администрацию Октябрьского района г.Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ совместно с комитетом жилищной политики администрации г.Томска принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях указанного многоквартирного дома.

При этом на момент обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по <адрес> в <адрес> специализированной организацией – муниципальное бюджетное учреждение г.Томска «Проектно-сметное бюро», выполненной по поручению первого заместителя Мэра Города Томска от установлено следующее: несущие конструкции здания: стены, фундамент, перекрытия, крыша и кровля, конструкции печей находятся в недопустимом состоянии.

В результате проверки установлено, что рядом с заброшенным зданием (<адрес>) располагаются жилые дома.

Сведения о проведении соответствующих работ (или иных восстановительных работ) в материалах дела отсутствуют.

Из информации, представленной администрацией города Томска в письме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия по расселению многоквартирного дома включены в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ -ра, дом расселен в ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени мероприятия по сносу спорного многоквартирного дома не проведены.

Вместе с тем, неисполнение вышеуказанных требований законодательства о безопасности зданий и сооружений свидетельствует об игнорировании администрацией Города Томска и её органами установленного порядка сноса зданий, создает угрозу обрушения указанного здания, чем нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от него, на безопасные условия проживания.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г.Томска о возложении обязанности на администрацию Города Томска принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес>, а также возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от признанных аварийными зданий, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, установив срок для принятия мер по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес>, не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а для организации проведения работ по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, не позднее 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Томска к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанности принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, обеспечить проведение работ по его сносу, удовлетворить.

Возложить на администрацию Города Томска обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Города Томска обязанность в срок не позднее 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-2001/2024

УИД 70RS0004-01-2024-002173-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Куц Е.В.

при секретаре Галицкой С.В.,

с участием помощника прокурора города Томска Дорофеевой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанности принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, обеспечить проведение работ по его сносу,

установил:

прокурор города Томска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Города Томска, в котором просит:

- обязать администрацию Города Томска в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: г.<адрес>

- возложить на администрацию Города Томска в срок не 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой г.Томска проверкой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время все жилые помещения в указанном доме расселены, помещения находятся в собственности муниципального образования «Город Томск». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по сносу данного многоквартирного дома не проведены, доступ посторонних лиц в аварийный дом полностью не ограничен, что представляет угрозу жизни и здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора г.Томска поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Города Томска, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovetsky.tms.sudrf.ru), в судебное заседание не явился, представила отзыв на исковое заявление, в котором также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

В письменном отзыве представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Указала, что проведение мероприятий по ограничению доступа на территорию спорного объекта недвижимости не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования, включающего закупку необходимых материалов. Истцом не указано конкретных мер, которые необходимо принять по ограничению доступа на территорию указанного аварийного расселенного дома. В отсутствие материалов ограничить доступ на его территорию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным.

Третьи лица представители администрации Октябрьского района Города Томска, Департамента жилищной политики администрации Города Томска, извещенные о судебном заседании в суд не явились.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представителей третьих лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.3, 6 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения закреплены в пп.1.3, 1.6 п.1 ст.8 Устава муниципального образования «Город Томск», принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 №1475 (далее - Устав). Подпунктом 1.9, 1.11 п. 1 ч. 1 ст.40, ч.1 ст.58 Устава осуществление указанных полномочий возложено на администрацию Города Томска.

В силу п.5 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ) жизненный цикл здания - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.37 Федерального закона №384-ФЗ, ч.3 ст.55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации при прекращении эксплуатации здания его собственник должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Статьей 6 Федерального закона №384-ФЗ установлено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, регулирующих требования к безопасности зданий, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям, а также к связанным со зданиями процессам утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться снос (демонтаж) здания.

В силу п.3.15 СП 325.1325800.2017. Свод правил. Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации (утв. и введенного в действие приказом Минстроя России от 28.08.2017 №1170/пр) снос объекта - ликвидация здания (сооружения) одним из способов (механический, термический, взрывной или их комбинации), как правило, с предварительным демонтажем оборудования, технических систем и элементов отделки.

Согласно ч. 1 ст.55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Томска проведена проверка соблюдения требований при организации работ по сносу аварийных, расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории г.ФИО1, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> г.<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Данным постановлением администрации Города Томска на администрацию Октябрьского района г.Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ совместно с комитетом жилищной политики администрации г.Томска принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях указанного многоквартирного дома.

При этом на момент обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по <адрес> в <адрес> специализированной организацией – муниципальное бюджетное учреждение г.Томска «Проектно-сметное бюро», выполненной по поручению первого заместителя Мэра Города Томска от установлено следующее: несущие конструкции здания: стены, фундамент, перекрытия, крыша и кровля, конструкции печей находятся в недопустимом состоянии.

В результате проверки установлено, что рядом с заброшенным зданием (<адрес>) располагаются жилые дома.

Сведения о проведении соответствующих работ (или иных восстановительных работ) в материалах дела отсутствуют.

Из информации, представленной администрацией города Томска в письме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия по расселению многоквартирного дома включены в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ -ра, дом расселен в ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени мероприятия по сносу спорного многоквартирного дома не проведены.

Вместе с тем, неисполнение вышеуказанных требований законодательства о безопасности зданий и сооружений свидетельствует об игнорировании администрацией Города Томска и её органами установленного порядка сноса зданий, создает угрозу обрушения указанного здания, чем нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от него, на безопасные условия проживания.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г.Томска о возложении обязанности на администрацию Города Томска принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес>, а также возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от признанных аварийными зданий, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, установив срок для принятия мер по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес>, не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а для организации проведения работ по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, не позднее 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Томска к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанности принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, обеспечить проведение работ по его сносу, удовлетворить.

Возложить на администрацию Города Томска обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Города Томска обязанность в срок не позднее 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

2-2001/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Томска
Дорофеева Дарья Евгеньевна
Ответчики
Муниципальное образование «город Томск» в лице администрации города Томска
Другие
Департамент жилищной политики администрации Города Томска
Администрация Октябрьского района г. Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Куц Е.В.
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Подготовка дела (собеседование)
04.06.2024Подготовка дела (собеседование)
18.06.2024Подготовка дела (собеседование)
18.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.08.2024Предварительное судебное заседание
14.08.2024Подготовка дела (собеседование)
14.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее