В окончательной форме решение суда принято 12 марта 2019 года
Дело № 2а-1040/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 07 марта 2019 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Глековой А.А., с участием истца – Черкасова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Черкасова Виктора Ивановича к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации гор. Ялта о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Черкасов В.И. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании законным решения № № от 21.07.2008 года Гурзуфского посСовета, принятого по постановлению суда от 15 мая 2008 года и возложении на ответчика обязанности рассмотреть его заявление от 30.04.2014 года № №
Определением судьи от 25 сентября 2017 года было отказано в принятии иска Черкасова В.И. к Администрации города Ялта в части его требований о признании решения законным.
Исковые требования в части возложения на ответчика обязанности рассмотреть заявление мотивированы тем, что 30.04.2014 года он обратился в исполком Гурзуфского посСовета с заявлением, в котором просил передать ему в собственность земельный участок, ранее предоставленный ему в аренду. Вместе с тем, его заявление до настоящего времени не рассмотрено, ответ им не получен.
Представители ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что Черкасов В.И. обратился 30.04.2014 года в исполком Гурзуфского поселкового Совета с заявлением, в котором просил передать ему в собственность земельный участок по упрощенной системе, согласно генеральных планов и заключений, которые были им выполнены при заключении договора аренды.
Сроки и порядок рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами обращений граждан установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Согласно ст. 6 Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Установлено, что 20 марта 2014 года Председателем Совета министров Республики Крым принято Распоряжение № 132-РП "О некоторых вопросах правоприменения в Республике Крым положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (было действующим до 21 сентября 2014 года), в соответствии с которым в целях недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории Республики Крым, органам местного самоуправления Республики Крым и их исполнительным органам, районным государственным администрациям дано указание приостановить осуществление собственных полномочий по принятию нормативных правовых и распорядительных актов в сфере земельных и имущественных правоотношений, кадровых вопросов за исключением выдачи градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка до принятия Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих полномочия органов местного самоуправления Республики Крым в указанных сферах.
Таким образом, судом установлено, что 30.04.2014 года Черкасов В.И. обратился в исполком Гурзуфского посСовета с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка, однако с 20 марта 2014 года по 21 сентября 2014 года осуществление указанных полномочий действующими органами местного самоуправления было приостановлено.
Нормами статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Аналогичные нормы содержатся в статье 26 Закона Республики Крым N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" от 21.08.2014. Кроме того установлено, что вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014, статьями 40, 46, 48 Закона Республики Крым N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" от 21.08.2014 Ялтинским городским советом Республики Крым 23.10.2014 принято решение о ликвидации исполнительных органов Гурзуфского поселкового совета и установлено, что администрация муниципального образования городской округ Ялта является правопреемником прав и обязанностей исполнительных органов местного самоуправления, действовавших на момент проведения выборов 14 сентября 2014 года на территориях, которые отнесены к территории вновь образованного муниципального образования городской округ Ялта на основании Закона Республики Крым N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" от 05.06.2014.
Таким образом, Администрация города Ялты Республики является правопреемником исполнительного комитета Гурзуфского поселкового совета и надлежащим ответчиком по данному делу, который был обязан в установленном порядке рассмотреть обращение истца, поступившее 30.04.2014 года в исполком Гурзуфского посСовета.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
С учетом того, что истец факт получения ответа на свое обращение отрицает, а бремя доказывания надлежащего рассмотрения обращения заявителя и направления ответа на его обращение лежит на лице, обязанном его рассмотреть, суд считает требования истца о возложении на ответчика обязанности рассмотреть поданное Черкасовым заявление законными и обоснованными.
Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; части 1 и 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
Право на обращение в суд должно быть предоставлено уполномоченному субъекту в течение всего периода неисполнения обязанности по соблюдению норм действующего законодательства.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что бездействие ответчика заключается в длительном невыполнении предусмотренной законом обязанности и это бездействие на день обращения в суд не прекращено, то есть является длящимся.
Таким образом, учитывая, что бездействие, по своей природе имеет длящийся характер, продолжалось вплоть до дня обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением, суд считает, что срок на обращение в суд Черкасовым В.И. не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
иск Черкасова Виктора Ивановича удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ялта рассмотреть заявление Черкасова Виктора Ивановича, поступившее 30.04.2014 года в исполком Гурзуфского посСовета (вх. № №) и дать заявителю ответ в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова