Производство № 2-2722/2022
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2022-003099-58)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Козак К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Пластополимер» о понуждении предоставить доступ в помещения,
третье лицо: Товарищество собственников жилья «Дарсан-Палас»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика предоставить должностным лицам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, ОГРН 1149102018691, доступ в помещения цокольного этажа №1-10 в лит. В по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, для проведения обследования.
Требования мотивированы тем, что Инспекция по жилищному надзору Республики Крым в соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации и согласно Положения об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 173 является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный региональный жилищный надзор на территории Республики Крым. Согласно пункту 3.6. Положения, к полномочиям Инспекции относится проведение проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию. 02.08.2021 за вх.№КО-11/5791/г из Министерства Чрезвычайных Ситуаций Республики Крым на рассмотрение Инспекции поступило коллективное обращение ФИО-1, содержащее сведения о нарушениях требований пожарной безопасности в помещении цокольного этажа многоквартирного №<номер> по <адрес>, вследствие чего имеет место угроза для жизни и здоровья жильцов многоквартирного дома. В соответствии с информацией, предоставленной ТСЖ «Дарсан-Палас» правообладателем помещений цокольного этажа № 1-10 в Лит В <адрес> является ООО «НПП «Пластополимер». Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости - помещения цокольного этажа № 1-10 в Лит В <адрес> в <адрес> Республики Крым поставлен на кадастровый учет 20.09.2018 г и ему присвоен кадастровый №<номер>. С целью проверки фактов, изложенных в коллективном обращении ФИО-1 на основании приказа Инспекции от 31.08.2021 № 2935, назначена соответствующая проверка с периодом проведения: начало с 20.09.2021, окончание 24.09.2021. В адрес субъекта проверки - правообладателя помещений цокольного этажа № 1-10 в Лит В <адрес> - ООО «НПП «Пластополимер» заказным письмом с РИО №<номер> по адресу объекта проверки направлено уведомление от 01.09.2021 № 03-07/8355 о необходимости предоставить доступ в помещения в период с 20 сентября по 24 сентября 2021 года, и предложено согласовать точную дату и время проведения проверки и обеспечить доступ в помещения цокольного этажа МКД. Согласно отчета об отслеживании отправления с РПО №29500062585934 02.09.2021 состоялось вручение уведомления адресату. При проведении проверки правообладатель помещений цокольного этажа № 1-10 в Лит В <адрес> - ООО «НПП «Пластополимер» не присутствовал, доступ в помещения для проведения осмотра не предоставил. По результатам проверки составлен Акт проверки от 22.09.2021 № 2121. Акт проверки от 22.09.2021 №2121 направлен ООО «НПП «Пластополимер» письмом от 23.09.2021 № 03-07/8885 по адресу объекта проверки заказной корреспонденцией. На основании приказа Инспекции от 05.10.2021 №3144 назначено проведение повторной проверки. В адрес субъекта проверки - правообладателя помещений цокольного этажа № 1-10 в Лит В <адрес> - ООО «НПП «Пластополимер» заказным письмом с РПО № 29500064278230 по адресу объекта проверки направлено уведомление от 06.10.2021 № 03-07/9108 о необходимости предоставить доступ в помещения в период с 18 октября по 22 октября 2021 года, и предложено согласовать точную дату и время проведения проверки и обеспечить доступ в помещения цокольного этажа МКД. Согласно отчета об отслеживании отправления с РПО №29500064278230 07.10.2021 состоялось вручение уведомления адресату. При проведении проверки правообладатель помещений цокольного этажа № 1-10 в Лит В <адрес> - ООО «НПП «Пластополимер» не присутствовал, доступ в жилое помещение для проведения осмотра не предоставил. По результатам проверки составлен Акт проверки от 25.10.2021 № 2277. Акт проверки от 29.10.2021 №2277 направлен ООО «НПП «Пластополимер» письмом от 29.10.2021 № 03-07/9578 по адресу объекта проверки заказной корреспонденцией. С учетом того, что приказы о проведении проверки направлены в адрес субъекта проверки путем заказной почтовой корреспонденцией по адресу объекта проверки, получение поступающей корреспонденции является обязанностью проверяемого лица, оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, а также отсутствия по этому адресу своего уполномоченного представителя. К сфере прав и законных интересов Инспекции относится, в том числе право на беспрепятственный доступ в жилые помещения для осуществления своих полномочий. Не предоставление доступа в жилое помещение для его обследования на предмет возможного нарушения требований жилищного законодательства в части перепланировки, переустройства или переоборудования может повлечь за собой неблагоприятные последствия для остальных жильцов многоквартирного дома, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Реализовать вышеуказанные полномочия Инспекция может только посредством осмотра жилого помещения. Соответственно не предоставление доступа в жилое помещение препятствует реализации данных полномочий.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, заблаговременно.
Представитель третьего лица просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживал, приложив копию обращения жителей многоквартирного жилого дома в адрес различных органов государственной власти о принятии мер реагирования по нарушениям в помещениях ответчика.
Под надлежащим извещением судом в соответствии с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается возвращение почтовой корреспонденции, направленной по зарегистрированному месту жительства (места нахождения), за истечением срока хранения.
Информация о дате и месте судебного заседания была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с положениями ст. ст. 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилище неприкосновенно и проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан возможно только в установленном законом порядке или на основании судебного решения.
Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
По смыслу данной нормы отсутствует запрет на обеспечение доступа в жилое помещение уполномоченных лиц при отсутствии согласия собственника на основании судебного решения. При этом наличием обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 3 ЖК РФ, суд не связан.
В силу положений статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального государственного жилищного надзора; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
Пунктом 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Исходя из положений п. 6 Положения о государственном жилищном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 73 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее – Положение).
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым (п. 1.1 Положения).
К полномочиям Инспекции относится проведение проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (п. 3.6 Положения).
В связи с реализацией возложенных полномочий Инспекция имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с.п. 3.6 Положения, к полномочиям Инспекции относится проведение проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Согласно п.4.8. Положения Инспекция по жилищному надзору Республики Крым вправе обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу 4.16. Положения государственные жилищные инспекторы при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
б) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа Инспекции о проведении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме - проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
в) выдавать предписания: о прекращении нарушений обязательных требований; об устранении выявленных нарушений; о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов в соответствии с законодательством.
Согласно п. 2.1 Постановления Совета министров Республики Крым от 21 октября 2014 г. N 387 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым» жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым. Положение об Инспекции утверждается Советом министров Республики Крым.
Согласно пункту 2.1. Порядка жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым.
В силу пунктов 4.1.,4.4.2 Порядка государственные жилищные инспекторы являются должностными лицами Инспекции, наделенными полномочиями по осуществлению жилищного надзора на территории Республики Крым и имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа начальника Инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю в пределах своей компетенции.
Порядок проведения внеплановой проверки урегулирован Приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 15 января 2015 года № 5 «Об утверждении административного регламента исполнения Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Крым», в соответствии с которым внеплановая выездная проверка в отношении гражданина проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина.
Согласно п. 24.4 административного регламента, в случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется доступ в помещение, принадлежащее заинтересованному лицу, инспектор уведомляет последнее посредством направления письма с указанием даты и времени проведения проверки, которое направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не менее чем за десять дней до дня проведения проверки или иным доступным способом.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. п. 17, 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25, на собственника возложена обязанность использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ, обеспечивать сохранность жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Судом установлено и следует из материалов дела, ответчик является собственником помещений цокольного этажа №1-10 в лит. В по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Право собственности зарегистрировано 19 октября 2018 года.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе и лит. В, является многоквартирным, находится под управлением третьего лица по настоящему делу – Товарищества собственников жилья «Дарсан-Палас».
Из материалов дела усматривается, что 02 августа 2021 года истцу из Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым поступило коллективное обращение коллективное обращение собственников помещений в приведенном выше многоквартирном жилом доме, содержащее сведения о возможном нарушении требований пожарной безопасности в помещении цокольного этажа многоквартирного.
Приказом истца от 31 августа 2021 года №2935 назначено проведение проверки спорных помещений в период с 20 сентября 2021 года по 24 сентября 2021 года.
01 сентября 2021 года ответчику направлено уведомление № 03-07/8355 о необходимости предоставить доступ в помещения в приведенный период с 20 сентября по 24 сентября 2021 года, предложено согласовать точную дату и время проведения проверки и обеспечить доступ в помещения цокольного этажа МКД.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления №29500062585934 уведомление получено ответчиком 02 сентября 2021 года.
22 сентября 2021 года истцом составлен акт внеплановой выездной проверки спорных помещений, согласно которому представитель ответчика не присутствовал, доступ в помещения для проведения осмотра не предоставил. Из акта следует, что в телефонном режиме представитель ответчика уведомил о невозможности явки на осмотр в связи с нахождением на больничном.
Акт проверки направлен ответчику письмом от 23 сентября 2021 года №03-07/8885, почтовый идентификатор 29500063654219, получен ответчиком 24 сентября 2021 года.
В соответствии с приказом истца от 05 октября 2021 года №3144 назначено проведение повторной проверки в период с 18 октября 2021 года по 22 октября 2021 года.
В адрес ООО «НПП «Пластополимер» направлено уведомление от 06 октября 2021 года №03-07/9108 о необходимости предоставить доступ в помещения в названный период, предложено согласовать точную дату и время проведения проверки и обеспечить доступ в помещения цокольного этажа многоквартирного жилого дома.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор №29500064278230) уведомление получено ответчиком 07 октября 2021 года.
Как следует из акта проверки от 25 октября 2021 года №2277 при проведении проверки ответчик (его представитель) не присутствовал, доступ в жилое помещение для проведения осмотра не предоставил.
Названный акт проверки от 29 октября 2021 года направлен ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления 29 октября 2021 года за исх. №03-07/9578.
Таким образом, порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками Инспекции, извещение дважды направлялось в адрес ответчика по адресу его места нахождения.
С учетом изложенного, исковые требования Инспекции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, они направлены на реализацию предоставленных полномочий в сфере государственного жилищного надзора с целью пресечения нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Пластополимер» о понуждении предоставить доступ в помещения – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Пластополимер», ОГРН 1149102180204, предоставить должностным лицам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, ОГРН 1149102018691, доступ в помещения цокольного этажа №1-10 в лит. В по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, для проведения обследования на предмет возможного нарушения требований жилищного законодательства в части перепланировки, переустройства или переоборудования.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья В.П. Дацюк
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 21 июля 2022 года.