Мотивированное решение составлено 18 сентября 2018 года.
РЕШЕНРР•РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Екатеринбург 13 сентября 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Головой Ю.В., при секретаре Коротаевой Е.Г., с участием представителя административных истцов Бердышевой О.В., представителя административного ответчика Ереминой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермаков В.К., Папашвили Л.А. к начальнику отдела по распоряжению земельными участками Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкиной О.В., Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Ермаков РЎ.Рќ., Папашвили Р›.Рђ. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Министерству РїРѕ управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - РњРЈР“РРЎРћ) Рѕ признании незаконным решения, возложении обязанности. Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… требований административные истцы указали, что являются собственниками жилого РґРѕРјР° СЃ кадастровым номером ***, земельного участка СЃ кадастровым номером ***, площадью 1037 РєРІ.Рј., категории земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования: РїРѕРґ существующий индивидуальный жилой РґРѕРј. Ермаков Р’.Рљ. также является собственником жилого РґРѕРјР° СЃ кадастровым номером ***, площадью 301,3 РєРІ.Рј. Указанные объекты недвижимого имущества расположены РїРѕ адресу: ***. Площадь земельного участка, находившегося РІ фактическом пользовании административных истцов РЅР° протяжении более 30 лет, составляет 2291 РєРІ.Рј. РџРѕ итогам проверки, проведенной Управлением Росреестра РїРѕ Свердловской области, установлено, что административными истцами осуществляется фактическое пользование земельным участком площадью 631 РєРІ.Рј. РІ отсутствие правоустанавливающих документов, административным истцам предписано РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 28.05.2018 оформить правоустанавливающие документы РЅР° данный земельный участок либо освободить его. Также имеется необходимость РІ реконструкции (строительстве РЅРѕРІРѕРіРѕ вместо старого) жилого РґРѕРјР°, 1933 РіРѕРґР° постройки. 16.04.2018 административные истцы обратились РІ РњРЈР“РРЎРћ СЃ заявлением Рѕ перераспределении земельного участка СЃ кадастровым номером ***, находящегося РІ частной собственности, Рё земель, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена. Согласно схеме расположения земельного участка, проектная площадь земельного участка составила 1722 РєРІ.Рј., разработана СЃ учетом границ исходных земельных участков, границ фактического землепользования, Р·Р° исключением береговой линии озера Шарташ. РњРЈР“РРЎРћ принято решение РѕР± отказе РІ перераспределении земельного участка. Решением СЃСѓРґР° РѕС‚ 23.05.2018 указанный отказ признан незаконным. Ответом РЅР° обращение РѕС‚ 15.05.2018 РњРЈР“РРЎРћ отказало административным истцам РІ перераспределении земельного участка повторно. Р’ качестве обоснования отказана указано, что испрашиваемый земельный участок расположен РІ РґРІСѓС… территориальных зонах Р–-2.1 (Р·РѕРЅР° индивидуальных жилых РґРѕРјРѕРІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ типа) Рё Р 1 (Р·РѕРЅР° отдыха населения) (характерные точки 10-11). РљСЂРѕРјРµ того, указано, что формирование земельного участка противоречит требованиям Рє образуемым Рё измененным земельным участкам, так как РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє нерациональному использованию земель, расположен РІ справочной водоохраной Р·РѕРЅРµ озера Шарташ. Административные истцы полагают, что отказ РњРЈР“РРЎРћ является незаконным, немотивированным, основания отказа РЅРµ объективны, РЅРµ основаны РЅР° законе. Земельный участок истцов находится РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–-2.1, РїСЂРё подготовке схемы береговая полоса шириной 20 Рј исключена РёР· испрашиваемого земельного участка, «прирезка» составила 658 РєРІ.Рј. Решением СЃСѓРґР° установлено отсутствие водоохраной Р·РѕРЅС‹ Рё, следовательно, препятствий РІ перераспределении земельного участка. Полагают, что наличие водоохраной Р·РѕРЅС‹ РЅРµ является препятствием для формирования, предоставления земельных участков для РІРёРґР° разрешенного использования: для индивидуальных жилых РґРѕРјРѕРІ. РљСЂРѕРјРµ того, испрашиваемый земельный участок находится РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–-2.1, РЅРѕ пересекает территориальную Р·РѕРЅСѓ Р -1 РЅР° 1.4 РєРІ.Рј., что составляет 0,08% общей площади проектируемого земельного участка. Полагают, что Федеральным законом РѕС‚ 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» РІ таком случае предписано отнесение земельного участка Рє РѕРґРЅРѕР№ территориальной Р·РѕРЅРµ РїСЂРё условии, что семьдесят пять Рё более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно РІ границах определенной территориальной Р·РѕРЅС‹. Поскольку земельный участок административных истцов РЅР° 99,02% относится Рє РѕРґРЅРѕР№ территориальной Р·РѕРЅРµ, данное обстоятельство, РїРѕ мнению административных истцов, РЅРµ может являться основанием для отказа РњРЈР“РРЎРћ РІ перераспределении земельного участка. После решения СЃСѓРґР° РѕС‚ 23.05.2018 РњРЈР“РРЎРћ пересмотрено заявление Ермакова Р’.Рљ. Рё Папашвили Р›.Рђ. Рё РїСЂРёРЅСЏС‚ отказ, РІ котором единственным основанием для отказа является расположение испрашиваемого земельного участка РІ РґРІСѓС… территориальных зонах. РџСЂРё этом земельный участок РЅРµ является изъятым РёР· оборота, ограниченным РІ обороте, РІ отношении него РЅРµ принято решение Рѕ резервировании для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ. Указанным отказом нарушены права Рё законные интересы административных истцов, созданы препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов, Р° именно узаконению фактического сложившегося землепользования. РљСЂРѕРјРµ того, отказ РњРЈР“РРЎРћ РЅРµ позволяет административным истцам произвести РЅРѕРІРѕРµ строительство жилого РґРѕРјР° взамен старого. РќР° основании изложенного, административные истцы РїСЂРѕСЃСЏС‚ признать незаконным отказ РњРЈР“РРЎРћ РѕС‚ 15.05.2018 РІ утверждении схемы расположения земельного участка, Рё РІ заключении соглашения Рѕ перераспределении земель Рё земельного участка СЃ кадастровым номером ***, возложить РЅР° РњРЈР“РРЎРћ обязанность утвердить схему расположения земельного участка Рё заключить СЃ Ермаковым Р’.Рљ., Папашвили Р›.Рђ. соглашение Рѕ перераспределении земельного участка СЃ кадастровым номером *** Рё земель, государственная или муниципальная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена.
Определением от 24.08.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела по распоряжению земельными участками Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкина О.В., в качестве заинтересованного лица – Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Екатеринбурга.
Административные истцы Ермаков В.К., Папашвили Л.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, воспользовались правом на ведение дела через представителя.
Представитель административных истцов Бердышева О.В., действующая на основании доверенности, доводы и требования административного иска поддержала, просила суд его удовлетворить.
Административный ответчик – РњРЈР“РРЎРћ, представил письменный отзыв РЅР° административный РёСЃРє, согласно которому перераспределение земель является СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј образования земельного участка. Отказ РІ предоставлении земельного участка возможен, РІ числе прочего, РІ случае, если имеются основания для отказа РІ утверждении схемы земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ том числе Рё РІ случае разработки схемы расположения земельного участка СЃ нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований Рє образуемым земельным участкам (РїРѕРґРїСѓРЅРєС‚ 3). Само распределение земельных участков допускается РїРѕ соглашению сторон, соответственно, РЅРµ является обязанностью уполномоченного органа осуществить такое перераспределение, РїСЂРё этом перераспределение осуществляется РїСЂРё возможности образования РЅРѕРІРѕРіРѕ земельного участка. РќР° основании изложенного, административный ответчик РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении требований административного РёСЃРєР°.
Представитель административного ответчика Еремина Ю.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на административный иск.
Административный ответчик начальник отдела по распоряжению земельными участками Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкина О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, не просила рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить рассмотрение дела.
Заинтересованное лицо – Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Екатеринбурга - в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, не просило суд рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить рассмотрение дела.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание вышеуказанное положение закона, а также то, что по настоящему делу явка лиц, участвующих в деле, признана необязательной, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, Ермакову В.К. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 301,3 кв.м. по адресу: ***.
Кроме того, Ермакову В.К. и Папашвили Л.А. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом площадью 52,5 кв.м., земельный участок площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***.
16.04.2018 Ермаков Р’.Рљ., Папашвили Р›.Рђ. обратились РІ РњРЈР“РРЎРћ СЃ заявлением Рѕ перераспределении земельных участков, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена, Рё земельного участка, находящегося РІ частной собственности СЃ кадастровым номером *** РїРѕ адресу: ***. Категории земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования: РїРѕРґ существующий РР–Р”.
Ответом на обращение от 15.05.2018 административным истцам отказано в перераспределении земельных участков, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-2.1 (зона индивидуальных жилых домов городского типа) и Р-1 (зона отдыха населения) (характерные точки 10-11). Также формирование земельного участка противоречит требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, установленным пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации – приводит к нерациональному использованию земель (в соответствии с Правилами заявленный земельный участок расположен в справочной водоохраной зоне озера Шарташ).
Оценивая требования административных истцов Рѕ незаконности принятого РњРЈР“РРЎРћ отказа РІ перераспределении земельного участка, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Условия и порядок перераспределения земель регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно части 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 8 вышеуказанной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как следует из отказа в предоставлении земельного участка от 15.05.2018, формирование на испрашиваемой территории земельного участка для индивидуального жилищного строительства приведет к нерациональному использованию земель (находится в справочной водоохраной зоне озера Шарташ), а также границы земельного участка пересекают границы территориальных зон.
Административные истцы полагают, что пересечение границ территориальных зон Ж-2.1 (зона индивидуальных жилых домов городского типа) и Р-1 (зона отдыха населения) составляет 1,4 кв.м., то есть 0,08% площади, что в соответствии с положениями частей 8-11 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» влечет отнесение земельного участка к одной территориальной зоне и не является препятствием для перераспределения земельного участка.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования.
В силу подпункта 2 части 2 вышеуказанной статьи карта градостроительного зонирования включается в Правила землепользования и застройки.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 N 22/83 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» (далее - Правила). Согласно пункту 3 указанного решения Правила вступают в силу и действуют с момента их официального опубликования, то есть с 29.06.2018.
Как следует из сведений из карты градостроительного зонирования, представленной в судебное заседание представителем Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Екатеринбурга, в настоящее время практически полностью испрашиваемые административными истцами земельные участки расположены в зоне Р-1 (зона отдыха населения). Указанное обстоятельства представителем административных истцов не оспаривалось.
Статьей 35 Правил установлены РІРёРґС‹ разрешенного использования земельного участка, расположенного РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р -1, РїСЂРё этом разрешается возведение объектов, РЅРµ являющихся объектами капитального строительства, что исключает использование указанного земельного участка для целей РР–РЎ Рё, следовательно, возведения РЅР° нем жилого РґРѕРјР°.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации суды не вправе подменять государственные органы или выполнять их функции.
Таким образом, решением СЃСѓРґР° РЅР° РњРЈР“РРЎРћ РЅРµ может быть возложена обязанность РїРѕ утверждению схемы расположения земельного участка Рё заключению СЃ Ермакова Р’.Рљ. Рё Папашвили Р›.Рђ. соглашения Рѕ перераспределении земельного участка административных истцов Рё земель, государственная или муниципальная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена, поскольку указанный СЃРїРѕСЃРѕР± восстановления нарушенного права представлял Р±С‹ СЃРѕР±РѕР№ вмешательство РІ компетенцию государственного органа.
Таким образом, суд может возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав административных истцов путем повторного рассмотрения их обращения.
Вместе с тем, повторное рассмотрение обращения административных истцов не повлечет восстановление их нарушенного, по их мнению, права, поскольку применительно к действующим Правилам землепользования и застройки имеются препятствия для перераспределения земельного участка, принадлежащего административным истцам, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в виде пересечения территориальных зон.
Правила землепользования и застройки от 19.06.2016 действовали на момент обращения в суд административных истцов с административным иском (08.08.2018), однако административными истцами не приведено доводов об отсутствии препятствий в перераспределении земельного участка применительно к действующим Правилам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШРР›:
административные исковые требования Ермаков В.К., Папашвили Л.А. к начальнику отдела по распоряжению земельными участками Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкиной О.В., Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Голова