Решение по делу № 2а-216/2020 от 17.02.2020

84RS0001-01-2020-000130-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2020 года                     г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,

при секретаре Портнягиной Ю.Ю.,

с участием представителя административного истца – помощника Норильского транспортного прокурора Лямзина А.А.,

представителя административного ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Головнева М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-216 по иску Норильского транспортного прокурора к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере проведено обследование аэродрома «Хатанга», по результатам которого выявлены нарушения природоохранного законодательства, угрожающие безопасности полетов, а именно, установлена несанкционированная свалка в границах земельного участка с координатами 71°58'44"N / 102°32'59"Е, 71°58'42"N / 102°33'17"Е, 71°58'39"N / 102°33'06"Е, 71°58'40"N / 102°33'10"Е. По данным публичной кадастровой карты, указанный земельный участок имеет кадастровый номер 84:05:0020205:1880, общую площадь 20 064 кв.м., находится по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, с.п. Хатанга, является собственностью публично-правовых образований. Несанкционированная свалка включает в себя отходы жизнедеятельности, в том числе, пищевые остатки, бетонные плиты, отходы в виде полиэтиленовых и картонных упаковок, пластиковые, металлические профили и предметы, стеклянные бутылки, вышедшая из употребления мебель, порубочные остатки, металлические трубы, иные металлические отходы и т.д. Расстояние от контрольной точки взлетно-посадочной полосы до свалки составляет около 2-х километров, что не отвечает установленным требованиям, обеспечивающим безопасность полетов вблизи 6-й подзоны приаэродромной территории аэродрома «Хатанга». По мнению истца, поскольку, в силу действующего законодательства участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к полномочиям муниципального района, то ответственным органом по устранению несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов является администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. По выявленным нарушениям закона прокурор реагировал представлением от 06.12.2019, которое направлялось в адрес главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В ответ на акт прокурорского реагирования администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района направлен протокол рассмотрения указанного представления, при этом, сведений о производстве конкретных мероприятий по устранению выявленных прокурором нарушений при рассмотрении представления не приведено. Формальное отношение администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к требованиям действующего законодательства, в части непринятия достаточных мер по ликвидации несанкционированного места скопления отходов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ввиду их длительного накопления, создает сложную орнитологическую обстановку вблизи взлетно-посадочной полосы аэродрома «Хатанга», приводит к увеличению концентрации птиц в пределах 6-й подзоны приаэродромной территории, а также в зоне маневрирования воздушных судов, что, как следствие, может стать причиной столкновения воздушных судов с птицами, создать угрозу аварии или иной чрезвычайной ситуации. В этой связи, с учетом уточнений, Норильский транспортный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, выразившееся в непринятии достаточных мер для ликвидации несанкционированного места (свалки) скопления отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 84:05:0020205:1880, имеющего географические координаты 71°58'44"N / 102°32'59"Е, 71°58'42"N / 102°33'17"Е, 71°58'39"N / 102°33'06"Е, 71°58'40"N / 102°33'10"Е, расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долго-Ненецкий район, с. Хатанга и возложить на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края обязанность в срок до 30 сентября 2020 года ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку отходов, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, производственных и иных отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями природоохранного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Норильского транспортного прокурора Лямзин А.А., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, Головнев М.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном возражении на иск, где указано, что, в соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В соответствии с п. 2 «Правил установления приаэродромной территории», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается: а) в отношении аэродромов государственной авиации - министерством обороны Российской Федерации; б) в отношении аэродромов экспериментальной авиации - министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в) в отношении аэродромов гражданской авиации - федеральным агентством воздушного транспорта. То есть, приаэродромная территория для «Аэропорта «Хатанга» должна быть установлена решением федерального агентства воздушного транспорта. Транспортный прокурор, обращаясь с указанным административным иском, не представил решение федерального агентства воздушного транспорта об установлении приаэродромной территории «Аэропорта «Хатанга», в связи с чем, транспортным прокурором не доказана необходимость применения положений статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и других подзаконных актов к «Аэропорту «Хатанга». Из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, следует, что действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Учитывая, что нарушения действующего законодательства на транспорте, угрожающие безопасности полетов отсутствуют, то, по мнению административного ответчика, нет оснований для удовлетворения административного иска. Нарушение природоохранного законодательства за пределами «Аэропорта «Хатанга» не поднадзорно транспортному прокурору (Приказ Западно-Сибирской транспортной прокуратуры № 20 от 01.04.2014). В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов. В соответствии с абз. 2 ст. 6 указанного закона - проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами. В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Закона, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий. Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16). В силу ст. 51 указанного Федерального закона такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Положениями ст. ст. 3, 5 - 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В этой связи, представитель ответчика просил суд в удовлетворении административного искового заявления норильского транспортного прокурора отказать в полном объеме.

Представитель федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» в судебное заседание не явился, суду представлен отзыв на иск, в котором указано, что, в соответствии с п. «д» ч. 3 Правил выделения приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017, шестая подзона приаэродромной территории устанавливается на расстоянии 15 км. от контрольной точки аэродрома. Также п. «е» ч. 2 указанных Правил установлено, что, в границах шестой подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Таким образом, из действующего законодательства следует, что величина шестой подзоны - фиксированная величина, которая является неизменной. И установление приаэродромной территории или неустановление приаэродромной территории не повлияет на тот факт, что на расстоянии 15 км. от контрольной точки аэродрома запрещено размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Свалка, указанная в административном исковом заявлении, расположена на территории 2 км. от взлетно-посадочной полосы. Характер отходов, размещаемых на этой свалке (преимущественно пищевые отходы), способствуют привлечению и скоплению птиц. Таким образом, размещение этой свалки не соответствует нормам действующего законодательства РФ, в том числе, в части обеспечения безопасности полетов. При этом, наличие или отсутствие закрепленной приаэродромной территории не исключает тот факт, что на указанной в административном исковом заявлении свалке в большом количестве собираются птицы. При этом маршруты перелетов птиц от свалки к водоемам и обратно пересекаются с маршрутами движения воздушных судов, что увеличивает риск столкновения птиц с воздушным судном и может привести к возникновению авиационных катастроф. ФКП «Аэропорты Красноярья» принимает все возможные меры, направленные на обеспечение безопасности полетов и стабилизации орнитологической обстановки вблизи территории аэродрома: предприятием закуплены пропановые пушки и биоакустические установки для отпугивания птиц, однако, все меры предприятия не будут иметь никакого результата в случае, если несанкционированная свалка не будет ликвидирована и будет увеличиваться в размерах. По мнению ФКП «Аэропорты Красноярья», выводы Норильской транспортной прокуратуры о том, что, органом, ответственным за устранение указанной в иске несанкционированной свалки является администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, являются правильными. Данный вывод административного истца подтверждается ответом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в соответствии с которым ликвидация несанкционированных свалок является обязанностью собственника земельного участка. На основании вышеизложенного ФКП «Аэропорты Красноярья» просит удовлетворить требования Норильского транспортного прокурора в полном объеме.

Представитель привлеченного к участию в деле министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Тимофеева К.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела министерство уведомлено надлежащим образом, суду представлены письменные возражения на административное исковое заявление, где указано, что, министерство с предъявленными к нему административными исковыми требованиями не согласно. Земельный участок с кадастровым номером 84:05:0020205:1880, на котором была выявлена спорная свалка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Несанкционированная свалка находится в границах приаэродромной территории аэродрома «Хатанга». Правовые основы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Красноярского края или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Законом Красноярского края от 10.02.2000 № 9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статьей 5 Закона края № 9-631 определено, что, границы зон чрезвычайных ситуаций межмуниципального и краевого характера определяются руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с правительством края. Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативным правовым актом правительства края по согласованию с главным управлением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация. Статьей 7.1 Закона края № 9-631 установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края или отдельных муниципальных образований края граждане и организации обязаны исполнять правила поведения, установленные губернатором края в соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и настоящим Законом. В свою очередь, в административном исковом заявлении административным истцом не приведено каких - либо доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нахождение несанкционированной свалки в границах приаэродромной территории аэродрома «Хатанга» влечет за собой введение режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, в том числе не указаны границы зон чрезвычайных ситуаций межмуниципального и краевого характера, определенные руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций и согласованные с правительством края. Относительно полномочий министерства по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, сообщает, что, приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451 -од (в ред. от 29.10.2019 № 77-1795-од) утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края. Территориальная схема - это стратегический документ, в котором экономически обоснованно выстроена оптимальная транспортная логистика потоков отходов на территории края и определена зона деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В 2018 году министерством проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Таймырской технологической зоны Красноярского края, по результатам которого с победителем ООО «РостТех» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Таймырской технологической зоны Красноярского от 10.08.2018 № 14. В соответствии с требованиями федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляют сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствующей определенной Территориальной схемой зоне деятельности. Таким образом, министерством реализовано свое полномочие по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, предусмотренное законодательством об отходах производства и потребления. При условии наличия собственника земельного участка и или лиц, не являющихся собственниками, но осуществляющими распоряжение или пользование спорными участками, обязанность по проведению мероприятий по охране земель, в том числе по предотвращению их загрязнения, иного негативного воздействия, в том числе от отходов производства и потребления возлагается именно на таких лиц. Как следует из ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Частью 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Из взаимосвязи вышеуказанных правовых норм следует, что на собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора возлагается обязанность не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы при их использовании. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Пунктом 2 ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Соответственно, в случае, если земельный участок расположен на территории какого - либо сельского поселения, входящего в состав Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района или на межселенной территории - правомочия собственника в отношении таких участков осуществляет орган местного самоуправления муниципального района - администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Кроме того, как следует из административного искового заявления, территория, на которой выявлена несанкционированная свалка, попадает в границы приаэродромной территории аэродрома «Хатанга». В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд. Соответственно, обязанность устранить нарушения, установленные на приаэродромной территории возлагается на орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В том числе, пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Для признания факта наличия в действиях администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района бездействия, а именно непринятия мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки следует установить, не сдан ли спорный земельный участок в аренду или пользование. Кроме того, учитывая, что на спорном земельном участке расположен аэропорт «Хатанга» представляется справедливым, что оператор (собственник) аэропорта также несет ответственность за состояние приаэродромной территории, находящегося в его ведении объекта. При этом, из рассматриваемого административного искового заявления следует, что решением Дудинского районного суда от 22.09.2014 по иску Норильского транспортного прокурора на администрацию сельского поселения Хатанга возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии около 500 метров в юго-восточном направлении от взлётно-посадочной полосы и на расстоянии 500 метров в восточном направлении от взлетно-посадочной полосы аэропорта «Хатанга» (кадастровый номер спорного земельного участка 84:05:0020205:1880). По указанному судебному решению согласно доводам административного истца 18.08.2015 исполнительное производство окончено фактическим исполнением и административный истец настаивает на том, что ныне выявленная несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером 84:05:0020205:1880 образовалась в период с 2016 по 2019 годы. В свою очередь, объективных доказательств, свидетельствующих о том, то спорная свалка не является той самой свалкой, по которой состоялось решение Дудинского районного суда от 22.09.2014 не представлено, материалы исполнительного производства, подтверждающие фактическое исполнение требований исполнительного документа с актом осмотра местности от 18.08.2015 и фото фиксацией не представлены. Учитывая изложенное, представитель просит суд отказать в удовлетворении административных    исковых требований Норильской транспортной прокуратуры к министерству в полном объеме.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело при имеющейся явке сторон.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив по правилам ст. 60-61 КАС РФ представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации, организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, утверждены правила выделения на приаэродромной территории подзон.

В соответствии с пп. «е» п. 2 правил, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Согласно с пп. «д» п. 3 правил, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Из положений п. 8.24 федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом минтранса России от 31.07.2009 № 128, следует, что, орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию.

В силу п. 4.2.1 руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209, все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на две группы: проводимые на аэродромах и на приаэродромной территории.

Пунктом 4.2.3 указанного выше руководства предусмотрено, что, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется, как правило, работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. К таким мероприятиям, помимо прочих, относится ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлетно-посадочную полосу и подходы к ней.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения», приаэродромная территория является прилегающим к аэродрому участком земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 1 вышеназванного Федерального закона определено, что, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под твердыми коммунальными отходами - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

К вопросам местного значения сельского поселения деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов Федеральным законом № 131-ФЗ не отнесена (ч. 1, 3 ст. 14 закона).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи (в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов), на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что Норильской транспортной прокуратурой проведено обследование аэродрома «Хатанга», в результате которого установлена несанкционированная свалка в границах земельного участка с координатами 71°58'44"N / 102°32'59"E, 71°58'42"N / 102°33'17"Е, 71°58’39"N / 102°33'06"Е, 71°58'40"N / 102°33’10"E, что подтверждается представленными фотографиями (л.д. 90-97), актом проверки от 26.10.2019 (л.д. 89).

По данным публичной кадастровой карты, а также из выписки из ЕГРН следует, что, указанный выше земельный участок имеет кадастровый номер 84:05:0020205:1880, общую площадь 20064 кв.м., находится по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано - Ненецкий район, с.п. Хатанга, является собственностью публично-правовых образований (л.д. 50, 51).

Из письма начальника управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района № 3040 от 25.11.2019 следует, что, земельный участок с кадастровым номером 84:05:0020205:1880 относится к неразграниченным землям государственной собственности. В настоящее время земельный участок не предоставлен (л.д. 65).

Как видно из материалов дела, в частности из представленных административным истцом фотографий, указанная выше несанкционированная свалка состоит из пищевых отходов, бетонных плит, полиэтиленовых и картонных упаковок, пластиковых, металлических профилей и предметов, стеклянных бутылок, вышедшей из употребления мебели, порубочных остатков, металлических труб, иных металлических отходов и т.д. (л.д. 90-97).

Согласно представленным истцом спутниковым фотоснимкам (л.д. 46-49), расстояние от контрольной точки взлетно-посадочной полосы до свалки составляет менее 2 километров, что не отвечает установленным требованиям обеспечивающим безопасность полетов вблизи шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома «Хатанга».

Факт существования данной свалки в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался, что позволяет прийти к выводу о том, что со стороны администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, как органа местного самоуправления, не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории данного муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 08.06.2015), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к названному выше пункту, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

При этом, наличие самой несанкционированной свалки свидетельствует о необходимости со стороны муниципального района организовать не только процедуру сбора и транспортирования отходов, чем ограничиваются в соответствии с приведенным законом Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вопросы местного значения сельского поселения, но и обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение отходов этой свалки. При этом ответчик доводов о том, что указанная свалка не находится на земельном участке, не входящим в территорию Таймырского муниципального района или не принадлежащем району, не привел, доказательств не представил.

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами только на территории соответствующего муниципального образования.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).

Положениями статей 3, 5 - 7 вышеназванного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодательно предусмотрено взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.

Перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

Поскольку в силу действующего законодательства организация утилизации и переработки твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципального района, то ответственным органом по устранению несанкционированной свалки отходов, является администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

Скопление бытовых отходов в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы создает реальную возможность наступления необратимых последствий в виде авиакатастроф с многочисленными человеческими жертвами, что нарушает право граждан - пассажиров воздушного транспорта на жизнь и здоровье, гарантированное ст. 20 Конституции Российской Федерации. Запрет на размещение мест выбросов отходов установлен федеральным законодательством, носит императивный характер, и направлен на то, чтобы исключить любую возможность отрицательного влияния на безопасность полетов и возникновения угрозы жизни множества людей, причинения не просто существенного, а невосполнимого вреда.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

    Таким образом, обращение Норильского транспортного прокурора в суд с указанным административным иском является законным и обоснованным, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора о возложении на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Также, суд находит обоснованными административные исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, выразившегося в непринятии достаточных мер для ликвидации несанкционированного места (свалки) скопления отходов, поскольку, 06.12.2019 прокурором в адрес главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края направлялось представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, однако, действенных мер по устранению выявленных прокурором нарушений, ответчиком, до обращения прокурора в суд с настоящим административным иском, принято не было.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    

    Исковое заявление Норильского транспортного прокурора к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, выразившееся в непринятии достаточных мер для ликвидации несанкционированного места (свалки) скопления отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 84:05:0020205:1880, имеющего географические координаты 71°58'44"N / 102°32'59"Е, 71°58'42"N / 102°33'17"Е, 71°58'39"N / 102°33'06"Е, 71°58'40"N / 102°33'10"Е, расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долго-Ненецкий район, с. Хатанга.

Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края в срок до 30 сентября 2020 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 84:05:0020205:1880, имеющую географические координаты 71°58'44"N / 102°32'59"Е, 71°58'42"N / 102°33'17"Е, 71°58'39"N / 102°33'06"Е, 71°58'40"N / 102°33'10"Е, расположенную по адресу: Красноярский край, Таймырский Долго-Ненецкий район, с. Хатанга, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, производственных и иных отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями природоохранного законодательства.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья         А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2020.

2а-216/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Норильский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация ТДНМ района
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Другие
ФКП "Аэропорты Красноярья"
АО "КрасАвиа"
Суд
Байкитский районный суд Красноярского края
Судья
Васильев Алексей Васильевич
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация административного искового заявления
18.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее