Дело № 5-208/2021
УИД 22RS0069-01-2021-000404-95
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Барнаул, ул. Г.Исакова, 204 01 февраля 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края Золотарев В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Герасимова В.С., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
31 января 2021 года в период времени с 13 часов 40 минут до 14 часов 05 минут Герасимов В.С. в составе группы лиц добровольно принимал участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичном мероприятии в форме шествия, следуя по пр. Ленина от здания № ... к зданию ... по /// в ///, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, а именно в поддержку гр. А., при этом участники данного шествия скандировали лозунги следующего содержания: <данные изъяты>, информируя тем самым о целях данного шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме, в нарушение требований пунктов 1-3 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Данное несанкционированное публичное мероприятие проходило в форме шествия 31 января 2021 года в период с 12 часов 30 минут до 15 часов 30 минут от пл. Советов до пл. Свободы в г. Барнауле и обратно. В ходе шествия его участниками создавались помехи движению пешеходов при движении организованной колонной по тротуарам /// и ///, тем самым создавая препятствие движению пешеходов по тротуарам. Окончилось шествие организованной колонны на пл. Советов (///).
Заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Барнаулу СП высказывалось законное требование участникам несанкционированного публичного мероприятия прекратить противоправные действия и разойтись с места проведения публичного мероприятия с разъяснением административной ответственности за нарушение действующего законодательства в указанной сфере.
Администрацией г. Барнаула названное публичное мероприятие не согласовывалось, соответствующее уведомление в порядке статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в администрацию г. Барнаула не поступало.
По данному факту старшим инспектором отделения ИАЗ отдела полиции по /// УМВД России по г. Барнаулу Е. 01 февраля 2021 года составлен протокол об административном правонарушении АА № 865542/289. Действия Герасимова В.С. административным органом квалифицированы по части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Герасимов В.С. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что действительно добровольно участвовал в шествии в поддержку гр. Навального, перемещался по тротуару пр. Ленина в потоке людей, при этом никаких правонарушений он не совершал, шествие совершал мирно, препятствий в движении кому-либо не допускал.
Защитник Герасимова В.С. – адвокат Харламова А.И. в судебном заседании позицию своего подзащитного поддержала, дополнительно указав, что в действиях Герасимова В.С. отсутствует состав рассматриваемого административного правонарушения, поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободно и мирно выражать свое мнение, кроме того, Герасимов В.С. препятствий кому-либо не чинил, нарушений общественного порядка не допускал. Просила производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Герасимова В.С. и его защитника Харламову А.И., судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия названным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ закреплены обязанности участника публичного мероприятия, в том числе выполнения всех законных требований организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдения общественного порядка; соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 31 января 2021 года в период времени с 13 часов 40 минут до 14 часов 05 минут Герасимов В.С. в составе группы лиц добровольно принимал участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в форме шествия, следуя по /// от здания ... до здания ... по /// в ///, что повлекло создание помех движению пешеходов по тротуарам /// и /// в ///.
Факт совершения Герасимовым В.С. рассматриваемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, в котором зафиксированы обстоятельства правонарушения (л.д. 2-3); рапортами старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Барнаулу Т. и участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаулу Ри., согласно которым в указанное время и указанном месте при осуществлении охраны общественного порядка при проведении несанкционированного публичного мероприятия в поддержку гр. А. на территории г. Барнаула ими был установлен Герасимов В.С., который в составе группы лиц добровольно принимал участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в форме шествия, следуя по /// от здания № ... до здания № ..., что повлекло создание помех движению пешеходов по тротуарам /// и /// в /// (л.д. 6, 7); копиями объяснений свидетелей С., Бл., Р., Б. и Л. о препятствии им свободному проходу в результате проводимых при указанных обстоятельствах митинга и шествия (л.д. 17-21); информацией комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула от +++ о согласованных публичных мероприятиях на территории г. Барнаула в период +++-+++, согласно которому шествие в поддержку А. не согласовывалось (л.д. 15-16); рапортом оперуполномоченного отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Барнаулу К. об обстоятельствах задержания Герасимова В.С. (л.д. 5); видеозаписями с места правонарушения, подтверждающими проведение публичного мероприятия в виде шествия (л.д. 22), а также письменным объяснением Герасимова В.С. об обстоятельствах его участия в шествии (л.д. 8).
Названные доказательства получены в установленном действующим законодательством об административных правонарушениях порядке, являются относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными для установления состава правонарушения. Изложенные в рапортах сотрудников полиции обстоятельства правонарушения согласуются между собой и с иными материалами дела, в том числе с пояснениями самого Герасимова В.С.. Оснований для признания какого-либо доказательства недопустимым не имеется.
При таких обстоятельствах судья находит вину Герасимова В.С. в совершении рассматриваемого административного правонарушения установленной и доказанной.
Герасимов В.С., принимая участие в несанкционированном шествии, повлекшем создание помех движению пешеходов, совершил тем самым административное правонарушение, квалифицируемое как участие в несанкционированном шествии, повлекшем создание помех движению пешеходов, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника Харламовой А.И. о том, что Герасимов В.С. имел право в соответствии с Конституцией Российской Федерации свободно и мирно выражать свое мнение, а также о том, что Герасимов В.С. препятствий в движении кому-либо не чинил, не могут быть приняты судьей во внимание как исключающие в его действиях состав рассматриваемого правонарушения в связи со следующим.
Диспозиция части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит в качестве объективной стороны правонарушения прямого указания на то, что непосредственно само лицо, участвующее в несанкционированном публичном мероприятии, привлекаемое впоследствии за это к административной ответственности, создает своими действиями помехи, в том числе, транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу к объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Юридически важным для квалификации по части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является участие в несанкционированном публичном мероприятии, которое (само мероприятие, а не конкретный его участник) повлекло за собой создание указанных помех.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, её статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии в форме шествия, проводимом в нарушение требований Федерального закона № 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении прав Герасимова В.С. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Согласно сведениям информационной базы данных МВД РФ (СООП) ранее Герасимов В.С. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, не привлекался (л.д. 12).
При назначении Герасимову В.С. административного наказания судьей в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судьей признается впервые совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
Оснований для признания в качестве смягчающих административную ответственность каких-либо иных обстоятельств судья не усматривает.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что для достижения цели административного наказания, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, Герасимову В.С. возможно назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Герасимова В.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Сумма административного штрафа подлежит внесению или перечислению лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:
Наименование получателя: <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа представить в Ленинский районный суд г. Барнаула (каб. № 101) по адресу: г. Барнаул, ул. Г.Исакова, 204.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении указанного срока, изготавливается второй экземпляр постановления, который направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Судья В.В. Золотарев