Решение по делу № 2-570/2022 от 04.07.2022

Дело № 2-570/2022

89RS0007-01-2022-001405-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО                                                                                       27 июля 2022 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Калмынкиной Н.В., с участием прокурора Гонтарь А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-570/2022 по исковому заявлению прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Пуровского района, Администрации пгт. Уренгой о возложении обязанности определить разумный срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> и провести мероприятия по их отселению, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью «ТазСпецСервис»,

установил:

прокурор Пуровского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором сообщил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства, в ходе которой выявлено, что распоряжением администрации п. Уренгой от 25.05.2021 № 189 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>- признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения проживающих в нем граждан до 31.12.2030. Однако установленный срок отселения граждан, по мнению прокурора, нельзя признать разумным, поскольку существует угроза обрушения многоквартирного дома, в связи с чем, имеется реальная угроза для жизни и здоровья граждан.

На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Пуровского района в лице администрации пгт. Уренгой в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и в определенный разумный срок провести мероприятия по их отселению.

Помощник прокурора Гонтарь А.О. в судебном заседании поддержала иск по изложенным в нем доводам и основаниям, дополнительно пояснив, что жилые дома, признанные аварийными, расселяются в зависимости от технического состояния дома. В настоящий момент существует угроза обрушения дома. Согласно практике Верховного суда РФ, если дом не включен ни в адресную программу, то расселение собственников осуществляется путем предоставления выкупной цены за изымаемое жилое помещение. Прокуратура Пуровского района пыталась решить вопрос по сокращению сроков расселения, вносились протесты. Администрацией никаких мер по устранению нарушений не принято. Максимальный срок расселения дома составляет 5 лет, администрацией срок установлен в 8 лет, прокурор считает этот срок не разумным, в связи с чем просит удовлетворить исковое заявление.

Ответчики администрация Пуровского района и администрация пгт. Уренгой при надлежащем извещении в заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика администрации Пуровского района в возражениях на иск просили в удовлетворении иска прокурора отказать, ссылаясь на то, что обязанность по регулярному осмотру общего имущества дома лежит на управляющей компании, она же вправе при необходимости ставить на разрешение собрания собственников вопросы о проведении необходимого ремонта общего имущества дома. В программу переселения граждан на 2019-2025 годы данный дом не внесен, планируется включить его в формируемый перечень домов для включения в новую комплексную программу по переселению граждан на 2025 -2028 г.г. Решение об изъятии земельного участка под жилым домом и жилых помещений не принято. Установленный срок для расселения является крайним и реален для исполнения всех необходимых мероприятий. Собственники жилых помещений не лишены права на предоставление им маневренного фонда. Вместе с тем необходимо учесть проблему наличия в Пуровском районе большого количества аварийного жилья и жилья с большим физическим износом. Для строительства новых домов необходимо высвобождение земельных участков от других ранее признанных аварийными и подлежащими сносу домов. Более того срок строительства любого многоквартирного дома составляет 3-4 года. Кроме того имеет место проблема с поиском подрядчиков для строительства домов, поскольку подрядчикам из-за отдалённого местоположения района экономически не выгодно строительство. Все эти обстоятельства учитываются органом местного самоуправления при установлении срока расселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Оценив доводы иска, заслушав устные объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом администрации пгт. Уренгой от 25.05.2021 № 189 жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>,- признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения проживающих в указанном многоквартирном доме граждан до 31.12.2030.

Указанный срок расселения граждан прокурор считает неразумным, определенным без учета технического состояния дома, а в частности угрозы обрушения дома, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Исполняющим обязанности прокурора Пуровского района главе администрации пгт. Уренгой внесены протест и представление об изменении ранее установленного срока отселения граждан и установлении нового срока - до 31.12.2023.

В письмах от 06.04.2022 и 27.04.2022 глава администрации пгт. Уренгой сообщил о невозможности удовлетворения представления и протеста прокурора.

Разрешая требования прокурора по существу, суд руководствуется следующим.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту - Положение).

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности с учетом того, что состояние дома не улучшается.

Из технического заключения № 210307-а, составленного ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.» по результатам обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - следует, что в результате обследования, по состоянию на 19 марта 2021 г., установлено, что строение по своему текущему состоянию не соответствует следующим требованиям, предъявляемых к многоквартирному жилому дому, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом":

- обследуемое здание эксплуатируется уже более 32-х лет. Основанием для признания здания аварийным является ухудшение технического состояния несущих конструкций и конструктивных элементов, в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока эксплуатации здания, что ведет к снижению до недопустимого уровня надежности строения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания. В здании нарушена жесткость несущих конструктивных элементов, следовательно, происходят потери их несущей способности. Следовательно, не обеспечивается безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования в помещениях жилого дома;

- потеря пространственной жесткости ведет к неравномерной деформации здания, вызывает потерю несущими конструктивными элементами соосности и вертикальности, что значительно уменьшает площадь опирания конструкций перекрытия на стены здания, что может привести к обрушениям ограждающих конструкций стен и перекрытий. Выявленные деформации несущих конструкций фундаментов, перекрытий, стен, создают угрозу обрушения здания;

- не обеспечивается удобство и безопасность передвижения во входных группах: разнонаправленные уклоны пола, с отклонениями от горизонтальной оси в результате неравномерной осадки конструкций оснований и фундаментов, и образование наледи на поверхности пола в результате недостаточной теплоизоляции помещений, в том числе из-за щелей в местах сопряжения цокольного перекрытия и ограждающих конструкций, что приводит к риску получения травм жильцами многоквартирного жилого дома.

- в холодный период года не обеспечивается нормальный температурно-влажностный режим отапливаемых помещений. Выявленные дефекты (щели в местах сопряжения ограждающих конструкций наружных и внутренних стен с цокольным и чердачным перекрытиями) способствуют проникновению холода и, местами, к образованию наледи, изморози на поверхности отделочных материалов в помещениях жилого дома;

- жилые помещения не защищены от проникновения дождевых, талых и грунтовых вод, что приводит к затоплениям чердачного пространства и помещений, находящихся под ним, и цокольного пространства, что ведёт к дополнительному увлажнению грунтов основания, а также снижению прочности и несущей способности оснований и конструкций фундаментов, и к разрушению конструктивных элементов свай, фундаментных балок, прогонов, цокольных перекрытий с подшивкой в результате увлажнения и появления грибковых образований гнили и плесени на деревянных элементах;

- в связи с нарушениями целостности системы трубопроводов системы канализации (выявлены протечки), происходит затопление цокольного пространства сточными водами, о чём свидетельствует наличие сточных вод в цокольном пространстве;

- наличие грибковых образований гнили и плесени, вредные испарения сточных вод из цокольного пространства, в жилых помещениях жилого дома, также создают угрозу здоровью проживающих в доме граждан;

- восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта следует считать экономически нецелесообразным и финансово неэффективным. Кроме того, объемно-планировочные и конструктивные решения жилого дома морально устарели и не соответствуют действующим нормативам и требованиям безопасности (требуется полная замена всех несущих конструкций). Кроме того, при организации работ по капитальному ремонту строения, при замене несущих и ограждающих конструкций возможно перераспределение или возникновение дополнительных нагрузок, которые способны привести к ускоренному развитию дефектов и деформаций, что может привести к полному разрушению жилого дома.

Согласно заключению, существует угроза обрушения конструкций многоквартирного жилого дома. Многоквартирный жилой дом характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими о наличии оснований для отнесения его к категории фактического технического состоянии строения - аварийный и подлежащий сносу.

По результатам расчётов определено: накопленный износ здания составляет: 83 % в том числе, фактический физический износ - 71 %, восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта, следует считать нецелесообразным и неэффективным.

Согласно письму ООО «ТазСпецСервис», работы по усилению, ремонту несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не проводились.

В силу вышеизложенного следует признать, что аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем, установленный приказом администрации пгт. Уренгой от 25.05.2021 № 189 срок отселения из указанного дома граждан до 31 декабря 2030 года не отвечает требованиям разумности, поскольку не в полной мере были учтены его износ, заключение компетентного учреждения о состоянии, факт того, что дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создают реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц.

При этом суд учитывает, что на сегодняшний день решение об изъятии земельного участка и расположенных на нем жилых помещений не принято, уведомления об изъятии собственникам жилых помещений собственникам не направлены. Кроме того в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, потому суд не вправе самостоятельно устанавливать срок для отселения граждан.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 440-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа», муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.

Со дня вступления в силу названного закона - 23.04.2020, муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур и Пуровский район утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).

Как указано в Уставе муниципального образования муниципальный округ Пуровский район, утвержденном решением Думы Пуровского района от 22.10.2020 № 446, муниципальный округ Пуровский район имеет собственную территорию, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 1 ст. 5 Устава).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального округа Пуровский район является администрация Пуровского района (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава, ч. 3 ст. 3 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).

Администрация поселка городского типа Уренгой (далее – Администрация поселка) является территориальным структурным подразделением Администрации Пуровского района и осуществляет на территории поселка городского типа Уренгой (далее – населенный пункт) часть функций Администрации Пуровского района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа и Положением об Администрации поселка городского типа Уренгой, утвержденным решением Думы Пуровского района от 22 октября 2020 года № 68 (далее – Положение) (пункт 1.1 Положения ).

Согласно подпункту 24 пункта 2.2.4 Положения Администрация поселка в области градостроительной деятельности, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения, транспорта, строительства, жилищной политики, инженерных коммуникаций: принимает решение о признании в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, расположенных на территории населенного пункта, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Пуровского района, Администрации пгт. Уренгой о возложении обязанности определить разумный срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> и провести мероприятия по их отселению удовлетворить.

Обязать Администрацию Пуровского района в лице Администрации пгт. Уренгой в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и в указанный определённый разумный срок провести мероприятия по их отселению.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 03 августа 2022 года.

Председательствующий                 подпись                             М.В. Сологуб

2-570/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пуровского района
Ответчики
Администрация МО Пуровский район
Администрация п. Уренгой
Другие
ООО "ТазСпецСервис"
Суд
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Сологуб Марина Владимировна
Дело на странице суда
purovsky.ynao.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2022Судебное заседание
27.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее