Решение по делу № 2-4/2024 (2-289/2023;) от 03.11.2023

Дело № 2-4/2024 (2-289/2023)

75 RS 0006-01-2023-000658-21

    РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    село Акша    18 января 2024 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ленхобоева Ц.Г., при секретаре Зимановской Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Акшинская ЦРБ», Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании обеспечить доступность зданий больницы для маломобильных групп населения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Акшинского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что в ходе проверки исполнения законодательства при оказании медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе при предоставлении медицинских и социальных услуг, в отношении ГУЗ «Акшинская ЦРБ» установлено, что здания ГУЗ «Акшинская ЦРБ» и помещения в них не в полной мере соответствуют требованиям доступности для инвалидов – ширина дверного проема входа в здание детского стационарного отделения ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 0,7м (то есть менее 0,8м), высота порога на входе в санузел детского стационарного отделения ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 0,08м. (то есть более 0,014 м.), высота порога на входе в здание поликлиники ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 0,11 м. (то есть более 0,014м), ширина дверного проема входа в санузел детского поликлинического отделения составляет 0,6м. (то есть менее 0,8м.). Входы в кабинеты педиатров и процедурную (прививочную) детского поликлинического отделения не оснащены световыми сигнализаторами вызова пациентов.

Просит обязать ГУЗ «Акшинская ЦРБ» в срок до 30 апреля 2024 года обеспечить доступность зданий больницы, расположенных по адресу: <адрес> для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, а именно: расширить дверной проем здания детского стационарного отделения до величины, составляющей не менее 0,8м.; уменьшить высоту порога при входе в санузел детского стационарного отделения до величины, составляющей не более 0,014м.; уменьшить высоту порога при входе в здание поликлиники до величины, составляющей не более 0,014м.; расширить дверной проем входа в санузел детского поликлинического отделения до величины, составляющей не менее 0,8м; оснастить входы в кабинеты педиатров и процедурную (прививочную) детского поликлинического отделения световыми сигнализаторами вызова пациентов.

Определением от 06 декабря 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения Забайкальского края

В судебном заседании помощник прокурора Акшинского района Хренников В.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик – ГУЗ «Акшинская ЦРБ» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель ответчика – и.о. главного врача Венедиктова Е.Э. (на основании прав по должности) представила суду ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Ответчиком также представлен отзыв на исковое заявление, в котором указывает что ГУЗ «Акшинская ЦРБ» является бюджетным учреждением, собственником имущества выступает Забайкальский край, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются средства бюджета Забайкальского края. Министерство как главный распорядитель средств бюджета Забайкальского края несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств выделенных из бюджета Забайкальского края. Финансирование подведомственных медицинских организаций осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год. В настоящее время структура тарифа не покрывает расходы ГУЗ «Акшинская ЦРБ», что является первопричиной возникновения кредиторской задолженности. По состоянию на 08.01.2024г. общая кредиторская задолженность ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 21669000,00 рублей.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края Флештор Г.И. (на основании доверенности) представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в 2023 г. ГУЗ Акшинская ЦРБ» на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники было предусмотрено 22556000,00 рублей. В декабре 2023 г. до ГУЗ «Акшинская ЦРБ» дополнительно были доведены денежные средства в рамках реализации программы «Модернизации первичного звена здравоохранения в Забайкальском крае», под которые заключено 7 договоров с <данные изъяты>». В рамках указанных договоров, в том числе, будет осуществляться ремонт входной группы. Завершение мероприятий планируется до 1 апреля 2024 года. Региональным проектом первичного звена здравоохранения в Забайкальском крае на 2024-2025 годы, финансовые средства на капитальный ремонт ГУЗ «Акшинская ЦРБ» не предусмотрены. Министерством здравоохранения Забайкальского края ведется работа по решению вопроса о выделении дополнительных финансовых средств на 2024 год, информация об объемах дополнительной потребности направлена в Министерство финансов Забайкальского края. В связи с продолжительностью процедуры выделения бюджетных средств, учитывая несбалансированность бюджета Забайкальского края просят исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков.

    Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, реабилитации инвалидов. (ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.(ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Основные критерии доступной среды объектов и представляемых на них услуг для инвалидов (детей-инвалидов) определяются Сводом правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр (далее - Свод правил).

В силу п.п.1.1 и 1.2 СП 59.13330.2020, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

Согласно требованиям п.6.1.1 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В соответствии с п.6.1.5 СП 59.13330.2020, дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м.

В соответствии с требованиями п.6.2.4 СП 59.13330.2020, ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого и дверного проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

В силу п.8.3.3 СП 59.13330.2020, входы в кабинеты врачей и процедурные должны быть оборудованы световыми сигнализаторами вызова пациентов.

Согласно Уставу, ГУЗ «Акшинская ЦРБ» является бюджетным учреждением. Функции учредителя и собственника имущества ГУЗ «Акшинская ЦРБ» от имени Забайкальского края осуществляет Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края. Собственником имущества Учреждения является Забайкальский край. Имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления.

Как следует из выписки ЕГРН, правообладателями зданий поликлиники и детского корпуса ГУЗ «Акшинская ЦРБ» является Забайкальский край (собственность), ГУЗ «Акшинская ЦРБ» (оперативное управление).

В соответствии с Уведомлением УФК по Забайкальскому краю от 21.11.2023г., в связи с неисполнением ГУЗ «Акшинская ЦРБ» решения налогового органа, осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах ГУЗ «Акшинская ЦРБ» приостановлено до момента устранения нарушений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 18.09.2023 года прокуратурой Акшинского района проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, о социальной защите инвалидов в ГУЗ «Акшинская ЦРБ», в результате которой было установлено, что здания ГУЗ «Акшинская ЦРБ» и помещения в них не в полной мере соответствуют требованиям доступности для инвалидов – ширина дверного проема входа в здание детского стационарного отделения ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 0,7м (то есть менее 0,8м), высота порога на входе в санузел детского стационарного отделения ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 0,08м. (то есть более 0,014 м.), высота порога на входе в здание поликлиники ГУЗ «Акшинская ЦРБ» составляет 0,11 м. (то есть более 0,014м), ширина дверного проема входа в санузел детского поликлинического отделения составляет 0,6м. (то есть менее 0,8м.). Входы в кабинеты педиатров и процедурную (прививочную) детского поликлинического отделения не оснащены световыми сигнализаторами вызова пациентов.

20.09.2023 года по указанному факту в адрес главного врача ГУЗ «Акшинская ЦРБ» прокуратурой района внесено представление, однако действенных мер по устранению выявленных нарушений не принято.

В результате выявленных нарушений маломобильные группы населения ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, а именно в беспрепятственном доступе в здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

В этой связи, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК Российской Федерации и п.8 ч.1 ст.333-20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет Акшинского муниципального округа Забайкальский край.

Поэтому с ответчика ГУЗ «Акшинская ЦРБ» подлежит взысканию госпошлина в бюджет Акшинского муниципального округа Забайкальский край в размере 300 рублей, в связи с рассмотрением судом искового заявления по иску прокурора в защиту интересов граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ГУЗ «Акшинская ЦРБ» (<данные изъяты>) в срок до 30 апреля 2024 года обеспечить доступность зданий больницы, расположенных по адресу: Забайкальский край, Акшинский район, с.Акша, ул.Ленина, д.1 для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, а именно:

- расширить дверной проем здания детского стационарного отделения до величины, составляющей не менее 0,8м.;

- уменьшить высоту порога при входе в санузел детского стационарного отделения до величины, составляющей не более 0,014м.;

- уменьшить высоту порога при входе в здание поликлиники до величины, составляющей не более 0,014м.;

- расширить дверной проем входа в санузел детского поликлинического отделения до величины, составляющей не менее 0,8м;

- оснастить входы в кабинеты педиатров и процедурную (прививочную) детского поликлинического отделения световыми сигнализаторами вызова пациентов.

    Взыскать с ГУЗ «Акшинская ЦРБ» (<данные изъяты>) государственную пошлину в бюджет Акшинского муниципального округа Забайкальского края в размере 300 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Акшинский районный суд.

В окончательной форме решение составлено 18 января 2024 года.

Судья:

2-4/2024 (2-289/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Акшинского района Забайкальского края
Ответчики
Государственноле учреждение здравоохранения "Акшинская ЦРБ"
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Суд
Акшинский районный суд Забайкальский края
Судья
Ленхобоев Цырен Геннадьевич
Дело на сайте суда
aksha.cht.sudrf.ru
03.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее