Решение по делу № 2-3011/2022 от 25.07.2022

04RS0007-01-2022-004728-90

Дело № 2-3011/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 октября 2022 года                                                                 г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Осеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах Прохорова Е.С. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, администрации МО «Кижингинский район» Республики Бурятия о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, об обязании включить в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Республики Бурятия и обеспечении жилым помещением,

Установил:

Обращаясь в суд, прокурор Кижингинского района РБ, с учетом уточнения исковых требований, просит признать Прохорова Е.С., *** г.р. лицом, оставшимся без попечения родителей; обязать администрацию муниципального образования «Кижингинский район» включить Прохорова Е.С., *** г.р. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении; обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить Прохорову Е.С., *** г.р. жилое помещение, как лицу из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

Требования мотивированы тем, что Прохоров Е.С. являлся воспитанником ГБОУ «Новокижингинский детский дом» в период с *** по *** При этом документов, подтверждающих признание Прохорова Е.С. лицом, оставшимся без попечения родителей, установить не представилось возможным. Сведения в Мухоршибирском районном суде РБ о лишении родительских прав родителей Прохорова Е.С. отсутствуют. В администрациях МО «М. район», МО «Кижингинский район» такие сведения также отсутствуют. В настоящее время Прохоров Е.С. находится в местах лишения свободы. Согласно пояснениям последнего, документов, о признании его лицом, оставшимся без попечения родителей, у него также нет. Однако учитывая, что истец по иным основаниям в детском доме оставаться не мог, указанное свидетельствует о том, что Прохоров Е.С. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. В связи с чем, имеет право быть включенным в список лиц, имеющих указанный статус и нуждающихся в получении жилья. При этом какого – либо имущества на праве собственности за Прохоровым Е.С. не зарегистрировано.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО «Кижингинского района» РБ, третьего лица – ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Парус».

В судебном заседании представитель прокурора Васильева А.В. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в нем.

Истец Прохоров К.С. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что до 1993 г. проживал с мамой и сестрами в <адрес>. Далее был помещен в Новокижингинский детский дом, где находился до *** После *** директор детского дома отвез его в ПТУ ... в <адрес>. Учиться не стал, вернулся в <адрес>, проживал в разных местах. В *** был впервые осужден, далее неоднократно привлекался к уголовной ответственности и периодически отбывал реальный срок. С заявлением о постановке на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, никуда не обращался, на учет не вставал.

Ответчик Министерство социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явился, согласно заявлению представителя Т., действующей на основании доверенности, последняя просила рассмотреть дело без участия ответчика и его представителя. Согласно отзыву на исковое заявление возражала относительно требований прокурора, указывая на их необоснованность.

Ответчик МО «Кижингинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Калинин А.В., действующий в силу занимаемой должности, суду пояснил, что ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Парус» реорганизован, к нему присоединен к ГБУСО «Хоринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В Новокижингиский детский дом в настоящее время не существует, реорганизован. Согласно сведениям книги поступления, Прохоров Е.С. поступил в детский дом в ***, где находился до *** Документов, подтверждающих обращение детского дома в суд с исковым заявлением о лишении или ограничении родителей Прохорова Е.С. в родительских правах либо в администрацию местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеется.

Суд, выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что Прохоров Е.С. родился ***, мать – БАЮ, отец – ПСС.

Как установлено судом, в суде имеется выписка из решения от *** по иску комиссии по делам несовершеннолетних Мухоршибирского райсовета к БАЮ и ПСС о лишении родительских прав. Согласно данной выписке, дети, а именно: Е., *** г.р., Е., *** г.р., О., *** г.р. были отобраны у родителей БАЮ и ПСС

С *** Прохоров Е.С., *** г.г. являлся воспитанником Новокижингинского детского дома, куда прибыл с адреса: <адрес>, где проживал с родителями. *** истец выбыл для продолжения обучения в ПТУ ... <адрес>.

Согласно сведениям предоставленным Архивом Министерства образования и науки Республики Бурятия от ***, ГОУ НПО «Профессиональное училище ...» реорганизовано в ГОУ НПО «Новоильинский ПУ-5». Прохоров Е.С., *** г.р. действительно был зачислен в состав учащихся с *** (приказ от *** ...) по профессии «...» с получением среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Прохоров Е.С. был отчислен *** (приказ от *** ...). Переведен в ... ПТУ (как указано в поименной книге), город месторасположения не указаны.

Ст. 64 Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30 июля 1969 г. предусматривала, что суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него. Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

Из содержания статей 120, 122 Кодекса о браке и семье РСФСР следует, что государство в лице исполнительных комитетов Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских) осуществляло функции органов опеки и попечительства. Согласно ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР, детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.

Таким образом, учитывая, что Прохоров Е.С. находился в Новокижингинском детском доме (т.е. учреждении обеспечивающим надзор над несовершеннолетними, имеющими статус дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей) в период с *** по *** При отсутствии доказательств того, что причины послужившие основанием для отобрания Прохорова Е.С. у его родителей, в период его нахождения в детском доме, не отпали, суд полагает установленным, что истец относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, в указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Разрешая иные исковые требования, суд полагает, что оснований для их удовлетворения не имеется.

В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ч. 3 ст. 40).

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц (далее - Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397, в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», уполномоченные органы местного самоуправления формируют на территории соответствующего муниципального образования список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия в соответствии с ч. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Из материалов дела следует, что Прохоров Е.С., его мать – БАЮ, отец – ПСС какое-либо имущество на праве собственности не имеют.

Мать истца умерла ***, отец умер ***

Из выписки из похозяйственной книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> следует, что в период с *** по *** Прохоров Е.С. проживал и был зарегистрирован совместно с матерью БАЮ по указанному адресу. В настоящее время по данному адресу никто не проживает, дом закрыт. При этом указанный объект капитального строительства не состоит в списках ветхого и аварийного жилья.

Из ответа на запрос, администрация МО «Мухоршибирское» сообщило, что на данный объект недвижимости ордер или договор социального найма отсутствуют.

Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> имеет кадастровый ..., право собственности на какого-либо на него не зарегистрировано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Прохоров Е.С. жилым помещением не обеспечен.

    Однако учитывая, что по смыслу и содержанию Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. Распространение дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных Законом, возможно для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет и с соблюдением лицами указанной категории заявительного характера обращения. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства, независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. В связи с чем, после достижения ими возраста 23 лет включение их в Список возможно при установлении уважительных причин, по которым такие лица своевременно не были поставлены на такой учет.

К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.

Как следует из материалов дела, на момент достижения 14 лет, Прохоров Е.С. находится в Новокижингинском детском доме. При этом доказательств того, что в указанный период Прохоров Е.С. был поставлен на учет уполномоченным органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий соответствующий статус, материалы дела не содержат. Из ответа на запрос администрации МО «З. района» РБ, (учитывая нахождение истца в определенный период времени на обучении в <адрес>) следует, что ни Прохоров Е.С., ни лицо, действующее в его интересах, с соответствующим заявлением о постановке на соответствующий учет, с *** по настоящее время не обращался.

Также, согласно пояснениям Прохорова Е.С. данным в ходе судебного заседания, по достижении 18 летнего возраста он самостоятельно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался. Как и не обращался в соответствующие органы, в том числе в органы опеки и попечительства, прокуратуру и прочее за разъяснениями относительно его прав и гарантий, как лицо, имеющее соответствующий статус.

То обстоятельство, что Прохоров Е.С. отбывал наказание за совершение уголовно наказуемых деяний, нахождение в местах лишения свободы не может расцениваться в качестве уважительной причины, препятствующей ему своевременно обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализовать свое право на обеспечение жилым помещением. При этом им не оспаривалось, что по отбытии наказания он освобождался из мест лишения свободы, что также не исключало возможность реализации им всех прав и гарантий как лицу, имеющему определенный статус. Учитывая, что истец является дееспособным, инвалидом не являющимся, т.е. является лицом, которое может понимать значение своих действий и руководить ими

Таким образом, учитывая, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на предоставление жилого помещения при условии соблюдения процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилых помещений, а именно обращение с заявлением, поданным в письменной форме, в органы исполнительной власти до достижения указанными лицами возраста 23 лет. До указанного времени, а также и после, как установлено судом, истец с таким требованиями в уполномоченный орган не обращался, о своем желании воспользоваться мерами государственной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в установленном порядке не только не заявил, но даже не предпринимал никаких мер. При этом доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, в установленный законом срок не представил, в связи с чем, судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

    Исковые требования удовлетворить частично.

Признать Прохорова Е.С., *** года рождения, лицом, оставшимся без попечения родителей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 26 октября 2022 г.

Судья                         М.В. Кудряшова

2-3011/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прохоров Евгений Сергеевич
Прокуратура Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Прокурор Кижингинского района Республики Бурятия
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Администрация МО «Кижингинский район» Республики Бурятия
Другие
ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Парус»
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Кудряшова Марина Викторовна
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2022Передача материалов судье
29.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Подготовка дела (собеседование)
13.09.2022Подготовка дела (собеседование)
13.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2022Дело оформлено
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее