Судья Макашина Е.Е.
№ 33а-8302
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Поповой Н.В.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела 06 августа 2018 года в г. Перми в открытом судебном
заседании дело по апелляционным жалобам Департамента земельных отношений администрации г. Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17 мая 2018 г., которым постановлено:
Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми № ** от 08.02.2018 года об отказе в предоставлении в собственность для садоводства Мельникову Александру Михайловичу земельного участка № **, площадью 1031 кв.м., расположенного по адресу: ****, незаконным.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Мельникова Александра Михайловича о предоставлении в собственность для садоводства земельного участка № **, площадью 1031 кв.м., расположенного по адресу: ****.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административный ответчик - Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мельников А.М. обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми № ** от 08.02.2018 года об отказе в предоставлении земельного участка № ** площадью 1031 кв.м., расположенного по адресу: **** в собственность для садоводства, возложении обязанности на административного ответчика осуществить предоставление земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец является членом СНТ «***» в Орджоникидзевском районе г.Перми, за ним закреплен земельный участок № ** площадью 1031 кв.м., который входит в границы сада, разрешенное использование земельного участка – для сада. Земельный участок площадью 5,98 га предоставлен СНТ согласно свидетельству о праве на землю от 30.06.1993 года № ** в постоянное (бессрочное) пользование. В январе 2018 года истец обратился в ДЗО администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка для садоводства. В соответствии с ответом ДЗО администрации г.Перми №** от 08.02.2018 года, было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что площадь образуемого земельного участка превышает установленный предельный максимальный размер, что не соответствует ст. 11.9 ЗК РФ. Образуемый земельный участок располагается на землях населенных пунктов, свободных от прав третьих лиц в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3. Градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков. Истец считает, что данный отказ ответчика не основан на законе. Согласно нормам действующего законодательства истец имеет право приобрести бесплатно в собственность спорный земельный участок, участок закреплен за истцом, находится в фактических границах СНТ, границы земельного участка не выходят за границы зоны Р-3. Спор по границам со смежными землепользователями отсутствует. Земельный участок используется в соответствии с целевым назначением, правами третьих лиц не обременен. Смежные землепользователи также являются членами СНТ и своевременно оформили в собственность земельные участки, находящиеся в пользовании. Отказ ответчика нарушает право истца на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Департамент земельных отношений администрации г. Перми приводит доводы о том, что отсутствует совокупность условий для удовлетворения требований, таких, как одновременное нарушение прав и интересов истца и несоответствие оспариваемого решения закону. Согласно Правилам землепользования, образуемый земельный участок располагается в территориальной зоне Р-3 (Зона садовых и дачных участков). Зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. Таким образом в указанной зоне не допускается образование новых земельных участков. Также в данной территориальной зоне Р-3 определен максимальный размер земельного участка. Суд оставил без внимания довод о том, что размер испрашиваемого земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный для зоны Р-3, что не соответствует ст. 11.9 ЗК РФ.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми приводит аналогичные доводы. Также указывает, что совокупность условий для приобретения членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, предусмотрена положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков. Данная позиция подтверждается апелляционным определением Верховного суда РФ от 31.08.2017 №44-АПГ17-9. Площадь образуемого земельного участка (1031 кв.м) превышает установленный предельный максимальный размер земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки города Перми, что не соответствует ст.11.9 ЗК РФ.
Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что СНТ «***» поставлено на учет в налоговом органе 19.12.1996 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от 18.12.2001 года. В дальнейшем СНТ было зарегистрировано в качестве юридического лица 10.12.2001 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №** (л.д. 13). На основании решения о регистрации от 29.11.2002 года, СНТ зарегистрировано 29.11.2002 года. 11.01.2007 года СНТ «***» выдано свидетельство о внесении сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов технического дела об отводе земельного участка под коллективный сад №**, на основании Решения исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов трудящихся от 25.08.1988 года №650 «Об отводе земельных участков ПО «***» под коллективный сад в **** районе» разрешено изъятие земельных участков площадью 4,5 Га, из них: 1,4 Га безлесной территории в кв. **,** **** лесничества, **** лесхоза, 3,1 Га – земли бывшей деревни ****, и передача их ПО «***» под коллективный сад.
Решением исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 08.11.1988 года №288-3 принято предложение Пермского горисполкома об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их ПО «***» для организации коллективного сада.
08.02.1989 года коллективному саду при ПО «***» был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации в квартале № **, ** **** лесничества **** лесхоза в **** районе г. Перми, что подтверждается актом.
Согласно Постановлению Администрации г.Перми от 18.05.1992 года №344 «Об отводе земельного участка ПО «***» под расширение существующего Коллективного сада №** в **** районе» ПО «***» под расширение коллективного сада №** передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок, площадью 3 Га, расположенный в квартале №** **** лесничества **** лесхоза в **** районе (л.д. 37). Согласно свидетельству о праве бессрочного пользования №**, выданного 30.06.1993 года администрацией г.Перми, общая площадь земельного участка, предоставленного в пользование СНТ, составила 5,98 Га.
На основании Постановления администрации г. Перми Коллективный сад при ПО «***» был переименован в СНТ «***» **** района г. Перми.
Мельников А.М. с 20.06.1993 года является членом СНТ, за ним закреплен земельный участок №** общей площадью 1031 кв.м., входящий в состав территории СНТ, что подтверждается членской книжкой, выпиской из протокола №1 общего собрания от 20.06.1993 года и справкой, выданной председателем СНТ «***» (л.д. 11, 12).
Мельников А.М. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность для садоводства земельного участка №** площадью 1031 кв.м., расположенного в СНТ «***» Орджоникидзевского района г. Перми, приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 10).
Решением №** от 08.02.2018 года административному истцу отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что схема разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Установленный предельный максимальный размер земельного участка для зоны Р-3 под садоводство составляет 600 кв.м. Площадь земельного участка (1031 кв.м.) превышает установленный предельный максимальный размер земельного участка, что не соответствует статьей 11.9. ЗК РФ. Градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков (л.д. 8-9).
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, включает в себя в том числе: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка возможно лишь при условии, если имеются основания, перечисленные в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Согласно данной норме, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункты 1-3 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Наряду со сказанным, предоставление земельного участка в собственность члену СНТ урегулировано также и специальными нормами закона.
Так, согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Пунктом 2.8 названной статьи установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.
Согласно п. 2.10 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В данном случае по делу видно, что испрашиваемый административным истцом земельный участок отвечает совокупности условий, предусмотренных в п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ, поскольку исходный земельный участок был предоставлен ПО «***» до дня вступления в силу указанного закона (до 2001 г.) для коллективного сада. Спорный участок распределен административному истцу в 1993 году и из оборота не изъят, в обороте не ограничен, решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд в отношении земельного участка не принято.
Также по делу видно, что административный истец является членом СНТ. Сведений о том, что спорный участок выходит за границы отвода исходного участка, что земельный участок используется не по назначению, не установлено.
С учетом того, что единственным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка по основанию п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ функционального органа, мотивированный несоответствием схемы требованиям статьи 11.9 ЗК РФ, является незаконным.
Доводы апелляционных жалоб о том, что земельный участок входит в территориальную зону Р-3, где образование новых участков не допускается, а предельный максимальный размер участков установлен 600 м.кв, не могут быть приняты во внимание.
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми. В редакции Правил
на момент их утверждения зона садоводств и дачных участков являлась зоной Ж-4.
В соответствии с редакцией Правил, действующей в настоящее время, зона садовых и дачных участков является зоной Р-3.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры.
Максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства в зоне Р-3 установлен 600 кв. м.
Судебная коллегия отмечает, что в данном случает речь не идет об образовании по инициативе административного истца нового земельного участка, поскольку, как указано выше, участок распределен ему как члену СНТ ещё в 1993 году.
Таким образом, в данном случае истец, как член СНТ, реализует свое право на приобретение предоставленного ему земельного участка в собственность под садоводство по основаниям ст. 2.7 Закона N 137-ФЗ.
С учетом сказанного, доводы апелляционной жалобы не имеют отношения к процедуре предоставления земельных участков в собственность членам СНТ. Положения градостроительного регламента, согласно которым размер испрашиваемого истцом земельного участка превышает предельный максимальный размер участка в зоне Р-3, не распространяются на спорные правоотношения, поскольку они возникли задолго до введение в действие Правил землепользования и застройки.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -