ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-34485/2023
№ дела суда первой инстанции 2-1132/2023
91RS0012-01-2023-001332-94
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 12 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мельникова В.А.,
судей Кудрявцевой Е.Н., Лопаткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Петриковой Екатерины Александровны к Администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчь, (третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство образования, науки и молодежи и спорта Республики Крым) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,
по кассационной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым в лице главы Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мельникова В.А., пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н., возражавшей относительно удовлетворения поступившей кассационной жалобы,
установила:
Заместитель прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Петриковой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчь о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Петриковой Е.А. о нарушении ее права на получение жилья, прокуратурой выявлены нарушения жилищного законодательства в действиях администрации г. Керчи Республики Крым.
Постановлением администрации г. Керчи №11014/1-п от ДД.ММ.ГГГГ Петрикова Е.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечением жилыми помещениями по г. Керчи. Однако до настоящего времени органом местного самоуправления Петрикова Е.А. собственным жильем не обеспечена.
Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что бездействие администрации г. Керчи в непринятии мер к предоставлению Петриковой Е.А. жилья, нарушает гарантированные ей законодательством РФ и Конституцией РФ жилищные права и свободы.
На основании изложенного прокурор просил возложить обязанность на администрацию г. Керчи предоставить Петриковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Керченского городского суда от 10 мая 2023 года исковые требования удовлетворены: на Администрацию г. Керчи возложена обязанность предоставить Петриковой Е.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 августа 2023 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе главы администрации Брусакова С.А. поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов с принятием нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований. Кассатор считает оспариваемые акты принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что действующее законодательство предусматривает финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, состоявшееся решение суда является неисполнимым, а выводы судов основаны на неверном истолковании норм права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор. Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Петриковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО2 и ФИО3 (сведения об отце записаны по указанию матери).
Мать Петриковой Е.А. - ФИО3, лишена родительских прав в отношении сына - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери - Петриковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города г. Керчи Республики Крым от 27.05.2019 № 1101/1-п «О включении Петриковой Екатерины Александровны, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчь» Петрикова Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По состоянию на 20.10.2022 Петрикова Е.А. числится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под № 128.
Согласно сообщению ГБУ Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» от ДД.ММ.ГГГГ №№, Петрикова Е.А. проживает по адресу: <адрес>. Информация о нахождении Петриковой Е.А. в социально опасном положении не выявлена. Жилого помещения на правах собственности или на основании договора социального найма не имеет. Состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей в г. Керчь.
Согласно справке о регистрации Петрикова Е.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, совместно с ней зарегистрированы 4 человека: ФИО9 - основной квартиросъемщик, ФИО10 - бабушка Петриковой Е.А., ФИО11 - брат Петриковой Е.А.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии №, выданного МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ, Петрикова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка д. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения по адресу: <адрес> Петрикова Е.А. не является.
Согласно сведений ЕГРН, в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Петриковой Е.А. на объекты недвижимости.
Согласно уведомлению Керченского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12.04.2023 № 10-31/1437, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении Петриковой Е.А. информация отсутствует.
Суд первой инстанции при разрешении данного спора, руководствуясь ст. 40, 46 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, исходил из того, что Петрикова Е.А. является ребенком, лишенным родительского попечения, на нее распространяется действие Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, она является лицом, имеющим право на получение жилья, которым до настоящего времени не обеспечена, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возложении на администрацию муниципального образования обязанности обеспечить Петрикову Е.А. жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился. Кроме этого, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
При этом, ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с чем, с момента включения Петриковой Е.А. в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, которая до настоящего времени не исполнена.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым суды по правилам ст. 67 ГПК РФ дали надлежащую оценку.
Доводы кассатора в целом сводятся к его несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и фактически направлены на иную оценку доказательств по делу. При этом аналогичные доводы ранее уже являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были мотивированно отклонены.
Поэтому приведенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судами обеих инстанций отражены в судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и ст. 330 ГПК РФ). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопреки доводам кассатора оспариваемые судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи