Решение по делу № 2а-1222/2018 от 21.11.2018

                                УИД 24 RS0026-01-2018-001294-91

                                Дело № 2а-1222/2018

                                    

                 Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года                             с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Чернышовой Г.А.,

с участием представителя административного истца Дэка Е.В.,

представитель административного ответчика Спириной Н.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Дэка О. А. к Управлению Росреестра по Красноярскому краю об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Дэка О.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> ( далее по тексту Управление Росреестра) об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок.

    Требование мотивировано следующим.

    Являясь собственником объекта недвижимости- квартиры по адресу <...>, Дэка О.А. обратилась в администрацию Каратузского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу, в соответствии с требованиями ст. 39.3 и ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

    24 апреля 2018 г. между Дэка О.А. и муниципальным образованием Каратузский район заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу <...>.

    18 сентября 2018 г. договор купли- продажи направлен в Управление Росреестра для государственной регистрации права.

    Решением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 02.10.2018 г. осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до 01.01.2019 г. В качестве основания для приостановления государственной регистрации указано на отсутствие у Дэка О.А. исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, поскольку она не является собственником здания, расположенного на данном участке, а является собственником квартиры в многоквартирном доме.

    Оспаривая данное решение, административный истец указывает на отсутствие у дома № <...> признаков многоквартирного жилого дома, поскольку данный дом состоит из отдельных жилых помещений (квартир), расположенных на самостоятельных земельных участках, имеющих отдельные входы, каждое со своего земельного участка, а также самостоятельные системы отопления и электроснабжения. При этом общего имущества данные помещения не имеют.

    По указанным признакам жилой дом по <...> является домом блокированной застройки.

    Ссылаясь на положения ст. 131 ГК РФ, ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Красноярскому краю от 02.10.2018 г. о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок и обязать осуществить государственную регистрацию права.

    Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Каратузского района.

В судебном заседании представитель административного истца Дэка О. А.- Дэка Е. В. (полномочия подтверждены удостоверением адвоката № 1863 и ордером № <...> от 12.12.2018 г.) заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика- Управления Росреестра по Красноярскому краю- Спирина Н. М. (полномочия подтверждены доверенностью от 14.12.2017 г. и дипломом о высшем юридическом образовании от 14.12.2005 г.) иск не признала, пояснив, что на кадастровом учете состоит объект недвижимого имущества- жилой дом по адресу <...>, состоящий из двух помещений- квартир № <...> и № <...>. Сведения о том, что данный дом является жилым домом блокированной застройки, в ЕГРН отсутствуют. Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером <...>, имеющего почтовый адрес <...>. Поскольку административный истец не является собственником жилого дома, а является собственником квартиры, расположенной в этом доме, она не обладает исключительным правом на приобретение указанного земельного участка в собственность. Земельный участок, занятый многоквартирным домом, является общим имуществом многоквартирного дома и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таком доме. В связи с возникшими сомнениями, в порядке реализации требований п. 2 ч. 1 ст. 7 и ст. 7.1 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» направлен межведомственный запрос в администрацию Каратузского района о предоставлении информации о правовых основаниях предоставления Дэка О.А. земельного участка в собственность. Из предоставленного ответа на запрос не следует, что в пределах земельного участка, предоставленного в собственность Дэка О.А., расположен дом блокированной застройки. В этой связи, по решению государственного регистратора, осуществление действий по государственной регистрации прав без одновременного государственного учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу <...>, приостановлено, начиная с 02.10.2018 г. на основании п. 5,7,9 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ. Решение полагает законным, обоснованным и не нарушающим прав и законных интересов административного истца.

    Представитель заинтересованного лица- администрации Каратузского района в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждено распиской о вручении судебного извещения.

    В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

    Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 приведенного закона предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу п. п. 5, 7,9 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Статьей 27 указанного закона предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что административный истец Дэка О.А. является собственником жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу <...>. Право зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2014 г. (л.д.10)

13.04.2018 г. Дэка О.А. обратилась в администрацию Каратузского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 873 кв.м., с кадастровым номером <...> из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <...>. (л.д.9)

Постановлением администрации Каратузского района № <...> от 19.04.2018 указанный земельный участок предоставлен в собственность административного истца предоставлен, без проведения торгов, в соответствии со ст. 39.3,39.20 Земельного кодекса РФ.

24.04.2018 г. между муниципальным образованием Каратузский район и Дэка О.А. заключен договор купли-продажи земельного участка № <...>, в соответствии с которым Дэка О.А., выступая в качестве покупателя, приобрела в собственность земельный участок, расположенный по адресу <...> края за 2515,11 руб. (л.д. 18-20)

18.09.2018 г. Дэка О.В. обратилась с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество-земельный участок по <...>, представив, помимо заявления, постановление администрации района от 19.04.2018 г. № <...>., договор купли-продажи земельного участка от 24.04.2018 г. (л.д.21)

01.10.2018 г. Управлением Росреестра по Красноярскому краю направлен межведомственный запрос в адрес администрации Каратузского района, в котором предлагалось сообщить о правовых основаниях заключения договора купли-продажи от 24.04.2018 г. земельного участка по <...>, поскольку, по мнению регистрирующего органа, административный истец не обладает исключительным правом на получение в собственность данного участка, так как не является собственником расположенного на нем здания- жилого дома.

02.10.2018 г. административным ответчиком приостановлено осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:19:0101009:182, расположенного по адресу <...>, на основании п.,п. 5,7,9 Федерального закона № 128-ФЗ.

Согласно уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, Дэка О.А. не является собственником жилого дома по <...>, сведения о котором содержатся в ЕГРН, поэтому не обладает исключительным правом на получение в собственность земельного участка по <...>, так как закон не предусматривает возможности выделения земельного участка под помещениями в многоквартирном доме. Осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до 01 января 2019 г. Кроме того, разъяснено, что в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права, в осуществлении государственной регистрации права будет отказано.

04.10.2018 г. администрацией Каратузского района направлен ответ на указанный межведомственный запрос, из которого следует, что основанием для передачи земельного участка в собственность Дэка О.А., послужило наличие у нее права собственности на объект недвижимости, расположенный на данном участке, а именно квартиры по адресу <...> (л.д. 23)

Оспаривая законность решения о приостановлении государственной регистрации права, административный истец указывает на наличие у нее права собственности на квартиру, расположенную в доме блокированной застройки, и, как следствие, наличие исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено данное жилое помещение.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, на кадастровом учете состоит здание- жилой дом, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу <...>. В здании расположены 2 жилых помещения с кадастровыми номерами <...> площадью 22,6 кв.м. и <...> площадью 19,2 кв.м. Объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <...>.

Данных за то, что жилой дом является домом блокированной застройки, в выписке из ЕГРН не содержится. Сведений о зарегистрированных правах на здание- жилой дом по <...> в ЕГРН также нет.

Из выписки из ЕГРН в отношении жилого помещения- квартиры по адресу <...> следует, что данное помещение находится в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 24:19:0101009:466, то есть вышеуказанного жилого дома, и имеет кадастровый номер <...>. В отношении квартиры зарегистрировано право собственности за Дэка О.А.

В соответствии с п.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, в том числе случая, если предметом договора купли-продажи является земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как уже указывалось выше, административный истец является собственником жилого помещения- квартиры № <...> в двухквартирном жилом доме № <...>. Собственником данного жилого дома, расположенного в границах земельного участка, приобретенного Дэка О.А. по договору купли-продажи от 24.04.2018 г., она не является, и с учетом вышеприведенных положений ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, не обладает исключительным правом на получение в собственность данного земельного участка.

Документа, подтверждающего наличие у административного истца исключительного права на получение в собственность земельного участка, расположенного по адресу <...>, в регистрирующий орган не представлено, а содержащиеся в договоре купли-продажи от 24.04.2018 г. сведения о наличии такого права не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.

При таком положении суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого административным ответчиком решения о приостановлении государственной регистрации права. Решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, ст.227КАС РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Дэка О. А. в удовлетворении административного иска об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (26.12.2018), через Каратузский районный суд.

Председательствующий                             Т.В.Криндаль

2а-1222/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Дэка Олеся Александровна
Дэка О.А.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Курагинский отдел
Другие
Администрация Каратузского района
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Дело на сайте суда
karatuz.krk.sudrf.ru
21.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
23.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2018[Адм.] Судебное заседание
21.12.2018[Адм.] Судебное заседание
26.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее