Р Е Ш Е Н И Е
2 августа 2017 года пос. Волово
Судья Богородицкого районного суда Тульской области Прядченко С.М.,
при секретаре Кирьяновой Е.В.,
с участием представителей ООО «Воловский бройлер» по доверенностям Артёмовой Е.В. и Соловьёвой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы жалобы ООО «Воловский бройлер» на постановление по делу об административном правонарушении от 21 июня 2017 года № по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеевой И.А.,
у с т а н о в и л:
в жалобе ООО «Воловский бройлер» указало, что 21 июня 2017 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области в лице старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеевой И.А. было вынесено постановление о назначении административного наказания №, согласно которому заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и на него наложен административный штраф в размере 800 000 рублей.
Считает указанное постановление необоснованным в части размера наложенного административного штрафа. Представителем ООО «Воловский бройлер» Соловьевой Н.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении было заявлено устное ходатайство о наложении в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Однако данное ходатайство не было рассмотрено и ему не было дано правовой оценки. Не было принято во внимание, что ООО «Воловский бройлер» осуществляет реализацию в <адрес> инвестиционного проекта по строительству птицеводческого комплекса по выращиванию бройлеров и переработке мяса полного цикла. Строительство птицефабрики начато в конце 2013 года. Проектом предусмотрено применение в производстве современного высокотехнологичного оборудования ведущих мировых производителей. Реализуемый инвестиционный проект является экономически и социально значимым для региона. По состоянию на июнь 2017 года на предприятии создано свыше <данные изъяты> рабочих мест. В тоже время на птицефабрике продолжается монтаж, пуско-наладка отдельных видов оборудования и их пробный запуск в целях завершения на предприятии полного цикла производства, предусмотренного проектом. Кроме того, у ООО «Воловский бройлер» имеются обязательства по погашению кредита, полученного в <данные изъяты> для реализации проекта. Указанные обстоятельства негативно влияют на финансовое состояние предприятия, в связи с чем, предприятие на данный момент находится в достаточно сложном финансовом положении и не имеет прибыли. ООО «Воловский бройлер» оказывало и оказывает полное содействие Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области в установлении всех обстоятельств дела и принимает все необходимые меры для добровольного исполнения вынесенных предписаний и устранения выявленных нарушений. Все вышеизложенное, а также то, что правонарушение совершено впервые, оно не имеет критических и необратимых последствий, в соответствии с чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ может служить основанием для наложения на предприятие штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
На основании изложенного, ООО «Воловский бройлер» просило изменить постановление по делу об административном правонарушении от 21 июня 2017 года № по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеевой И.А., принять новое решение о наложении на ООО «Воловский бройлер» административного штрафа в размере 400 000 рублей, что составляет половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, возражения на жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области, заслушав представителей заявителя ООО «Воловский бройлер» по доверенностям Артёмову Е.В. и Соловьёву Н.В., суд приходит к следующему.
Представители заявителя ООО «Воловский бройлер» по доверенностям Артёмова Е.В. и Соловьёва Н.В. в судебном заседании просили жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе и в ходатайстве о приобщении документов к материалам дела.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представлено ходатайство и.о. руководителя Управления Староверова Н.Н. о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В представленных в суд материалах указано, что ООО «Воловский бройлер» совершило пользование недрами без лицензии на пользование недрами, при следующих обстоятельствах. В ходе плановой выездной проверки с 15.05.2017 года по 9.06.2017 года по состоянию на 13 часов 00 минут 9.06.2017 года установлено, что ООО «Воловский бройлер», осуществляющее деятельность по выращиванию и переработки птицы, для обеспечения водой предприятия эксплуатирует с июля 2015 года водозабор пресных подземных вод на площадках предприятия (зоны А, Б и В, всего 7 скважин) <адрес> (всего добыто <данные изъяты>. куб.м подземной воды из плавского водоносного горизонта, в том числе в апреле 2017 года – <данные изъяты> куб.м, с 1 по 15 мая 2017 года – <данные изъяты>куб.м), не имея лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод при отсутствии горного отвода на эти участки и не осуществляя плату водного налога за добытую подземную воду.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: распоряжением № от 4.05.2017 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Воловский бройлер», актом проверки от 9.06.2017 года №, протоколом об административном правонарушении № от 19.06.2017 года, предписанием № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 9.06.2017 года справкой о скважинах ООО «Воловский бройлер», справками объёмов фактически добытой пресной подземной воды водозабором предприятия ООО «Воловский бройлер» зона «А», зона «Б», зона «В» на 15.05.2017 года, оцененными государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеевой И.А в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Государственный инспектор РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеева И.А обоснованно признала указанные доказательства достоверными, оценив их в совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Санкция ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 21 июня 2017 года №, вынесенным государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеевой И.А., ООО «Воловский бройлер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере восемьсот тысяч рублей.
При назначении наказания учтены смягчающие обстоятельства: совершение правонарушения впервые, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, отягчающих обстоятельств не установлено. Назначено минимальное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что представителем ООО «Воловский бройлер» Соловьевой Н.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении было заявлено устное ходатайство о наложении в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ничем заявителем не подтвержден.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы ООО «Воловский бройлер», которое, не оспаривая виновности в совершении указанного выше административного правонарушения, указывает на то, что правонарушение совершено впервые, оно не имеет критических и необратимых последствий, Обществом принимаются все необходимые меры для добровольного устранения выявленных нарушений, обращает внимание на сложное финансовое положение, что в совокупности может служить основанием для наложения на предприятие штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абз. 5 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
В подтверждение своих доводов ООО «Воловский бройлер» представлены следующие документы предприятия: бухгалтерский баланс на 30 июня 2017 года, отчет о финансовых результатах за январь-июнь 2017 года, справка о численности сотрудников, а также договор № от 10 июля 2017 года заключенный между ООО «Воловский бройлер» и <данные изъяты>, заявление ООО «Воловский бройлер» от 11.07.2017 года <данные изъяты>, платёжное поручение № от 20.07.2017 года об оплате водного налога за 2 квартал 2017 года, справка о задолженностях перед <данные изъяты>.
Из указанных выше документов, пояснений представителя ООО «Воловский бройлер» в судебном заседании усматривается, что получение лицензии на пользование недрами связано с необходимостью проведения геологического изучения подземных вод. ООО «Воловский бройлер» были получены лицензии на указанные цели.
В настоящее время ООО «Воловский бройлер» проводятся мероприятия по продлению срока действия указанных лицензий, в целях завершения геологического изучения подземных вод, а также оценки запасов подземных вод.
В указанных целях 10 июля 2017 года был заключён договор №, предметом которого является переоформление лицензии на недропользование по площадкам «А» и «Б», и внесение изменений и дополнений в лицензию <данные изъяты> по площадке «В» в части переноса сроков выполнения работ по геологическому изучению недр и уточнению видов работ.
11.07.2017 было подано заявление на внесение изменений и дополнений в лицензию <данные изъяты> на пользование недрами.
После проведения необходимых мероприятий по геологическому изучению и оценке запасов подземных вод ООО «Воловский бройлер» обратится за получением лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.
ООО «Воловский бройлер» начата уплата водного налога, так за второй квартал 2017 года уплачен водный налог в соответствии с действующим законодательством в размере <данные изъяты> рублей.
Реализуемый ООО «Воловский бройлер» инвестиционный проект по строительству птицеводческого комплекса является социально значимым для региона, поскольку организует дополнительные рабочие места. Так по состоянию на 25.07.2017 года в ООО «Воловский бройлер» работало <данные изъяты> человек.
Реализация проекта по строительству птицеводческого комплекса осуществляется путем частичного финансирования проекта со стороны АО «Россельхозбанк». В частности на строительство птицефабрики был получен инвестиционный кредит в размере <данные изъяты> рублей, а на пополнение оборотных средств в размере <данные изъяты> рублей.
В настоящее время ООО «Воловский бройлер» исполняет обязательства по кредитным договорам, заключенным с <данные изъяты>, в части возврата основного долга и начисленных процентов.
Предприятие также несет значительные расходы на приобретение комбикормов, ветеринарных препаратов и других товаров, необходимых для ведения хозяйственной деятельности и выращивания птицы.
При этом, на птицефабрике продолжается монтаж и пуско-наладка отдельных видов оборудования для завершения предусмотренного проектом производственного цикла. То есть предприятие на данный момент не вышло на полную производственную мощность.
По состоянию на 30.06.2017 года, согласно данным бухгалтерского учета, у ООО «Воловский бройлер» имеется убыток в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица (абз. 1 п. 5).
Суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах жалоба ООО «Воловский бройлер» подлежит удовлетворению, поскольку заявителем подтверждено наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, принятые им меры по устранению нарушений законодательства, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, позволяющих снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера..
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении от 21 июня 2017 года № по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Тульской области Киндеевой И.А., подлежит изменению со снижением назначенного административного наказания ООО «Воловский бройлер» с учетом требований чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2017 ░░░░ № ░░ ░. 1 ░░. 7.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2017 ░░░░ № ░░ ░. 1 ░░. 7.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ – №) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ (400 000 ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░