№ 2а-4399/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 09 августа 2019 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Носковой Н.В.,
прокурора Ивановой А.А.,
при секретаре Гавриловой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мохова Ильи Сергеевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Мохов И.С. обратился в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее – ИКМО Морские ворота) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Морские ворота от 11.07.2019 № 2.1 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 89 Данилова А.Г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 89.
Мохов И.С. полагает оспариваемое решение ИКМО Морские ворота незаконным по тем основания, что заявление о согласии баллотироваться Данилова А.Г. не отвечает требованиям 2 и 2.1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ. Требования, указанные п.2.3 и 3 данной статьи и п.7 ст.24 данного Закона также не исполнены.
Также в порядке устранения недостатков об указании конкретных нарушений Мохов И.С. указал, что Данилов А.Г. не представил надлежащим образом оформленное заявление о согласии баллотироваться. Не представлены также надлежащим образом заверенные копии паспорта гражданина РФ, диплома об образовании, основном месте работы (роде занятий), о занимаемой там должности. Не представлены надлежащим образом оформленные сведения о доходах и имуществе кандидата. Не представлены надлежащим образом оформленные в машиночитаемом виде заявление о согласии баллотироваться и финансовый отчет. Не представлены надлежащим образом оформленные документы: решение политической партии о выдвижении кандидата в депутаты, документ о государственной регистрации политической партии, а также надлежаще оформленный первый финансовый отчет.
Административный истец Мохов И.С. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Якушанову Б.А.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что основанием для отмены регистрации кандидата Данилова А.Г. является отсутствие указания в сведениях о размере и источниках доходов не указал доход, возникший из начисления процентов (капитализации) по текущим счетам. Также указал, что не представлен надлежащий документ, подтверждающий членство СПб ВООВ «Боевое братство», как указано в Уставе организации – членский билет, поскольку представлена только справка об этом, а также не представлена копия, заверенная кандидатом справки с места работы, поскольку представлен подлинник данной справки. В связи с чем ему следовало отказать в регистрации на основании п.п. в.2 п.24 ст.38 ФЗ-67.
Представитель ИКМО Морские ворота, действующий на основании доверенности, Дятлов О.В. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что все необходимые документы и сведения были представлены в соответствии с действующим законодательством. Кроме того просил производство по делу прекратить.
Заинтересованное лицо Данилов А.Г. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Старший помощник прокурора Кировского района города Санкт-Петербурга Иванова А.А., полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Избирательная комиссия Санкт-Петербурга была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со ст. 240 ч. 4 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела решение избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ Морские ворота принято 11.07.2019 года, с административным исковым заявлением истец обратился с учетом периода направления иска почтовой корреспонденции в установленный законом срок.
Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее - МО МО Морские ворота) от 16.06.2019 № 03/01 на 08.09.2016 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва.
Мохов И.С. на основании решения ИКМО Морские ворота от 08.07.2016, является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 89.
Данилов А.Г. на основании решения ИКМО Морские ворота от 11.07.2019 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва многомандатному избирательному округу № 89.
Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. (п.2,2.1).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Санкт-Петербурга №303-46.
По заявленным административным истцом исковым требований судом установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, пояснений сторон, Подтверждений о получении документов для регистрации кандидата, Данилов А.Г. 02.07.2019 и впоследствии представил в ИКМО Морские ворота: заявление о согласии баллотироваться; справку, копию паспорта; копию диплома об образовании; справку с места работы; сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, решение органа политической партии, внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде; копию свидетельства ИНН. Из содержания указанного документа следует, что Данилов А.Г. получил разрешение на открытие специального избирательного счета.
Также административный истец представил в ИКМО Морские ворота данные об изменении в сведениях о кандидате; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
По итогам рассмотрения заявления о выдвижении и представленных документов, решением ИКМО Морские ворота принято оспариваемое решение.
Таким образом, судом установлено, что Даниловым А.Г. были в полном объеме выполнены требования ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, представлены все необходимые документы, а указание в административном иске на данные нарушения не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В основаниях административного иска Мохов И.С. указал, что Данилов А.Г. не представил надлежащим образом оформленное заявление о согласии баллотироваться. Не представлены также надлежащим образом заверенные копии паспорта гражданина РФ, диплома об образовании, основном месте работы (роде занятий), о занимаемой там должности. Не представлены надлежащим образом оформленные сведения о доходах и имуществе кандидата. Не представлены надлежащим образом оформленные в машиночитаемом виде заявление о согласии баллотироваться и финансовый отчет. Не представлены надлежащим образом оформленные документы: решение политической партии о выдвижении кандидата в депутаты, документ о государственной регистрации политической партии, а также надлежаще оформленный первый финансовый отчет. Однако, данные доводы полностью опровергаются вышеустановленной совокупностью доказательств по делу, в связи с чем оснований полагать, что Даниловым А.Г. были нарушены требования действующего законодательства по доводам, указанным в иске, не имеется.
Доводы представителя административного истца о том, не представлены документы подтверждающие членство в общественной организации «Боевое братство», суд находит несостоятельными, поскольку ни положения п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, ни положения какого-либо иного закона не содержат требований к форме и содержанию документа, удостоверяющего принадлежность кандидата к общественному объединению. Единственное требование - указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом, которое было исполнено.
При этом указание в Уставе организации на подтверждение членства выдачей членского билета не исключает подтверждение данных сведений документами, не противоречащими закону.
Довод о необходимости представить копию справки с места работы также не может служить основанием для признания решения ИКМО незаконным, поскольку кандидатом был представлен подлинник справки, который заверения не требовал.
Кроме того, сопоставление сведений о доходах, представленных Даниловым А.Г., с формой такой справки согласно Федеральному закону N 67-ФЗ подтверждает правильность заявления административного ответчика о том, что эти сведения представлены по форме, установленной федеральным законодателем в полном объеме.
Доказательств обратного суду не представлено.
Позиция административного истца о том, что отсутствие в названных сведениях информации о получении кандидатом доход от процентов (капитализации) по текущим счетам является нарушением требований к оформлению необходимых для уведомления и регистрации кандидата документов, не согласуется с положениями пункта 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, предполагающей возможность избирательной комиссии обращаться с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в том числе в соответствии с пунктом 3 названной статьи, а соответствующие органы представить результаты проверки.
Факт выявления недостоверности представленных кандидатами сведений обязывает избирательную комиссию направить в средства массовой информации информацию об этом, что прямо предписано в пункте 8 этой же статьи.
Таким образом, неполнота представленных сведений о размере и об источниках доходов может свидетельствовать о недостоверности представленных сведений, что действующим избирательным законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, задачами которого являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3), гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (статья 4), обязывает участвующих в деле лиц добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и обращаться в суд исключительно путем подачи административного искового заявления, заявления, жалобы, представления и иных документов на бумажном носителе или в электронном виде (части 2 и 6 статьи 45).
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права в том числе путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иным законом.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 № 10-П, отмена регистрации кандидатом является мерой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера ответственности может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата, которых суду не представлено.
Поскольку указанные истцом в административном иске факты в обоснование заявленных требований не нашли своего подтверждения, указанные нарушения не предусмотрены федеральным законом в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, другие нарушения закона при принятии решения о регистрации кандидата в иске не приведены, и доказательств истцом этому не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не усматривается.
При этом указание административного ответчика о прекращении производства по делу суд также находит несостоятельным, поскольку административный истец заявил о предполагаемом нарушении его прав, в связи с чем данный спор подлежал рассмотрению по существу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Мохова Ильи Сергеевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата Данилова Александра Геннадьевича от 11 июля 2019 года № 2.1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/ Н.В.Носкова
Копия верна:
Судья Н.В.Носкова