Судья Ф.Ф. Ахметжанов Дело № 7-1379/2018
Р е ш е н и е
14 ноября 2018 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н Сабитов, при секретаре судебного заседания Р.Р. Бикчантаеве, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ольги Ивановны Родины на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 5 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шукуржона Олимжона Угли Пулатова,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 5 ноября 2018 года, гражданин Республики Узбекистан Ш.О. Пулатов (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2500 рублей в доход государства с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник О.И. Родина, действующая на основании ордера от 12 ноября 2018 года, просит постановление судьи изменить, исключить указание на назначение заявителю наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебное заседание Ш.О. Пулатов не доставлен, содержится в Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан (далее по тексту – ЦВСИГ МВД по РТ), извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник О.И. Родина поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что Ш.О. Пулатову вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
4 ноября 2018 года в 22 часа 30 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики Узбекистан Ш.О. Пулатов, въехавший в Российскую Федерацию 8 августа 2018 года в безвизовом порядке, состоящий на миграционном учете до 31 октября 2018 года по адресу: <адрес>, в нарушение Федерального закона №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ), по истечении срока пребывания, уклонился от выезда из Российской Федерации, с 31 октября 2018 года пребывает на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания.
Принимая оспариваемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в нарушении требований миграционного законодательства Российской Федерации, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
С выводом судьи в этой части следует согласиться.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, основания и условия пребывания их на территории Российской Федерации, определяются положениями Федерального закона №115-ФЗ, в соответствии с которыми иностранный гражданин признается законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон №109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Из анализа названного Федерального закона и правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в частности, в определениях от 16 декабря 2010 года N 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года N1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону. Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.
В соответствии с положениями статей 4, 9 Федерального закона №109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года №9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 42 данных Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2016 N 907) при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3, 3(1) и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин, лицо без гражданства несут ответственность, если они въехали на ее территорию с нарушением установленных правил, или не имеют документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или уклоняются от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в ней.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ и виновность заявителя в его совершении, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения (л.д.2); протоколом о доставлении (л.д.4); протоколом об административном задержании (л.д.5); сводкой информации ПК «Марафон» (л.д.6); сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.8); сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ «Мигрант» (л.д.11-13), а также другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей районного суда на предмет их допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Из анализа представленных доказательств следует однозначный вывод о том, что заявителем допущено нарушение требований пункта 42 вышеназванных Правил и Федерального закона №109-ФЗ, выразившихся в не исполнении им предусмотренной законом обязанности в течение 3 рабочих дней уведомить орган миграционного учета об изменении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации и постановке на миграционный учет на новый срок, чем допущено нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета.
При таком положении, обоснованность квалификации действий заявителя по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ сомнений не вызывает. Постановление о назначении Ш.О. Пулатову административного наказания, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем оспариваемое постановление судьи подлежит изменению по следующим основаниям.
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с пунктом 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно части 4 статьи 3.10 КоАП РФ такое наказание может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Признавая заявителя виновным по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ и назначая ему наказание в виде административного штрафа с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, в оспариваемом постановлении вывод судьи в этой части должным образом не мотивирован и не подтвержден данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к заявителю данного вида наказания, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов.
Кроме того, судьей оставлено без должного внимания то обстоятельство, что Ш.О. Пулатову в надлежащем порядке выдан патент от 11 сентября 2018 года, который в соответствии с положениями Федерального закона №115-ФЗ, предоставляет ему право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации и продлевает срок его пребывания на территории Российской Федерации на срок действия патента.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие у Ш.О. Пулатова патента дающего право осуществлять трудовую деятельность, полагаю возможным постановление судьи изменить в части определения вида и размере административной ответственности, исключив указание на назначение заявителю дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При таком положении жалоба подлежит удовлетворению.
Соответственно, мера обеспечения исполнения постановления в виде помещения заявителя в ЦВСИГ МВД по РТ подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
жалобу защитника Ольги Ивановны Родины удовлетворить.
Постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 5 ноября 2018 года, вынесенное в отношении Шукуржона Олимжона Угли Пулатова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из резолютивной части постановления указание на назначение Шукуржону Олимжону Угли Пулатову административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения Шукуржона Олимжона Угли Пулатова в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан, отменить.
Освободить Шукуржона Олимжона Угли Пулатова, 27 февраля 1995 года рождения, из центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Металлургическая, дом №6.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором.
Судья И.Н. Сабитов