Дело № 2-192/2018 |
22 мая 2018 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,
при секретаре Абрешитовой Е.А., с участием истцов Воронцовой В.А., Охолова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску Воронцовой В.А., Охолова А.А. и С.Е.А. к М.О.В. о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права общей долевой собственности на квартиру,
установил:
истцы обратились в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ними и П.Л.М. был заключен договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, который соответствовал всем требованиям закона. Продавцом по данному договору является П.Л.М., они - покупателями. Данный договор и переход права общей долевой собственности на квартиру подлежали регистрации в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - в Бюро технической инвентаризации администрации Виноградовского района Архангельской области, однако зарегистрированы не были. Продавец П.Л.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследником её имущества является её дочь М.О.В., других наследников первой очереди после смерти П.Л.М. нет. Они как покупатели надлежащим образом исполнили обязанности по договору купли-продажи, уплатив продавцу денежные средства - стоимость квартиры, приняли квартиру согласно акту приёма-передачи. В квартире они стали проживать практически сразу после заключения договора. Всё это время они оплачивают все необходимые коммунальные платежи за квартиру. Произвести государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры и перехода права общей долевой собственности на квартиру в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия одной из сторон по договору купли-продажи - продавца. Просят суд произвести государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры между П.Л.М. и ними, а также государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на квартиру из собственности П.Л.М. в их общую долевую собственность без регистрации права собственности П.Л.М. на указанную квартиру.
Истцы Воронцова В.А. и Охолов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Истец С.Е.А. и ответчик М.О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия, ответчик исковые требования признаёт.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца С.Е.А., ответчика М.О.В. и представителя третьего лица.
Суд, заслушав истцов Воронцову В.А., Охолова А.А., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между П.Л.М. (продавец) и О.В.А., действующей за себя и как законный представитель своей несовершеннолетней дочери О.Е.А., Охоловым А.А. (покупатели) был заключен договор купли-продажи квартиры за номером № в деревянном доме за номером № «а» по <адрес> в <адрес>, состоящей из двух жилых комнат, размером <данные изъяты> кв. м полезной площади, в том числе, жилой - <данные изъяты> кв. м. На момент заключения сделки указанная квартира принадлежала на праве собственности П.Л.М. на основании договора передачи квартиры в частную собственность, заключенного с администрацией Виноградовского района ДД.ММ.ГГГГ.
Данный договор удостоверен ДД.ММ.ГГГГ нотариусом, занимающимся частной практикой в Виноградовском районе.
Согласно акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ П.Л.М. передала в собственность О.В.А., Охолова А.А., О.Е.А. указанную квартиру в натуре, путем передачи ключей и документов, относящихся к ней. О.В.А. квартиру осмотрела, претензий по качеству передаваемого жилья не имела.
О.В.А. сменила фамилию на Воронцову после вступления в брак с В.А.И. ДД.ММ.ГГГГ.
Также О.Е.А. сменила фамилию на С. после вступления в брак с С.А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Из поквартирной карточки на спорную квартиру следует, что в ней были зарегистрированы глава О.В.А. ДД.ММ.ГГГГ, сын Охолов А.А. ДД.ММ.ГГГГ, дочь О.Е.А. ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Согласно ст. 550 ГК РФ несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
На основании ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
В силу ст. 558 ГК РФ существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно копии технического паспорта на <адрес> в <адрес>, указанная квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м, жилую - <данные изъяты> кв. м, кадастровый №, инвентарный №, кадастровую стоимость <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Виноградовским отделением ГУП АО «БТИ», следует, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано за П.Л.М. ДД.ММ.ГГГГ, записано в реестровую книгу за № на основании договора передачи квартиры в частную собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 187).
П.Л.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее супруг - П.В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, сын П.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Дочь П.Л.М. - М.О.В. (до вступления в брак П.) с исковыми требованиями истцов согласна.
Из сообщения нотариуса нотариального округа Виноградовского района Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным нотариальной конторы наследственное дело к имуществу П.Л.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, по настоящее время не заводилось.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственной регистрации подлежали права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации,
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Учитывая, что договор купли-продажи квартиры подлежит государственной регистрации, то в силу ч. 1 ст. 551 ГК РФ переход права общей долевой собственности по договору также подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В случае, если обязательство продавца передать недвижимость не исполнено, покупатель вправе в исковом заявлении соединить требования об исполнении продавцом обязанности по передаче (абзац седьмой статьи 12 ГК РФ, статья 398 ГК РФ) и о регистрации перехода права собственности. При этом требование о регистрации перехода права собственности не может быть удовлетворено, если суд откажет в удовлетворении требования об исполнении обязанности продавца передать недвижимость.
Согласно п. 62 указанного Постановления Пленума ВС РФ, на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Судом установлено, что истцы надлежащим образом исполнили обязанности по договору купли-продажи: уплатили продавцу денежные средства, приняли квартиру согласно акту приёма-передачи, заселились в нее, всё это время несут бремя содержания квартиры, оплачивают необходимые коммунальные платежи за нее.
Произвести государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры и перехода права общей долевой собственности на нее в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время невозможно ввиду отсутствия одной из сторон договора - продавца П.Л.М. в связи с её смертью.
При таких обстоятельствах суд при ходит к выводу, что требования истцов основаны на закону и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Воронцовой В.А., Охолова А.А. и С.Е.А. - удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между П.Л.М. и О.В.А., Охоловым А.А., О.Е.А., а также государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на указанную квартиру из собственности П.Л.М. в общую долевую собственность Воронцовой В.А., Охолова А.А., С.Е.А., по 1/3 доле каждому, без обращения в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество второй «Стороны» по договору - «Продавца» П.Л.М., и без регистрации права собственности П.Л.М. на указанную квартиру.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья С.Ю. Бачина