Дело № 2-297/2020 (2-6306/2019;)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2020 г. |
ул. Ленинградская, д. 13-Б, г. Химки Московская область |
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Панферовой Д.А.,
при секретаре Апуриной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по городу Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет,
установил:
Истец ФИО2 обратился в суд к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по городу Москве и <адрес> с требованиями об обязании произвести перерасчет.
В обоснование своих требований истец указал, что ответчик необоснованно производит расчет его пенсии по старости, не учитывая его трудовой стаж более 40 лет.
Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения с момента назначения пенсии, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000,00 рублей.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, реализовал право на представителя, который исковые требования поддержал.
Ответчик ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и <адрес> в судебное заседание явился в лице представителя по доверенности, который иск не признал по основаниям, изложенным в ответе на обращение истца от <дата>.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Установлено, что истец с <дата> является получателем досрочной пенсии по старости.
В ответе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации <№ обезличен> по г. Москве и <адрес> от <дата> г. № 205-3717/50-01 на обращение ФИО2 по вопросу пересчета размера пенсии, заявителю сообщалось об отсутствии оснований для пересчета пенсии, установленных Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснялось, что общий трудовой стаж, учтенный по <дата>, составил 30 лет 11 месяцев 13 дней, стажевый коэффициент 0,60.
Фактическое отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за период работы с 2000 года по 2001 год учтено в максимальном размере - 1,2 (фактическое 4,09).
Расчетный размер пенсии на <дата> составил – 1203,12 рублей.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости составил -7239,81 рублей, размер пенсии на дату назначения 10202,88 рублей.
На 31 декабря 204 года с учетом проведенных индексаций размер трудовой пенсии составил 14667,16 рублей (10756,82 рублей страховая часть + 3910,34 рублей фиксированный базовый размер).
С <дата> в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Трудовая пенсия преобразована в страховую пенсию, фиксированный базовый размер преобразован в фиксированную выплату.
Указанным Законом при расчете страховой пенсии введен новый инструмент учета пенсионных прав гражданина «индивидуальный пенсионный коэффициент» - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию.
Вместе с тем, нормы Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от <дата> <№ обезличен>-Ф3.
Для лиц, являвшимися получателями трудовой пенсии на <дата> пенсионные права сохранены и сформированы по правилам новой формулы.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца определена, исходя из размера установленной на <дата> страховой части трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного частью 10 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ: 10756,82 руб.: 64 руб. 10 коп. = 167,813
С <дата> размер страховой пенсии истца по старости составлял 16367,12 рублей.
С 01.08.2015г. произведена корректировка размера страховой части пенсии по страховым взносам, итого ИПК составил 170,712, а размер пенсии – 16574,13 рублей.
С 01.02.2016г. размер страховой пенсии истца увеличен и составил 16788,36 рублей.
С 01.08.2017г. произведен перерасчет страховой пенсии, размер пенсии составил – 17002,59 рублей, также размер пенсии увеличивался с 01.08.2018г., с 01.08.2019г. и составляет 17431,05 рублей.
До <дата> одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от <дата> N 213-ФЗ).
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от <дата> N 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.
При этом согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от <дата> N 213-ФЗ вступали в силу с <дата>, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с <дата>.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с <дата> были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от <дата> N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от <дата> N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с <дата> (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до <дата>, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для пенсионеров, получавших на <дата> трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (<дата>) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с <дата> в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
Согласно ст. 15 Федерального закона от <дата> г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день установления страховой пенсии.
В силу положений статьи 15 названного Закона размер страховой пенсии по старости определяется по установленной формуле.
Также в силу положений статьи 14 Федерального закона от <дата> N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по установленной формуле.
Согласно статье 30 поименованного Закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по установленной формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам истца, расчет его пенсии был произведен ответчиком в соответствии с положениями приведенных правовых норм, по наиболее выгодному варианту, отмечая также, что истом не указаны не включенные ответчиком периоды работы, то время как по ходатайству стороны истца судом предоставлялась возможность ознакомиться с материалами пенсионного дела на имя ФИО2, а также объявлялся перерыв в судебном заседании в целях подготовки стороной истца контррасчета размера пенсии по старости, вместе с тем в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств в обоснование своих требований стороной истца не представлено.
Исковое заявление содержит ссылки на правовые нормы декларативного характера и не описывают ни одного фактического обстоятельства, позволяющего определить основание иска и установить в чем, заключается нарушение права.
Просительная часть искового заявления не позволяет понять, о перерасчете на какой конкретный размер пенсии просит истец.
В связи с отказом в основных материально-правовых требований не имеется правовых оснований для удовлетворения производных требования о возмещении морального вреда.
Разрешая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд не усматривает оснований для их удовлетворения также по следующим основаниям.
Так, в силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство. Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина с учетом положений ст. ст. 7, 39 Конституции РФ и Федерального закона N 173-ФЗ от <дата> "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение пенсионных прав.
Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
При таких данных законных оснований для взыскания с ГУ - ГУ ПФР N 5 по г. Москве и <адрес> в пользу истца компенсации морального вреда за отказ в перерасчете пенсии не имеется.
При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по городу Москве и <адрес> об обязании произвести перерасчет – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято <дата>
УИД 50RS0<№ обезличен>-72
Судья Панферова Дарья Александровна
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> <данные изъяты> |