Решение по делу № 2-912/2024 (2-5571/2023;) от 27.11.2023

УИД 59RS0004-01-2023-006745-17

Дело № 2-912/2024 Мотивированное решение изготовлено 03.04.2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2024 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Баженовой В.Р.,

с участием представителя истца Приходько Е.Ю.,

представителя ответчика Портнова А.О.,

третьего лица Фатыковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района в интересах ФВР к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности обеспечить специализированным лечебным питанием,

установил:

прокурор Пермского района, действуя в интересах Фатыкова В.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края, просит признать право ФВР., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное обеспечение специализированным продуктом для диетического лечебного питания - нутриент стандарт; возложить на ответчика обязанность по обеспечению Фатыкова В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным продуктом для диетического лечебного питания - <данные изъяты> до минования надобности; решение суда обратить к немедленному исполнению (л.д.3-9).

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Пермского района от Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступило обращение опекуна Фатыковой Л.В., действующей в интересах сына Фатыкова В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, о нарушении прав инвалида на бесплатное обеспечение специализированными продуктами лечебного питания. В своем обращении Фатыкова Л.В. указывает, что её сын включен в регистр пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, в настоящее время ФВР находится <данные изъяты> и ему необходимо специализированное питание, однако, ГБУЗ ПК «ПЦРБ» в назначении специализированного лечебного питания отказано. В ходе проведения проверки установлено, что в настоящее время Фатыков В.Р. является <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФВР имел статус «ребенок-инвалид». ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией ГБУЗ ПК «ПЦРБ» принято решение об отсутствии оснований для направления заключения врачебной комиссии пациента Фатыкова В.Р. об обеспечении специализированными продуктами питания в комиссию Министерства здравоохранения Пермского края по рассмотрению вопросов индивидуального обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, проживающих в Пермском крае, поскольку пациент ФВР утратил статус <данные изъяты> после достижения возраста 18 лет. При этом, врачебной комиссией вопрос о наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) ФВР в специализированном лечебном питании не рассматривался, на рассмотрение главному внештатному специалисту Министерства здравоохранения Пермского края по соответствующему профилю для дачи рекомендаций по обеспечению специализированными продуктами лечебного питания и консультативного заключения не направлялось. Вместе с тем, установлено, что согласно рекомендациям врача-гастроэнтеролога ГБУЗ ПК «ПЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФВР по жизненным показаниям нуждается в специализированном лечебном питании и ему рекомендован <данные изъяты> Также согласно справке врача паллиативного отделения ГБУЗ ПК «ПЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФВР по состоянию здоровья нуждается в лечебном питании <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пермского района главному врачу ГБУЗ ПК «ПЦРБ» внесено представление. В соответствии с полученным представлением прокуратуры Пермского района, ГБУЗ ПК «ПЦРБ» обратилось в Министерство здравоохранения Пермского края о рассмотрении вопроса обеспечения инвалида ФВР специализированным лечебным питанием. Из информации Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -исх следует, что полномочия по обеспечению специализированными продуктами лечебного питания лиц, достигших возраста 18 лет, в рамках предоставления набора социальных услуг действующим законодательством не предусмотрены. Кроме того, врачебная комиссия по рассмотрению вопросов индивидуального обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, проживающих в Пермском крае, не уполномочена рассматривать вопросы обеспечения специализированными продуктами лечебного питания инвалидов, достигших 18-летнего возраста, в связи с этим, Министерством здравоохранения Пермского края отказано в рассмотрении на комиссии вопроса обеспечения специализированными продуктами лечебного питания инвалида ФВР В случае, если ФВР по жизненным показаниям необходимо принимать специализированный лечебный продукт для диетического и лечебного питания, то обеспечение его данным продуктом должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае ФВР фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Необеспечение ФВР специализированным продуктом для диетического лечебного питания ведет к нарушению его прав, ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фатыкова Л.В. (л.д.1).

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснила, что имеется протокол заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, установлена постоянная потребность в обеспечении паллиативного пациента ФВР высокобелковым специализированным продуктом для диетического лечебного питания.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Третье лицо Фатыкова Л.В. в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.

Третье лицо - ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В судебном заседании установлено, что ФВР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты> (л.д. 27).

Решением Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФВР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан недееспособным (л.д. 32-34).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ над недееспособным ФВР установлена опека, опекуном назначена Фатыкова Л.В. (л.д. 30-31).

ФВР наблюдается в ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» с диагнозом: <данные изъяты>

В ходе судебного заседания установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФВР имел статус <данные изъяты>», до достижения 18-ти лет бесплатно обеспечивался специализированными продуктами лечебного питания в рамках Перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ После достижения совершеннолетия специализированный продукт лечебного питания опекун Фатыкова Л.В. приобретает за счет собственных средств, а также благотворительных фондов, некоммерческих организаций.

Данные обстоятельства объективно установлены судом и сторонами по делу не оспариваются.

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.ст.6.1., 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма (статья 39 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пунктов 3 и 4 статьи 36 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Приказом Минздрава России от 31.05.2019 № 348н «Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому».

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно п.45 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5 и 44 настоящей части.

ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» принято решение, оформленное протоколом , о необходимости в обеспечении <данные изъяты> ФВР, , <данные изъяты>

В соответствии с п.1.3 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 № 880-п, Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Пермского края, в том числе средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Пермскому краю в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Министерство для реализации поставленных задач осуществляет следующие функции в части обеспечения проведения единой государственной политики в области охраны здоровья населения Пермского края в пределах полномочий, установленных законодательством: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п.3.1.1.1); разработка и реализация программы развития здравоохранения, а также участие в реализации иных государственных программ в соответствии с действующим законодательством (п.3.1.1.2); разработка в установленном законом порядке и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования (п.3.1.1.3.); организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в пределах своей компетенции (п.3.1.6.2).

Учитывая, что заключением врачебной комиссии установлена необходимость по жизненным показаниям обеспечения паллиативного пациента ФВР высокобелковым специализированным продуктом для диетического лечебного питания, суд находит требования прокурора Пермского района о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности обеспечить ФВР указанным лечебным питанием в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края () обязанность по обеспечению ФВР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения высокобелковым специализированным продуктом для диетического лечебного питания из расчета 1 банка в день на постоянной основе до минования надобности.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий – п/п

Копия верна. Судья-     И.П.Рожкова

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах гражданского дела Ленинского районного суда <Адрес>.

2-912/2024 (2-5571/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фатыков Владик Рамильевич
Прокурор Пермского района Пермского края в интересах Фатыкова Владика Рамильевича
Ответчики
Министерство здравоохранения Пермского края
Другие
ГБУЗ Пермского края "Пермская центральная районная больница"
Фатыкова Лариса Валерьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Рожкова И.П.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.01.2024Предварительное судебное заседание
22.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.03.2024Предварительное судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее