УИД: 11RS0001-01-2021-000952-02 Дело № 2а-33/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.,
при секретаре Каневой Л.С.
с участием административного истца Грызлова А.С.
представителя административных ответчиков ФСИН России, УСФИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК Жабинец М.В.
представителя административных ответчиков МВД России, МВД по Республике Коми Капиносова Э.О.
представителя заинтересованного лица УМВД России по г.Сыктывкару Чабанец А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 25 марта 2022 года административное дело по заявлению Грызлова Алексея Сергеевича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми, ФСИН России, УСФИН России по Республике Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК о присуждении компенсации,
у с т а н о в и л:
В производстве суда находится административное дело по заявлению Грызлова А.С. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми, ФСИН России, УСФИН России по Республике Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК о присуждении компенсации, в общей сумме 1 500 000 руб. (л.д. 14 том 1, л.д. 6 том 2).
По доводам истца в период с 29.08.2014 по 14.07.2017 он подвергался жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению, нарушались его неимущественные права: ...
В судебном заседании административный истец требования поддержал. Возражал против рассмотрения дела в порядке производства, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель ответчиков ФСИН России, УСФИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК Жабинец М.В. требования не признал. Факт не предоставления истцу до февраля 2016 года сухих пайков/горячего питания не оспаривал, указав, что в требовании суда отсутствовала информация о продолжительности нахождения лиц в суде и необходимости обеспчения питанием.
Кроме того, истец утверждает, что до 2016 года питанием для лиц, участвующих в судебных заседаниях в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми не доставлялось, а сухие пайки в СИЗО выдавались лишь суточными нормами (одна упаковка на сутки), иных сухих пайков кроме суточных не предусмотрено. Так, истец утверждает, что питание в 2015 году в период посещения суда не предоставлялось.
Представитель ответчиков МВД России, МВД по Республике Коми Капиносов Э.О., представитель заинтересованного лица УМВД России по г.Сыктывкару Чабанец А.И. требования не признали по доводам письменных возражений.
Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, УФК по РК, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Управления Судебного департамента в Республике Коми участия при рассмотрении дела не приняли.
Суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации по следующим основаниям.
Так, на момент рассмотрения настоящего дела действует статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающая особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях введенная в действие с 27.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в главу 22 названного Кодекса, регламентирующую производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
По общему правилу процессуального законодательства судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав доводы сторон, опросив свидетелей, обозрев медицинские документы на имя истца, изучив материалы административного дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Если административный истец, заявляя требования о компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, обращается в суд за период, как до вступления Федерального закона № 494-ФЗ в силу, так и после него, то такие требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ с применением к данным правоотношениям как положений статьи 151 и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей помимо общих положений параграф 4 «Компенсация морального вреда», так и положений статьи 227.1 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для наступления ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего: факт причинения нравственных или физических страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наступление вреда, наличие причинно- следственной связи между противоправностью действия (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде нравственных или физических страданий.
Установлено, что административный истец в спорный период с 29.08.2014 по 14.07.2017 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно суточным ведомостям временно выбывших из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Грызлов А.С. доставлялся в судебные заседания и иные процессуальные действия в следующие даты: ... - БЮРО СМЭ ... - в Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми; ... - в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми; ... - в Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми; ... - в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми; ... - в Верховный суд Республики Коми.
1. По доводам административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми перед отправкой их Учреждения в Бюро СМЭ, Эжвинский районный суд города Сыктывкара, ИВС УМВД России по городу Сыктывкару он подвергался унизительному личному досмотру с раздеванием догола в присутствии других задержанных лиц и сотрудников Учреждения.
Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Так, согласно статьям 23-26 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру.
Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.
К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение N 2).
Личный обыск может быть полным и неполным. Полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию. В последнем случае обыск проводится по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего, при их отсутствии - дежурного помощника.
Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов.
Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются под контролем медицинского работника.
При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, шнурки и металлические набойки.
Подозреваемым или обвиняемым оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в ассортименте, установленном настоящими Правилами. Личные вещи, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО, либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт. Постановление об уничтожении изъятых предметов составляется сотрудниками, проводящими обыск, после чего с ним под роспись знакомится подозреваемый или обвиняемый.
Неполный обыск производится при выводе подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО (в медицинскую часть, на прогулку, к фотодактилоскописту, следователю, дознавателю, до и после свидания с защитниками, родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру и т.д.). При неполном обыске просматривается и прощупывается одежда и обувь обыскиваемого без его раздевания (ст. 27).
Личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками СИЗО одного с ними пола. При полном обыске не должны присутствовать лица противоположного пола, за исключением приглашаемых в необходимых случаях медицинских работников (ст. 28).
При рассмотрении дела установлено, что истец перед отправкой за его пределы СИЗО подвергался полному личному обыску.
Однако факты, свидетельствующие об унизительном личном досмотре, с раздеванием догола в присутствии других задержанных лиц и сотрудников Учреждения противоположного пола, не нашли своего подтверждения.
Так, допрошенный по ходатайству истца в качестве свидетеля по делу ... С.Д., суду пояснил, что совместно с истцом подвергался личному обыску, раздевались до трусов, далее осмотр продолжался по одному за шторкой. Свидетель ... Д.В. показал, что раздевались полностью в присутствии других лиц и сотрудников, шторок не было. По показаниям свидетеля ... А.Н. раздевали до нижнего белья в присутствии других лиц, далее осмотр проводился в специально отведенных местах отдельно.
Не доверять показаниям свидетелей, предупрежденным по ст. 307-308 УК РФ у суда оснований не имеется. Показания свидетелей ... С.Д. и ... А.Н. согласуются между собой и не противоречат материалам дела. К показаниям ... Д.В. суд относится критически, поскольку иными допустимыми доказательства данные показания не подтверждены и опровергнуты показаниями свидетелей ... С.Д. и ... А.Н.
2. По доводам истца в обоснование требований, конвоирование из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в спецавтомобилях МВД имело место в бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях – в металлической капсуле, в которой можно было сидеть только на твердой скамейке, окна отсутствовали, воздуха не хватало, чувствовал себя как в гробу/будке. Находясь в суде, приходилось длительное время ожидать выводов в туалет, поскольку сотрудников конвоя для сопровождения не хватало.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в том числе, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Так, согласно записям, имеющимся в путевых журналах №№ 43, 442, 443, 459, 5398, 10163, 10345, 10425 Грызлов А.С. перевозился (конвоировался) сотрудниками ОРОиКПиО УМВД России по г. Сыктывкару на специальных автомобилях в течение периода с 29 августа 2014 по 14 июля 2017, на следующих специальных автомобилях: ...
Пунктами 22.3, 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, предусмотрено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организационной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест; запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
Специальные автомобили, на которых перевозился (конвоировался) Грызлов А.С. изготовлены на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии и одобрения типа ТС, выданные органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.
Законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа ТС выдаются в соответствии с правилами по сертификации механических транспортных средств. В соответствии с правилами по сертификации, помимо общих требований предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям осуществляющим перевозку лиц заключенных под стражу предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно – служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Стандарт 2010) и правила стандартизации ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Стандарт 2016).
В период эксплуатации данных автомобилей внесений изменений в конструкцию не производилось, автомобили находятся в технически исправном состоянии. Данные подтверждены ежедневными предрейсовыми осмотрами с отметкой в путевом листе, а также актами ежегодных комиссионных обследований спецавтомобилей.
Конструктивные особенности спецавтомашин в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартами 2010, 2016, предполагают наличие общих и одиночных камер с установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер.
Пунктом 4.12.3 Стандарта 2010, 2016 установлены основные требования к спецавтомобилям по видам конвоирования: для конвоирования спецконтингента из ИВС в суды различных инстанций и обратно необходимо обеспечение полной изоляции спецконтингента друг от друга, а также наличие одиночных камер в спецавтомобиле.
Пунктами 4.5, 5.5.2 Стандарта 2010 установлено, что в спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются помещение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина (в спецавтомобилях вместимостью более 7 человек спецконтингента). Спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей. Сиденья спецконтингента должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20x20x1,5 мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, с бесцветным лаковым покрытием. Сиденья должны иметь следующие размеры: а) длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; б) ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм; в) высота сидений – от 340 до 500мм, глубина сидений – не менее 350 мм.
Пунктом 5.1.3. Стандарта 2010 установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.
В соответствии с п. 5.4.4. Стандарта 2010 минимальные размеры камер для спецконтингента указаны в таблице.
Вид помещения |
Минимальные размеры, мм |
|
ширина |
глубина |
|
Одиночная камера для спецконтингента |
500 |
650 |
Общая камера для спецконтингента |
Размер определяется длиной сидений (450 мм на одно посадочное место) |
650 или 1150* |
Туалетная кабина |
500 |
700 |
* Размер камеры для спецконтингента с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры – 1300 мм. |
Пунктами 5.8.1, 5.8.2 Стандарта 2010 установлено, что отопление рабочего салона должно осуществляться дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающим на дизельном топливе.
В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей могут использоваться штатные отопители базового автомобиля.
Система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.
Пунктом 5.9 Стандарта 2010 установлено, что система вентиляции должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.
Вентиляционные лючки должны быть установлены в каждой камере для спецконтингента вместимостью не более 3 человек и туалетной кабине: в одиночных камерах и туалетной кабине – по одному, в общих камерах – по два лючка.
Применение принудительной приточно-вытяжной вентиляции с использованием электрических вентиляторов обязательно при общей вместимости рабочего салона более 7 человек.
В каждой общей камере для спецконтингента вместимостью более 3 человек должен быть установлен вытяжной вентилятор, в помещении конвоя – приточный вентилятор. Должна быть обеспечена возможность работы вентиляторов при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
Пунктом 4.6 Стандарта 2016 установлено, что спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей.
Пунктом 5.1.3 Стандарта 2016 установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.
Пунктом 5.2.5 Стандарта 2016 установлено, что высота свободного пространства рабочего салона по продольной оси спецавтомобиля должна быть не менее 1500 мм, при общей вместимости рабочего салона не более 7 человек – не менее 1300 мм. Высота свободного пространсва над каждым сидячим местом должна быть не менее 900 мм, при общей вместимости рабочего салона не более 7 человек – не менее 850 мм.
Пунктом 5.5.2 Стандарта 2016 установлено, что сиденья должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее (20,0 х 20,0 х 1,5) мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм или (допускается только для сидений в одиночных камерах) из фанеры повышенной водостойкости (марки не ниже СФ по ГОСТ 3916.1 или ГОСТ 3916.2) толщиной не менее 8 мм, с бесцветным лаковым покрытием.
Пунктом 5.8 Стандарта 2016 установлено, что отопление рабочего салона должно осуществляться отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отеплителем (несколькими отопителями). Система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.
Пунктом 5.9 Стандарата 2016 установлено, что вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для спецконтингенат и туалетной кабине и системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции.
Таким образом, все спецавтомобили на которых перевозился Грызлов А.С. соответствуют требованиям Стандартов 2010, 2016, что подтверждается сертификатами одобрения типа транспортного средства.
Нарушение действиями административных ответчиков требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Довод о том, что в период нахождения истца в камерах Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми, его не выводили для отправления естественных надобностей судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 180 приказа МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного-двух конвоируемых – два конвоира, на три-шесть конвоируемых – три конвоира, на семь-десять конвоируемых – семь конвоиров. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.
Вывод подозреваемых и обвиняемых для отправления естественных надобностей осуществлялся по их просьбе с учетом требования приказа МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп.
3. По доводам истца в обоснование требований, в Эжвинском районном суде г. Сыктывкара он содержался в подвальных помещениях, маленькой площади – «камерах-боксах», в которых ограничено свободное пространство, помещения оборудованы лишь одной скамейкой, в наличии мусорное ведро (переполненное), отсутствует естественное освещение и вентиляция, имеются неприятные запахи, дым табака, стены помещения грязные. В 2016 пришлось отказываться от питания ввиду невозможности приема пищи в условиях подвального помещения в суде, отсутствуют условия для приема пищи (стол), а держать горячую посуду в руках при приеме пищи неудобно, в связи с чем был вынужден отказываться от приема пищи, не мог употреблять пищу поскольку тарелка нагревалась от горячей пищи и невозможно было держать в руках одновременно тарелку, ложку и хлеб. При рассмотрении уголовного дела № 1-3/2016 в зале судебного заседания содержался «в клетке», без условий для работы и письма.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К числу ограничений следует отнести правила, установленные Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Как следует из материалов дела, Эжвинским районным судом Республики Коми, уголовное дело № 1-3/2016 рассматривалось судом с непосредственным участием истца, с участием адвокатов подсудимых, в зал судебных заседаний вызывались свидетели.
Истец находящиеся в статусе лиц, содержащихся под стражей, доставлялся в зал судебных заседаний из изолятора временного содержания под конвоем.
В целях обеспечения безопасности помещался за ограждение в виде решетки из металлических прутьев.
В силу статьи 32 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103- Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.
Порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами, выполняющими указанные функции, особенности несения службы, обязанности и права нарядов, а также действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах определяются Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп.
В соответствии с пунктом 307 Наставления в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые, размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Конвоиры на постах располагаются с правой и левой стороны от барьера (защитного заграждения). Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при перемещении подозреваемых обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей должны соблюдаться основные требования обеспечения изоляции.
Изоляция достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.
Основные требовании обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест содержания под стражей. В служебных зданиях всех судов и в местах проведения их постоянных выездных заседаний оборудуются камеры для содержания лиц, заключенных под стражу, в зале заседания суда, в помещениях для размещения личного состава караула.
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Группа помещений для подсудимых и конвоя, а также залы судебных заседаний в зданиях Эжвинского районного суда Республики Коми полностью соответствует положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции» (утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.12.1999 г. №154 и утратившего силу лишь в связи с изданием Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.04.2014 г. №96).
Так, указанным Сводом правил было предусмотрено, что в целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел должны быть установлены металлические заградительные решетки высотой 220 см, ограждающие с четырех сторон место для содержания подсудимых во время проведения судебных процессов.
В настоящее время при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции применению подлежит Свод правил СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 г. №111/ГС.
Согласно требованиям Свода правил 152.13330.2012, для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, должно быть огорожено с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом защитную кабину, которая может быть выполнена как из металлической решетки с диаметром прута не менее 14 мм, так и из прочного стекла (изолирующая светопрозрачная).
Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции. При этом в соответствии с п.1.2 Свода правил 152.13330.2012 для реконструируемых зданий настоящий Свод следует использовать по возможности.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20.12.1994 № 10 суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственны или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причините, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальны особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10).
Из приведенных правовых норм и разъяснений по их применению следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав истца или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс применения мер обеспечения участия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в расследовании и рассмотрении уголовного дела, в том числе в части содержания под стражей, доставки в суд законодательно урегулирован, на основании Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и подзаконных нормативных актов, которыми регламентированы условия содержания данных лиц, их права и обязанности.
Само по себе нахождение под стражей, доставка в суд для участия в судебных заседаниях, участие в них на законных основаниях не порождают право истца на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что условия содержания истца в Эжвинском районном суде Республики Коми не были чрезмерными, преднамеренными, бесчеловечными и не приводили к излишним страданиям и унижениям. Само по себе нахождение в здании суда в металлической клетке не является безусловным основанием для признания прав истца нарушенными. В части доводов о содержании в подвальных помещениях недостаточной площади, с ограничением свободного пространства, оборудования помещения лишь одной скамейкой, наличии переполненного мусорного ведра, недостаточном естественном освещении и ненадлежащей вентиляции, наличии неприятных запахов, дыма табака, грязных стен; отсутствии условия для работы письма, условий для приема пищи (стола), нарушений не установлено, приведенные факты страданий истца по приведенным обстоятельствам обусловлены субъективным его отношением к условиям содержания. Согласно протоколам судебных заседаний жалоб и ходатайств необходимости объявления перерыва для предоставления времени для приема пищи от истца не поступало.
4. Рассматривая доводы истца в обоснование требований о том, что до февраля 2016 ему не выдавались сухие пайки/не предоставлялось горячее питание, а в 2016 году приходилось отказываться от приема предоставляемого СИЗО горячего питания в ненадлежащих для приема пищи условиях помещений суда. И доводы о том, что отсутствие питания привело к частым острым болям в желудке и обращениям в медчасть СИЗО, хроническому гастриту, к ухудшению здоровья, частым заболеваниям (ОРЗ,ОРВИ); не оказанию медицинской помощи по заболеваниям желудка, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 302 приказа МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» по прибытии в суд начальник (старший) конвоя в перерывах между судебными заседаниями обеспечивает питанием подозреваемых и обвиняемых продуктами, выданными органом-отравителем. По просьбе подозреваемого либо обвиняемого выдает ему в потребном количестве питьевую кипяченую воду, в том числе для приготовления пищи из сухого пайка.
В соответствии с пунктом 161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Таким образом, продуктами питания, а также посудой необходимой для их транспортировки и выдачи подозреваемым и обвиняемым обеспечивает орган-отравитель (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми). На сотрудников ОРОиКПиО УМВД России по г. Сыктывкару возложена обязанность по организации питания подозреваемых и обвиняемых, которая была организована выданными органом-отправителем продуктами питания, кроме того по просьбе подозреваемого или обвиняемого им выдавалась питьевая кипяченая вода, в том числе для приготовления пищи из сухого пайка.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не оспаривался факт не предоставления истцу до февраля 2016 сухих пайков и/или горячего питания. С февраля 2016 года истец обеспечивался горячим питанием, что не оспаривал сам истец.
Также нашел свое подтверждение доводы истца о ненадлежащем оказании медицинской помощи.
Согласно п. 9 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые имеют право получать медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 26 указанного Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 9 ч. 5 ст. 19 данного Федерального закона пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, получение консультаций врачей-специалистов, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В части 3 статьи 98 указанного Федерального закона установлено, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3).
В целях проверки доводов иска, судом по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза.
Экспертным заключением № 03/188-21/216-21 (п) ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы установлено следующее.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Суд приходит к выводу, что экспертные заключения являются достоверными и как доказательство допустимыми, соответствуют требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, данная экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, с высшей квалификационной категорией и большим стажем работы, исследованию подвергнута медицинская документация, эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Заключение полно, объективно, не содержит каких-либо неясностей и противоречий. Доказательств, опровергающих выводы экспертов, сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, факт нарушения прав административного истца в виде не обеспечения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми горячим питанием/сухими пайками до февраля 2016 года, а также факт ненадлежащего оказания истцу медицинской помощи, нашел свое подтверждение, в связи с чем, требования о присуждении компенсации, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, характер и степень допущенных нарушений, продолжительность нарушения прав и значимость последствий для административного истца, характер и степень нравственных переживаний; требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации равной сумме 28 000 руб.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания является ФСИН России.
Требования Грызлова А.С. к Министерству финансов Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми, УСФИН России по Республике Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК о присуждении компенсации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Грызлова Алексея Сергеевича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Грызлова Алексея Сергеевича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 28 000 руб.
Требования Грызлова Алексея Сергеевича к Министерству финансов Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми, УСФИН России по Республике Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК о взыскании компенсации оставить без удовлетворения.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Грызлова Алексея Сергеевича.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В.Лушкова
Мотивированное решение составлено 07.04.2022.