Дело № 2-3066/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2017 года
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сердюк Н.А.,
с участием прокурора Тимохиной Ж.Н.,
при секретаре Скавыш М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симонякиной Н. С. к Симонякиной В. С. о выселении без предоставления другого жилого помещения, с участием третьих лиц: 5 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Симонякина С. Я., администрации Уссурийского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась к ответчице с иском о выселении без предоставления другого жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в 1973 г. ее супруг являлся военнослужащим и проходил воинскую службу в войсковых частях, дислоцированных на территории Уссурийского военного гарнизона. В 1990 г. ему на основании ордера XXXX как военнослужащему на состав семьи из трех человек: включая истицу и их дочь ФИО7, была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: XXXX. В 2005 г. семья истицы обратилась в ФГУ «Уссурийская КЭЧ» МО РФ с вопросом о заключении договора найма жилого помещения. Поскольку ДД.ММ.ГГ ответчик был уволен из рядов Вооруженных сил с зачислением в запас, ДД.ММ.ГГ договор найма жилого помещения был заключен с истицей, так как она на тот период времени состояла на воинской службе. В 2010 г. в связи с предстоящим увольнением из рядом Вооруженных сил Российской Федерации истица решила воспользоваться правами, предоставленными ей п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и выбрать после увольнения постоянным местом жительства XXXX, где намерена получить от Министерства обороны РФ жилое помещение на условиях договора социального найма. ДД.ММ.ГГ решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ XXXX истица и члены ее семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из трех человек. В 2015 г. истицей была изменена форма обеспечения жильем на жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно информационному письму 5 отдела по XXXX ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ дочь истицы Симонякина В.С. на основании п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» утратила право быть обеспеченной жилым помещением от Министерства обороны РФ в составе семьи. В связи с чем в марте 2017 г. обеспечение истицы жилищной субсидией для приобретения жилого помещения произведено на состав семьи два человека: на неё и супруга. Сдать ранее занимаемую квартиру Министерству обороны РФ не предоставляется возможным, так как ответчица добровольно освободить занимаемую квартиру и сняться с регистрационного учета отказывается. Поскольку ответчица не является военнослужащей, согласно п.15 ст.12 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» не относится к членам семьи военнослужащего, следовательно, в соответствии с указанным законом и Приказом Министра обороны РФ XXXX не имеет оснований для закрепления за ней спорной квартиры. В силу изложенного истица просила выселить ответчицу из спорного жилого помещения на основании ст.ст.99, 100, 103 ЖК РФ.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала, привела доводы, аналогичные изложенным выше, пояснила, что истица с супругом и дочерью вселились в спорную квартиру в 1990 г., зарегистрировались в ней по месту жительства. В настоящее время в квартире проживает ответчица, освободить квартиру и сняться с регистрационного учета отказывается, несмотря на то, что истице нужно сдать квартиру. Истица по приезду из отпуска будет сниматься с регистрационного учета по спорному адресу, поскольку фактически она с супругом нашли квартиру и решают вопрос о её приобретении. Ответчица не является членом семьи военнослужащего, перестала быть членом семьи истицы, в связи с чем подлежит выселению на основании ст.103 ЖК РФ.
Представитель ответчицы в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что у ответчицы нет другого жилья, в спорное жилое помещение она была вселена на законных основаниях в качестве члена семьи истицы. Обстоятельства, изложенные истицей в исковом заявлении и в судебном заседании, не оспаривает. Спорная квартира не является служебной, в данный момент она передана в муниципальную собственность администрации УГО, в связи с чем истица не обладает правом выселения из спорного жилого помещения, является ненадлежащим истцом. Отказ в выплате жилищной субсидии ответчицей не обжаловался.
Представитель третьего лица 5 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержала заявленные требования, представила письменный отзыв, пояснила, что спорная квартира на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ XXXX-р была закреплена за имуществом Уссурийской КЭЧ Минобороны России, находится на территории военного городка XXXX XXXX. До 2010 года данный военный городок являлся закрытым. На основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ XXXX спорное жилое помещение передано в собственность Уссурийского городского округа без статуса служебного. Данное жилое помещение предоставлялось военнослужащей Симонякиной Н.С. на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ Жилое помещение предоставлялось как служебное на период прохождения военной службы в воинской части 92605, хотя статус служебного жилья в установленном законом порядке квартире не присваивался. Симонякина В.С. была вселена в спорную квартиру как член семьи нанимателя. В настоящее время ответчица не является военнослужащей, согласно п.5 ст.12 ФЗ «О статусе военнослужащих» не относится к членам семьи военнослужащего, перестала быть членом семьи нанимателя, поэтому перед ней Министерство обороны РФ никаких обязательств нести не может. Следовательно, право пользования служебным жилым помещением она утратила. Наниматель Симонякина Н.С. и члены ее семьи на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ XXXX от ДД.ММ.ГГ были обеспечены субсидией для приобретения жилого помещения. При обеспечении субсидией Симонякиной Н.С. и членами ее семьи, в том числе и ответчицей было дано соглашение о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет. В настоящее время истица с супругом обязаны сдать спорное жилое помещение. Если стороны не сдадут квартиру, то третье лицо будет сообщать в администрацию УГО о принятии мер в отношении ответчицы.
Третье лицо Симонякин С.Я. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил выселить Симонякину В.С. из спорной квартиры, поскольку им с супругой необходимо сдать жилье. В настоящее время они планируют купить квартиру в XXXX, ДД.ММ.ГГ им поданы документы на снятие с регистрационного учета по спорному адресу, истица по возвращению из отпуска сделает тоже самое. Дочь проживает в квартире и отказывается освободить жилье, так как другого не имеет.
Представитель администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежащим образом заказным письмом с уведомлением.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего требования истца о выселении без предоставления другого жилого помещения не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, полагает исковые требования необоснованными по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
На основании ч.2 ст.92 ЖК РФ, п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: XXXX, на основании ордера XXXX от ДД.ММ.ГГ была предоставлена Симонякину С.Я. на семью из 3-х человек, включая Симонякина С.Я., истицу и дочь Симонякину В.С.
ДД.ММ.ГГ на основании указанного ордера Уссурийская КЭЧ в лице начальника Уссурийской КЭЧ ФИО8 заключила с Симонякиной Н.С. договор найма жилого помещения на спорную квартиру.
Из поквартирной карточки следует, что в спорной квартире зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГ – ответчица Симонякина В.С., с ДД.ММ.ГГ – муж Симонякин С.Я., с ДД.ММ.ГГ – наниматель Симонякина Н.С.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГ XXXX, выданной командиром войсковой части XXXX, Симонякина Н.С. проходила военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в войсковой части XXXX XXXX Приморского края. В ее личном дела записаны: муж – Симонякин С.Я., ДД.ММ.ГГ г.р., дочь - Симонякина В.С., ДД.ММ.ГГ г.р.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГ XXXX, выданной командиром войсковой части XXXX, Симонякина Н.С. уволена с воинской службы в запас ДД.ММ.ГГ на основании приказа ком. 83 ОДШБр XXXX от ДД.ММ.ГГ по состоянию здоровья – п.п. «в» п.1 ст.51 Федерального Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» без исключения из списков личного состава части до получения постоянного жилья от МО РФ по нормам действующего жилищного законодательства.
Решением XXXX от ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГ XXXX «О статусе военнослужащих» на основании заявления и представленных документов истица принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи из 3-х человек: супруга – Симонякина С.Я., ДД.ММ.ГГ года рождения, дочери - Симонякиной В.С., ДД.ММ.ГГ года рождения. Избранное место жительства – XXXX (квартира).
Согласно информационному письму 5 отдела по XXXX ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ XXXX дочь истицы Симонякина В.С. на основании п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» утратила право быть обеспеченной жилым помещением от Министерства обороны РФ в составе семьи.
ДД.ММ.ГГ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принято решение XXXX о предоставлении Симонякиной Н.С. совместно с членом семьи - супругом Симонякиным С.Я. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ МО РФ принято решение XXXX о снятии Симонякиной Н.С. и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере XXXX
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Уссурийского городского округа по состоянию на ДД.ММ.ГГ собственником жилого помещения, расположенного по адресу: XXXX, является Уссурийский городской округ на основании приказа Министра обороны РФ от 19.03.2013 г. №171, постановления администрации УГО от 09.07.2013 г. №2506, распоряжения управления имущественных отношений администрации УГО от 15.07.2013 г. №519-р, распоряжения управления имущественных отношений администрации УГО от 16.08.2014 г. №534-р, распоряжения управления имущественных отношений администрации УГО от 18.12.2014 г. №922-р. При этом жилой дом №XXXX в г.Уссурийске передавался за исключением служебных и приватизированных квартир. Как пояснил представитель третьего лица и следует из материалов дела, спорной квартире не присваивался статус служебной в установленном законом порядке.
Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа ДД.ММ.ГГ сообщило, что квартира является собственностью Уссурийского городского округа и статус служебного жилого помещения не имеет, что в том числе подтверждается свидетельством о праве собственности Уссурийского городского округа на квартиру, кадастровым паспортом и распоряжением управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа о включении спорной квартиры в реестр муниципального имущества.
Как следует из ответа управления жилищной политики администрации УГО от ДД.ММ.ГГ спорная квартира в муниципальный специализированный фонд в установленном законом порядке не включалась.
В соответствии с ч.5 ст.100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и ч. 4 ст. 67 и ст.69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 ст. 31, ст.65 и частями 3 и 4 ст. 67 данного Кодекса.
Согласно ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
П.п.«е» п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ). Однако оно может быть сохранено за бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения по решению суда на определенный срок по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 31 ЖК РФ.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм показывает, что правом на предъявление иска о признании прекращенным права пользования служебным жилым помещением бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения обладает наниматель жилого помещения.
Как следует из п.п.«а» п.41 Пленума Верховного Суда от 02 июля 2009 года №14 к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
Вместе с тем в судебном заседании на основании материалов дела, было установлено, что спорная квартира в настоящее время не имеет статус служебной, что также не оспаривалось сторонами, является собственностью Уссурийского городского округа. Следовательно, истица является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку нанимателям квартир, не имеющих статус служебных, не предоставлено право выселять бывших членов семьи по основаниям ст.ст.100, 103, 31 ч.4 ЖК РФ. С иском о выселении при установленных судом обстоятельствах вправе обратиться собственник жилья – администрация Уссурийского городского округа, вместе с тем с таким иском администрация УГО не обращалась.
Оснований для признания ответчицы утратившей право пользования спорной квартирой в силу ст.ст.69, 83 ЖК РФ также не имеется, поскольку как пояснили стороны, ответчица проживает в спорной квартире, платит за нее, от своего права пользования не отказывается, временные выезды из квартиры связаны только с командировками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.09.2017 ░.