Решение от 17.03.2016 по делу № 2-2048/2016 от 12.02.2016

№2-2048/2016

решение

Именем Российской Федерации

17 марта 2016 г.                                        г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,

при секретаре Бирюковой Н.В.,

с участием представителя истца Жукова А.В.,

представителя ответчика Уманцовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасиева А.А. к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку,

установил:

Хасиев А.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку. В обоснование заявленных требований указал, что в 2000 году над ним была установлена опека, опекуном была назначена ФИО5, выплата денежного пособия опекуну была назначена с ДД.ММ.ГГГГ. Однако выплата денежного пособия опекуну производилась без учета фактических цен, сложившихся в Саратовской области. Задолженность по выплате опекунских пособий, согласно произведенного им расчета, составила ,54 руб. Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем просила взыскать также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за период задолженности в размере ,84 руб. Также просил взыскать с ответчика расходы по оформлению доверенности в размере руб.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по изложенным основаниям за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год.

Представитель ответчика произведенные истцом расчеты не оспаривала.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1986 №41/85, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

Декларацией прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (Х1Y) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959, установлено, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.148, 150 СК РФ (действовавшими до 01.09.2008), ст.148-1 (действующей с 01.09.2008), ч.3 ст.40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Согласно ст.10 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Пунктом 3 ст.4 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно ст.1 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя представление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу ст.5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 №409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим до 20.11.2005, с 01.06.1992 устанавливались нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

На основании п.1 указанного Постановления, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 №199, действовавшего до 25.03.2008, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статься 72 Конституции РФ и статья 85 БК РФ предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта Российской Федерации в форме субвенций.

Правительством РФ были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000–2004 годы" в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ годы в бюджет Саратовской области из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Саратовской области на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.

Из бюджета Саратовской области в ДД.ММ.ГГГГ годы не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь, производились за счет местного бюджета. Данная обязанность возложена законом на субъект Российской Федерации – Саратовскую область и его финансовый орган – Министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в силу ст.152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст.31 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что во исполнение постановления администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении опекунства над несовершеннолетним Хасиевым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" ФИО5, назначенной опекуном Хасиева А.А., выплачивалось пособие.

Согласно справки отдела социальной администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ было выплачено пособие в размере: за ДД.ММ.ГГГГ год – руб., за ДД.ММ.ГГГГ год – ,24 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год – ,36 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год – ,36 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год – ,32 руб.

Доказательств выплаты денежных средств в ином размере ответчиком не представлено.

Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приемных семей в соответствии с Правительства РФ от 20.06.1992 №409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим до 20.11.2005, на основании данных службы государственной статистики Саратовской области, учитывая, что в соответствии с Правительства РФ от 20.06.1992 №409, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом за ДД.ММ.ГГГГ годы, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.

Согласно расчетам истца, подтвержденным сведениями службы государственной статистики Саратовской области, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) в сумме ,54 руб. Возражений относительно расчета истца со стороны ответчика не поступило. Указанный расчет был судом проверен и принимается во внимание как правильный.

Каких-либо доказательств, подтверждающих выплату истцу опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 №409, ответчиком суду не представлено.

В связи с тем, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующие период времени.

Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами о федеральном бюджете, за рассматриваемый период составляет ,84 руб. с учетом индекса потребительских цен, характеризующих уровень инфляции по Саратовской области. Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчиков не поступило.

Таким образом, общая сумма денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составляет ,38 руб. (,54 руб. + ,84 руб.)

Указанные суммы в силу ст.1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.96 ГПК РФ.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика расходов на оформление нотариальной доверенности, поскольку представленная в материалы дела доверенность являются общей, а не выданной для участия представителей в данном конкретном деле, в связи с чем оснований для признания данных расходов судебными суд не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 38 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░

2-2048/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хасиев А.А.
Ответчики
Министрество финансов Саратовской области
Другие
Жуков А.В.
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
12.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2016Передача материалов судье
17.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2016Судебное заседание
22.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее