РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 сентября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Помишина Л.Н., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, по жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логиновой Д.Н. от 12 августа 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логиновой Д.Н. от 12 августа 2024 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Хоборков Б.С.-Ж. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 января 2023 года удовлетворены исковые требования Пашкововой Ю.В. к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма. 3 июля 2023 года судебным приставом - исполнителем УФССП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство. Решение суда не исполнено по причине отсутствия в республике сформированного специализированного жилищного фонда, отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые могли быть предоставлены детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в том числе Ткачева. Заявитель ссылается на недостаточность бюджетных средств, отсутствие вины должника.
В судебное заседание участники судебного разбирательства не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2024 года начальник отделения - старший судебный пристав Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логинова Д.Н. вынесла постановление по делу об административном правонарушении № ...-АП, которым Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия привлечено к административной ответственности за то, что в период с 21 июня 2024 года по 7 августа 2024 года не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно не обеспечило Пашкову Ю.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в г. Улан-Удэ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ по делу №2-279/2023 постановлено обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Пашкову Ю.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в г. Улан-Удэ.
3 июля 2023 года судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, 28 июля 2023 года судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановлением от 27 декабря 2023 года Министерство социальной защиты населения РБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде уплаты штрафа 30000 руб., поскольку должник в период с 5 августа 2023 года по 20 декабря 2023 года не исполнил требование исполнительного документа.
6 мая 2024 года судебным приставом-исполнителем СОСП по РБ вновь вынесено постановление, которым должнику - Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 20 июня 2024, врученное должнику 6 мая 2024 года.
В установленный срок решение суда вновь не исполнено, обратное из материалов дела не усматривается.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения начальником отделения - старшим судебным приставом Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логиновой Д.Н. постановления от 12 августа2024 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, на дату вынесения обжалуемого постановления от 12 августа 2024 года, постановление №...-АП от 27 декабря 2023 года о привлечении Министерства к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30000 руб. было обжаловано, и вступило в законную силу только 15 августа 2024 года.
В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае срок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не истек.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Обе санкции за совершение административных правонарушениях по ч. 1 и ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривают наказание в виде наложения административного штрафа (при том, что по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ составляет от 30000 до 50000 рублей, тогда как по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ от 50000 руб. до 70000 руб.), соответственно, переквалификация действия (бездействия) Министерства, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, на другую статью – ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не ухудшают его положение.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности вины Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а именно неисполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит изменению в части квалификации наказания и размера назначенного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логиновой Д.Н. от 12 августа 2024 года № ...-АП в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ изменить.
Признать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ИНН 0323080756), юридический адрес: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 10. Виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В остальной части постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логиновой Д.Н. от 12 августа 2024 года № ...-АП оставить без изменения, жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти суток через Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Л.Н. Помишина
Копия верна: